Никто не забыт, ничто не забыто!

Барух Бавли
«Керчь - потерянные герои» - так называется новая драма о грузинах, защищавших Крым в годы Великой Отечественной войны.
Режиссер Леван Дабрундашвили говорит: «новое поколение мало что знает о той битве, старое уже уходит, а я думаю, что грузины должны помнить ее, как помнят Дидгори (победа в 1121 году над сельджуками), Абхазию (война 1992-1993 годов) и войну 2008-го».
«По пальцам можно пересчитать оставшихся в живых героев, прошедших этот ад, и мы этим проектом хотя бы частично оценим их вклад, который они внесли», - заявил Дабрундашвили.
Фильм посвящается «памяти 86 000 грузинских солдат, которые в 1941-1942-м не вернулись из Крыма на родину».
В годы ВОВ из Грузии на фронты было призвано 700 тыс. человек, половина из них не вернулась на родину. Больше всего грузин погибло в боях за Керчь и Новороссийск, где формировались грузинские дивизии.
Советское командование отправляло грузин воевать в Крым совершенно неподготовленными.

В 1941-м в Новороссийске погиб мой дед - Бочия Бабилуа, призванный из Поти. Немецкая авиация потопила в море корабль с новобранцами из Грузии. До сих пор никаких сведений. Мой отец и его братья остались сиротами, их воспитывал и поднимал дедушка - Кондрат Целейскири.
В перечне дворянских родов Кутаисской губернии значится фамилия ЦУЛЕЙСКИРИ.
http://goldarms.narod.ru/imeretia.htm
Цулейскири - старинный дворянский род.
Семью Цулейскири раскулачили в сер.30-х гг., экспроприировали дом.
Евгения Кондратьевна (урожд. Цулейскири) - моя бабушка, мать моего отца, вспоминала, как  дед подъезжал верхом на коне и угощал её маленькую, стоящую на террасе, виноградом и чурчхелой. Он был человеком благородных кровей.
У моего папы (1938 г.р.) на всю жизнь отложилось в памяти, как прощались с отцом у шлагбаума, как плакала мать, запомнил, как будучи совсем маленьким, держал в руках отцовскую винтовку...

В одном из эпизодов, когда комиссар призывает солдат из окопов навстречу врагу возгласом «Да здравствует непобедимый советский народ!», грузинский воин на грузинском матерится и шепчет «Да здравствует моя Грузия!».

Фильм снят на базе студии GDS.

Сегодня на выезде из Поти установлен мемориал погибшим при обороне Крыма грузинским воинам, на котором выбита фамилия и моего деда - Бабилуа Бочии Ивановича.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!