Детство Часть 5

Татьяна Кассирова
Рассказ Бабани

Долгими зимними вечерами, бабушка штопала белье, или плела кружева, скатерти, шторы, накидушки бабушкиной работы, скрашивали скудную обстановку дома. Низко склонив голову над своей работой, бабушка пела грустные старинные песни и из ее прекрасных голубых глаз катились слезы.
Жалобные песни про Ваньку –ключника, который погибает на булатном ноже, про девушку с русою косой. Ее голос был приятным, заставлял   девчонок прислушаться, и в комнате сразу становилось тихо. Бабаня тосковала по своему Алексею, ее муж не вернулся с войны и она продолжала его ждать, ведь похоронки бабушка не получала, а только извещение, что ее Алеша пропал без вести.  С войны прошло немало лет, но надежда не угасала в сердце бабушки. Девочки знали, что их дед, замечательный честный человек, коммунист. Умный , честный, образованный .Отправлен на фронт был больным, потому что выложил свой партийный билет , сказав при этом, что с этой шайкой, больше не связывается. Он отказался раскулачивать многодетную семью, у которых из богатства за душой и была только одна коровенка, а ребятишек от мала до велика.
Полинка, тут же представляла себе шайку одноглазых бандитов, у которых один глаз был перевязан черным бантом, таким же , как в Анжелкиных косах.  Все они кричали на деда и стучали кулаками в стол.
Дедушка до войны  работал  прорабом, строил дома и силосные башни. Силосные башни в воображении  Полинки  были замками, на вроде тех, что строили они с Анжеликой на песке. Еще Полька знала, дед был пекарем, стряпал пряники и печенье. В голодное время Бабаня нашла серебряный брелок, и дед выменял его на муку и крупы.
Дед  состоял  в партийных ячейках и кружках, где все люди мечтали о будущем, о новом обществе, когда не будет ни богатых, ни бедных, и все будут равны. И денег тоже не будет, и все будет раздаваться людям поравну, и все будут счастливы.
Зиночку, маму сестренок, дед везде водил с собой, считая, что его Зиновья, так он называл дочь, должна быть политически подкована, грамотна, а варить и шить, это не для нее. Мать действительно не умела готовить, варила, конечно, но не так вкусно, как бабушка. Бабаня и варила и стряпала и такую вкуснятину, пальчики оближешь. Хотя она и сознавалась в том, что свою первую стряпню вывалила под кусты в крапиву, чтобы дед не увидел ее неудач.
Мама была и умной и образованной, окончила институт, получив педагогическое образование. Работала учительницей и русского и литературы. Работала по ликвидации неграмотности. Работала в детской колонии, воспитателем и в военно-учетном столе в звании капитана  милиции.  Но жизнь заставила сменить профессию, что бы зарабатывать деньги, так говорила бабушка.
Сама же Бабаня была абсолютно неграмотной, глубоко верующей женщиной. Однако дед был убежден, что никакого Бога не существует, и запрещал ей ходить в церковь. В церковь  она бегала тайком, стараясь не пропустить не единой службы.
Извещение с фронта пришло в 43, потому бабушка и считала, что ее Алексей находится среди живых. Она рассказывала сестренкам про инвалида, которого непогода завела к их дому. Этот инвалид и поведал, что лежал с ее мужем в одном госпитале в Латвии. У Алексея нет ни рук , ни ног, ампутированы. Что он обрубок. Читает дед журналы   и газеты, перелистывая их языком, курит люльку, которую ему набивают табаком, и еще он никогда не ругается матом, весь мат заключен в одно слово, неулахи. Инвалид так точно описал все приметы , внешность, характер деда, что Бабаня ни разу не засомневалась, что это   ее Алексей , и инвалид говорит правду. Бабушка твердо была уверена, что ее муж жив, но домой он все равно не вернется, не желая быть обузой.  Были поиски и длительная переписка с военкоматом и госпиталем, но эта письменная волокита ни к чему не привела, поиски оставались безрезультатными. Милая, добрая бабушка, как она самоотверженно ждала своего солдата, как безгранично и преданно любила.  Она была самой доброй из всех бабушек, доброй, как к своим, так и чужим людям.
Оставшись круглой сиротой, Бабаня была взята купеческой семьей в няньки к Митеньке  и до того прикипела к ребенку, как к родному братишке, мальчик был умным и ласковым.  В няньки бабушку взяли, шести лет.
-Хозяева богатые купцы, но люди честные и отзывчивые, никогда не обижали, рассказывала бабушка, к любому празднику подарками одаривали.
Пришла революция, купцов раскулачили и сослали.
-Вот встречаю, я Митеньку, говорит бабушка, уже взрослого парня, зимой в одном нижнем белье, по помойкам ходит, худой обросший, вшивый, грязный.  Узнал меня бросился на шею, плачет , няня, няня.
-Привела домой, тайно, строго было в ту пору, закон был не укрывать буржуев. Обобрала, обмыла, переодела в  в другую одежду, накормила и в дорогу узелок собрала. –Плачет Митенька, руки мне целует –Век помнить тебя буду сестрица, няня моя родная. Сейчас  как вспомню, сердце кровью обливается, вот ведь дела какие, жалко Митеньку, рассказывала бабушка.
-А ведь и Вы были бы не нищими, продолжала рассказ бабушка, правда все одно, в революцию бы все отняли.
-Мои родители были фабрикантами, в селе Сухрино, у них фабрика была « Пуха и пера». Гусей разводили, птицей на всю Россию славились. Да рано  родители померли, а нас деток взял на воспитание опекун, племянник отца. Он то и разорил фабрику и нас по миру пустил. Незадачливый опекун все добро сгноил, промотал все ,что можно было. А братьев и сестер, их  у меня много было, Аркадия, брата, нашли на релках обгоревшего, убили и сжечь решили добрые люди. Виктор, брат старший, жив. Женат он и дети есть, но богат, в люди выбился, к этим не достучишься, за родню нас нищету не считает.  Грушу, сестру, в дом терпимости отдали. Это уж потом, ямщик один выкупил  девушку, влюблен шибко был.  Живут хорошо, открыли вскоре свое дело, рукастым парень  оказался, игрушки деревянные стал мастерить. А вскоре разбогатели, пошла продажа. Ну и тоже знаться с нищетой не захотели, а то по первости все в гости ездили с гостинцами к нам.
Меня за Алексея молоденькой выдали, годы прибавили, и повел меня Алексей под венец. Внешне мой Алешка на цыгана похож был, говаривали, что его мать Ирину за девяностолетнего старца выдали замуж, Алешка от цыгана и родился, возил там один барду по деревне. У Алексея волосы вороного крыла и глаза голубые.
Вот, как соберусь в церковь вас с собой возьму, покажу, где тетка  схоронена, да мать моя, Татьяна. Недалеко от кладбищенских ворот, по праву руку.
Когда бабушка пела, Полинка пыталась подпевать ей, но когда начинала подвывать, Бабаня останавливала. –Да не дери ты горло, пой тихонечко.
Анжелка пела тихим голосом, на что бабушка говорила –Разевает щука рот, да неслышно что поет.
Но чаще сестры молча слушали грустные Бабанины песни
-Вот повесили Ванюшу,
Среди голых, среди скал,
Вот висит , висит Ванюша,
Как былинка на корню,
А княгиня умирает н
На булатном, на ножу.
Эти строки песни, про Ванюшу ключника, которого полюбила молодая княгиня.
Сестры с трудом выстаивают молебен в церкви, когда их берет с собой бабушка, но они как завороженные со страхом смотрят на лики святых, взирающие на них с церковных стен. Смотрят на мерцающие свечи, на священнослужителей в длинной рясе, расхаживающих с кадилом, повторяют молитвы за бабушкой , с замираньем сердца вслушиваясь в пение церковного хора.
Брала сестер в гости бабушка и к своим подругам, где можно было послушать радио, ведь у них в доме его не было.
Полинка слушала пение оперных певиц, а вскоре и сама запела, подражая им. И ей казалось, что она поет как настоящая певица. Голос звучал и переливался, даже в горле что-то клокотало.   
(Продолжение следует)