Глава 5. В тылу на чужбине 4

Горовая Тамара Федоровна
     Находить подтверждения сведениям из большинства рапортов «Жоржа» — задача довольно сложная, так как в них в основном отсутствуют либо неверно указаны даты, а также слишком ориентировочно, часто с искажением названы места событий. Для примера приведу небольшой фрагмент копии итогового рапорта Пономарева, представленный в районном историко-краеведческий музее станицы Ленинградская, где жил командир «Жорж»  [47г]:
     «В районе Буг пущено под откос три поезда, из них у села Бруссы воинский эшелон, который шел с солдатами и авиа-бомбами. Взято 142 кг динамита, охрана была арестована, оружие также было взято. В расположении нашего лагеря был подослан шпион СС, который был своевременно разоблачен и расстрелян. Ещё в этом районе разбито два коллаборатора, забрано 80 тысяч денег.
     После этой работы был дан приказ перейти в район ШОМОНТ-БУРБОН. По пути Буг-Тинекурт был взорван динамитом трансформатор высоковольтного напряжения в деревне Рюппе. Дальше на дороге у Вителя убито 2 немца и один ранен, взято оружие.
     По приходу в район Тинекурта в селе Серкю было отобрано оружие у казаков и забрано жетонов (пикетов) на хлеб 4000 кг. После всего были взорваны электростолбы высоковольтного напряжения в селе Лауксхурес (Сосюр).
     На станции Ганкурт была сделана засада на немецких часовых, убито два немца, забрано оружие. После этого, была сделана атака на ж.д. станцию Мери».
     Длительное время не было возможности изучить информацию по рапортам № 5, 6, 7, 9 и 11 «Жоржа». Теперь недостающие сведения можно дополнить – в данной книге впервые публикуются вышеперечисленные рапорты (рис. 8–10, 12, 14, 15, 23, 27, 28). Поскольку их содержание прежде не было известно, работа по поиску документов, отражающих конкретные эпизоды тех или иных событий во французских архивах, будет продолжена. С этой целью полезно было бы ознакомиться с рапортами командиров диверсионных групп отряда, находящимися в том же музее ВС РФ. Надеюсь, будущие исследователи непростой истории партизанского отряда «Сталинград» продолжат изучение его архива
     Выше я вкратце описала историю развития событий и отдельные эпизоды, связанные с работой партизан в северной части деятельности отряда, которую иллюстрирует рис. 5. Ниже, а также в следующих главах последует описание некоторых операций, осуществлённых в южной части, где в боевых и диверсионных действиях принимал участие отец (см. рис. 11).
     29 апреля отряд прибыл на новое место базирования, расположенное в двадцати километрах на юг от прежней базы, в районе населённого пункта Бук (Boucq) [22; 44; 49б]. За период своей деятельности с декабря 1943-го по сентябрь 1944 года партизанский отряд несколько раз менял места базирований, перемещая их преимущественно с севера на юг, о чём говорил мне отец: «Немцы не давали нам возможности долго сидеть на одном месте». Причинами перебазировок являлись обнаружения отряда гитлеровцами, облавы и прочёсывания ими лесных массивов, где находились эти базы. Мне известно о шести местах нахождения баз отряда, которые я нанесла на карту, возможно, их было больше.
     В районе Бука в начале июня в отряд вступил отец. В июньском рапорте «Жоржа» в списке личного состава значатся французы Поль и Рэнэ, а количество партизан достигает уже порядка тридцати человек, среди них Фёдор Горовой (рис. 16). В какой-то степени отряд был интернациональным, хотя подавляющее большинство составляли бывшие советские военнопленные. В первых же боевых операциях отец проявил себя как человек грамотный, хорошо ориентирующийся на местности, понимающий карты и вообще разбирающийся в военном деле. Его деятельность в партизанском отряде началась с участия в разработке и осуществлении диверсий на железных дорогах. В характеристике отца сказано: «Как лучший боевой и способный товарищ, он был назначен командиром группы <…> Товарищ Горовой со своей группой за время пребывания его в отряде сделал три разборки железных дорог, вследствие чего произошло три крушения и пошли под откос три немецких военных эшелона с войсками, боеприпасами и военными материалами» (рис. 18). В книге В. Клокова [20] названы населённые пункты, вблизи которых были совершены пуски под откос военных эшелонов, в которых принимал участие отец, – Формази и Нетрез. Населённые пункты с немного схожими названиями: один Фромезэ (Fromezey) находится далеко от Boucq, в пятидесяти трёх километрах по прямой на север, второй – Неве (Naives) – в восемнадцати километрах юго-западнее. Отец упоминал в разговорах о своём участии в диверсиях на железной дороге с применением взрывчатки, в моей памяти сохранились лишь отрывочные моменты из этих рассказов.
     В рапорте № 7, лист 1 Пономарева (рис. 12) эти операции описаны так: «В районе Формези спустили под откос 2 эшелона. В результате нашей работы 29 вагонов разбито». «В районе Нетрезе сделали крушение 2 эшелона. В результате разбито 46 вагонов и 2 локомотива». Видимо, имеется в виду понятие «сдвоенный (соединённый) поезд», то есть состоящий из грузов различного назначения и формирующийся для форсированной пропускной способности ж/д перевозок, вес перевозимого груза и количество вагонов таких поездов существенно увеличиваются. Такие поезда могут иметь два локомотива – спереди и в хвосте. Оба эпизода отнесены к маю, хотя отец появился в отряде в начале июня.
     В этом же рапорте в связи с пуском под откос в районе Спенкурт поезда с боеприпасами в числе исполнителей назван Яков, очевидно, Блинов (рис. 14). Правнучка Якова Блинова по документам установила, что её прадед появился в отряде в конце июня.
     В рапорте № 7, лист 1 рассказано об освобождении из «немецкого плена негров из лагеря» и о том, что в результате этой операции партизаны забрали у охраны две винтовки. Написано, что в ней принимали участие «Михаил, Николай Белейч., Фёдор Горовой, Данил Огородников». Видимо, первые два – Михаил Малышев и Николай Беличенко. За отличное выполнение задания участникам вынесена благодарность.
     Это соответствует действительности, отец рассказывал о том, что он участвовал в этой операции. Было совершено нападение на охрану и освобождены военнопленные африканцы, бывшие солдаты французской армии. Узники присоединились к отряду. Детали этого события я плохо помню, но почему-то в памяти осталась фраза отца о том, что общаться с неграми было весьма затруднительно, и общий язык с ними сравнительно легко находил только армянин Олег (Тер-Тебирян). Впоследствии Айк возглавил сформированную из бывших военнопленных африканцев отдельную группу. Сведения об этом отважном человеке есть в работе Гастона Лароша, его фамилия обозначена как Haik Der-Tbirian [22].
     На сайте* приведены доводы, что освобождение (побег?) алжирцев (по Г. Нечаеву) и сенегальцев (возможно, мароканцев и сенегальцев) произошло 10 июня, а не в мае; подтверждение этому имеется во французских архивах. Несколько иные обстоятельства, изложенные при описании этого случая, могли иметь место (разоружение немецкого офицера в конторе лагеря, в котором военнопленные африканцы работали на лесозаготовках). Вызывает недоумение утверждение, что два вооружённых немецких солдата, не выполнив задание по конвоированию пленных, ушли... Вероятнее всего, в обнаруженных архивных документах отражена только часть происшествия. Не исключено, что освобождение было совместной операцией. Сержант Терро разоружил немецкого офицера, а группа макизар под руководством М. Малышева – двух приехавших с ним солдат. Таким образом в отряде появилось две винтовки, о которых пишет в рапорте «Жорж».
     Рапорт № 7 «Жоржа» подписан третьим июня, то есть получается, что изложенные в нём события происходили несколько позже этой даты. Внимательное его изучение наводит на мысль, что этот документ содержит в себе эпизоды мая-июня, а возможно, и более длительного периода. В следующем рапорте № 8 (рис. 16) отсутствуют упоминания о выполненных операциях, он содержит только организационные моменты: выделение из «Сталинграда» группы «Железняк» под руководством Андрея Цыбикова. Это также косвенно подтверждает вывод о том, что события, упоминаемые в рапорте № 7, имеют более широкий временной диапазон. Возможно, документ является итоговым и в нём перечислены все диверсии на железной дороге за полугодие.
     В этом же рапорте (лист 1) говорится: «С Брусса спустили под откос железной дороги военный поезд, который шёл с немецкими солдатами, авиабомбами, самолётами». Видимо, имеется в виду маленький населённый пункт Broussey-en-Woevre, на карте (рис. 11) сокращённо Broussey, в десяти километрах от Boucq.
     В рапорте № 7, помимо уже упомянутых четырёх, имеются сведения ещё о двенадцати крушениях на железной дороге. Перечислю их в последовательности, приведённой в рапорте, хотя наверняка хронологический порядок в нём отсутствует.
     Лист 1 (рис. 12)
     Cпущен товарный поезд и локомотив в районе Жендракурт.
     Лист 2 (рис. 14):
     Cпущен поезд с рудой в районе Калмен, 13 вагонов и локомотив;
      –"– военный поезд в районе Шаронси, 17 вагонов и локомотив;
      –"– товарный поезд в районе Веери, 4 вагона с мукой и теплушка с проводником;
      –"– военный эшелон в районе Конглярвильер, следовал с машинами и кухнями, 13 вагонов;
      –"– поезд с рудой в районе Аранси, 16 вагонов и локомотив;
      –"– товарный поезд в районе Пана, два вагона с песком.
     Лист 3 (рис. 15):
      –"– товарный поезд в районе Баранкурт, 19 вагонов разного груза и локомотив;
      –"– поезд в районе Пан, 17 вагонов и паровоз;
      –"– поезд в районе Пан, 4 вагона с разным имуществом;
      –"– поезд в районе Туль, 18 вагонов и локомотив;
      –"– поезд в районе Женекурт, 21 вагон и локомотив.
     В приведённом выше списке все названия населённых пунктов приведены в соответствии с рапортом «Жоржа».
     В этом перечне осуществлённых диверсий в восьми случаях указаны исполнители либо руководители групп. Это группы Михаила Малышева (два эпизода), Александра Кузьмина (два эпизода), Виктора Игнатьева (два эпизода), Максима Соснина, Николая Кожина. В одной операции участвовал «Жорж».
     Я попыталась отыскать местонахождение указанных населённых пунктов, вблизи которых, в соответствии с рапортом № 7, осуществлялись диверсии на железных дорогах, и предприняла попытку предварительного анализа недавно полученной информации. Два населённых пункта – Веери и Конглярвильер отыскать на карте не удалось (увы, не всегда получается найти наименования, фигурирующие в рапортах). В отношении четырёх названий – Спенкурт, Калмен, Шаронси (очевидно, Spincourt, Colmey, Charency), а также Аранси (Arrancy) можно отметить, что они находятся на значительном удалении от места расположения отряда в мае-июне (в 64–84 км на северо-запад). У меня нет информации о том, осуществлялись ли диверсионными группами рейды на такие большие расстояния. Не исключено, что партизаны могли преодолевать немалые дистанции на транспорте; так, в рапорте № 7 есть фраза, свидетельствующая о возможности поездок в дальние маршруты: «Павел, Василий, Николай в это время убили немца и ушли неизвестно куда, оказалось, спустя некоторое время мы узнали, что они уехали в Париж» (рис. 14).
     Под населённым пунктом, названным в рапорте Баранкур, возможно, подразумевается Бернекур (Bеrnecourt), находящийся в двенадцати километрах севернее Бука. Населённый пункт с похожим названием Бонкур (Boncourt-sur-Meuse) есть также в пятнадцати километрах северо-западнее Бука.
     В отношении названий Жендракурт и Женекурт. Вполне можно допустить, что первое – это неправильное прочтение населённого пункта Гондрекур (Gondrecourt), находящегося на удалении тридцати двух километров к юго-западу от местонахождении отряда; второе – возможно, искажённое название селений Жезонкурт (Gezoncourt) в двадцати километрах северо-восточнее Бука либо Желокур (Gelaucourt) – в тридцати шести километрах юго-восточнее. Могут быть иные версии интерпретации этих наименований.
     Вернее всего по приведённым в рапорте описаниям можно попытаться отыскать во французских архивах диверсии в районе Панна и Туля (Pannes, Toul). К сожалению, из-за отсутствия необходимых дат этих диверсий найти подтверждающие их документы во французских архивах, очевидно, будет весьма проблематично.
     В итоговом рапорте Пономарева [22; 44] упоминается о трёх совершённых железнодорожных диверсиях в районе Бука.
     Из других заметных эпизодов этого периода можно выделить такие инциденты: группой Михаила Малышева у французов взято (?) два пулемёта, 25 гранат; захвачено оружие на одной из ферм (две винтовки и два пистолета); изъята винтовка в селе Решеку; реквизированы хлебные карточки.
     Группой Александра Кузьмина у коллаборациониста изъято два пистолета и винтовка.
     Группой Олега (Тебиряна) на карьере арестована охрана, захвачено 140 кг динамита. От французских патриотов получено оружие (7 винтовок, 12 гранат и 4 пистолета). Тер-Тебиряном организована мастерская для починки оружия и велосипедов, а также питание отряда и наблюдение за местностью.
     Группа Андрея Цыбикова в Панне убила немца (немецкого солдата?), очевидно, участвовали Павел, Василий, Николай.
     Группа Соснина реквизировала на ферме Рервиль 185 тысяч франков, а группа Кожина у коллаборациониста – два велосипеда, продукты, обувь.
     Видимо, при выполнении одного из заданий на ферме Фенельмонт гестаповцами были схвачены двое партизан – Яков Блинов и Виктор (Игнатьев или Евплов). По видимому, это случилось по вине Александра Кузьмина, за это Кузьмин получил выговор и был снят с должности командира группы (рис. 15). В дальнейшем он работал в группе отца.
     В рапорте № 8 «Жоржа» (рис. 16) говорится о том, что отряд планируется разделить на два подразделения, кроме того, в месте базирования остаются Алег (Тер-Тебирян) и Габриел для организации французского отряда (имеется в виду интернациональной группы, состоящей из бывших заключённых, освобождённых партизанами).
     Разделение отряда «Сталинград» произошло в июле по решению штаба, руководившего деятельностью партизанских отрядов, в связи с тем, что многочисленному отряду сложнее было скрываться и маневрировать в небольших лесных массивах.

     В отряде «Сталинград», в соответствии с рапортом № 8 Г. П. Пономарева от 22 августа, остались следующие бойцы (рис. 16):
     1. Пономарев Жорж
     2. Малышев Михаил
     3. Соснин Максим
     4. Огородников Данил
     5. Кузьмин Александр
     6. Аксинин Фёдор
     7. Горовой Фёдор
     8. Ларин Сергей
     9. Линков Михаил
     10. Лаврентьев Василий
     11. Смык Николай
     12. Белейченко Николай (видимо, Беличенко)
     13. Максимов Иван
     14. Евплов Виктор
     15. Шерухня Нестор
 
     В отделившийся отряд «Железняк» перешли:
     1. Цыбиков Андрей
     2. Игнатьев Виктор
     3. Кожин Николай
     4. Носиков Павел
     5. Свичкар Григорий (видимо, Свичко)
     6. Овчинников Антон
     7. Василий (?)
     8. Семён (?)
     9. Поль (француз)
     10. Пётр (видимо, Бычков)
     11. Поляков Василий
     12. Щекин Анатолий
     Существует ещё одна фотография отряда, которую мне прислали из музея станицы Ленинградская [47]. Снимок сделан в том же помещении и, видимо, в то же время, что и приведённый выше. На нём командир «Жорж» – в центре другой группы партизан (видимо, отряда «Железняк», отделившегося от «Сталинграда»).
     Если мои предположения верны и на ней сняты бойцы отряда «Железняк», то в нижнем ряду рядом с Пономаревым должны сидеть Андрей Цыбиков, Виктор Игнатьев и Николай Кожин.
     Из прилагаемой копии рапорта № 8 «Жоржа», находящейся в музее станицы Ленинградская (рис. 16), видно, что оба отряда к концу июня уже имели немалый арсенал оружия.
     Из этого же рапорта можно узнать некоторые подробности произошедших в конце июня случаев. Из отряда по непонятным причинам выбыли француз Рэнэ, поляк Вацек, а также Иван и Дмитрий (фамилии неизвестны). Отряд был обстрелян немцами, после чего исчез Валентин (видимо, Карпенко).
     Район Бука партизаны оставили 26 июня. Об этом сказано в рапорте Пономарева № 9 (рис. 22). В этот день отряд отправился дальше на юг, в новый район. По распоряжению партизанского штаба произошла его перебазировка в район Шомон-Бурбон (Chaumont Bourbonne). Следующим местом базирования отряда стал лесной массив возле Тинекура (Tinecourt), а через месяц – окрестные леса возле селения Жандревиля (Gendreville). Из Жандревильского леса, как я поняла из рассказов отца, диверсионные группы отправлялись на выполнение заданий в конце июля – в августе.
     Перемещаясь, партизаны продолжали уничтожать всё то, что работало на захватчиков, в том числе объекты энергоснабжения гитлеровской промышленности, а также вступать в боестолкновения с противником.
     В конце июня отец принимал активное участие в подрыве динамитом электрического трансформатора высоковольтного напряжения к югу от города Туль (Toul), возле Рюппе (Ruppet), о чём говорится в его характеристике (рис. 18). В рапорте № 9 об этой операции сказано так: «На пути взорвали трансформатор высоковольтного напряжения. Охрану этой линии мы арестовали в количестве шести человек». Далее следует фраза: «В эту же ночь мы убили трёх немцев и забрали ихнее оружие» (рис. 22).
     Диверсия по подрыву трансформатора повлекла за собой неполадки в системе работы двух крупных электростанций, снабжавших электроэнергией несколько немецких заводов в Лотарингии. Из-за прекращения электроснабжения заводы простояли несколько дней [20].
     В рапортах Пономарева постоянно звучит лютая ненависть к фашистам. Это чувство проявляется в его эпитетах: «подлецы», «немецкая сволочь», «фашистская гадина». При подготовке этой книги я просмотрела десятки тысяч снимков о зверствах фашистских нелюдей, об умышленном истреблении советских военнопленных, которые прошли в гитлеровских концлагерях все круги ада. В этих конвейерах смерти людям создавали нечеловеческие условия, морили голодом, избивали, издевались, превращали в скотину. От некоторых фотографий кровь стынет в жилах. Я, человек не видевший всех этих ужасов, испытывала омерзение от увиденного. Не трудно вообразить, какие чувства раздирали тех, кто прошёл через все эти кошмары. Ненависть бывших военнопленных, узнавших на собственной шкуре чудовищную людоедскую сущность тех, кто возомнил себя «высшей расой», вполне объяснима, оправдана и справедлива…
     В рапорте № 9 (рис. 22) Пономарев сообщает о том, что на базе вблизи Тинекура, куда отряд прибыл 2 июля, к ним присоединились Павел Манжин, Николай Левин, Яков Блинов, Иван Гельченко, Константин Афанасьев, Валентин Римонов [49г]. В предыдущем рапорте содержится информация о том, что Яков и Виктор были схвачены гестаповцами. Остаётся неясным, каким образом освободился Яков и куда делся Виктор.
     Первой операцией на новой базе записана акция по реквизиции 95 тысяч франков у коллаборациониста (изъяли одежду, обувь, продукты питания) [49г]. Но хронологическая последовательность перечисленных действий отряда в рапортах «Жоржа» чаще не соблюдается.
     Возле города Виттель (Vittel), вероятно, было совершено нападение на немцев, о котором «Жорж» кратко упоминает в итоговом докладе, «погибли 2 немца, 1 был ранен, забрано оружие» [22; 44]. (Виттель находится в восемнадцати километрах восточнее Жандревиля. – Т. Г.)
     В итоговом докладе упоминается, что возле Tinecourt были изъяты хлебные карточки на 4000 килограммов. В июльском рапорте также имеются эти сведения.
     Далее в рапорте № 9 говорится о нападении на власовцев (казаков) в Серкю и захвате оружия. Об операции в Serqueux группой отца будет рассказано в следующей главе.

* https://osru.t-n-v.com/главная/10-июня-1944-г. (В.А. Кочетков. Т&В Медиа, 2017).

                Продолжение: http://www.proza.ru/2015/06/20/1090