Каникулы в городе трагической красоты и безумия

Мария Кудякина
Петербург - удивительный город, Северная Пальмира. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе. Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.
Увидеть город можно по-разному. Это могут быть взор приезжего, экскурсанта и глаза ребёнка или взрослого, влюблённого или одинокого; глаза человека, родившегося в городе и сроднившегося с ним всем существом, и глаза человека, выросшего в деревне и попавшего в город, как в ловушку. Один видит город из окна роскошного особняка, а другой из окна больницы или бедной наёмной квартиры. И картины эти будут различными. Поэты и писатели более других людей способны чуткой душой воспринимать город не просто как внешнюю среду обитания, а как одушевлённое, живое существо. Поэтому образ одного и того же города оказывается совсем не одинаковым у разных поэтов.
Впервые в Петербурге я побывала два года тому назад. Трудно передать те чувства, которые я ощутила: радость, восторг, удивление.   Меня удивило то, что город никогда никуда не спешит, там нет суеты, которая присуща крупным городам. Петербург меня вдохновил, я наслаждалась этим городом все время пребывания там. И эти десять дней навсегда останутся в моей памяти самым счастливым и ярким воспоминанием. Прогуливаясь по Невскому проспекту, я много раз задавала себе один и тот же  вопрос: почему у Н.В. Гоголя проспект иной, не такой, каким я его вижу?
Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.
Перечитывая  страницы прозаических и лирических произведений, я вижу разный образ Петербурга, понимаю как относились к нему поэты и писатели и спешу в те места этого таинственного города.
Я пытаюсь сравнить образ Петербурга в произведениях русских писателей XV;;I  века с восприятием читателя этих литературных творений XXI века.
     Мои любимые произведения: «Евгений Онегин», «Медный всадник»  А. С. Пушкина, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, «Размышление у парадного подъезда», «Петербургские улицы» Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
        Необыкновенно, но у каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты.
Тема Петербурга не  оставила меня равнодушной. Я решила пообщаться со сверстниками и выяснить, как к Петербургу относятся они.
 Что же удалось выяснить? Очень мало сверстников были в Санкт – Петербурге,но благодаря писателям – классикам, каждый имел возможность совершить заочную экскурсию в этот двуликий город.
Больше всего Петербург запомнился им в «Медном всаднике», «Невском проспекте» и «Преступлении и наказании». У каждого из опрошенных свой образ Петербурга, свое видение.
Это доказывают сочинения о Санкт- Петербурге, которые были написаны моими сверстниками. Почти в каждом  прослеживался образ города навеянный классиками русской литературы  XIX века.
В моем же воображении Петербург двуликий, он привлекает меня красотой архитектурных сооружений, памятными литературными местами.
Можно с уверенностью утверждать, что два образа Петербурга, созданные писателями с принципиально разными этическими установками, не только полемичны по отношению друг к другу, но и различны по ракурсу изображения.
Бреду по Невскому и понимаю,что вдохновили меня на эту поездку великие русские классики, стараюсь увидеть то,что видели они, прислушиваюсь, но вместе с тем разглядываю, замечаю новое в этом удивительном городе. Мой Петербург особенный!!!