О Давнем 3. Продолжение, Маргарита Николаевна

Лидиия Смирнова
      
            

    
        О Давнем 3. Продолжение, Маргарита Николаевна       

      Как каждый  обыкновенный человек, проживший значительное количество лет и имеющий объемный багаж своего опыта, я часто вспоминаю, сравниваю и сопоставляю определенные события в своей жизни, а также в жизни близких и чужих людей.  При этом в моей памяти всплывают особенно значимые для меня, начиная с детства, моменты, периоды и этапы взросления, становления, одним словом, развития. Вспоминаются годы, фамилии, имена, лица, голоса. Иногда память поступает неосторожно, даже предательски: выпукло преподносит то, что хотелось бы забыть, как не существовавшее, и почему-то, как  скупец, придерживает в своих тайниках доброе, светлое, умное. В то же время, уверены, память всегда хранит свою основную именную матрицу, в которой заложено движение - последовательность нашего жизненного процесса и всего сопутствующего ему.
      Наверное, как и у многих,  самые яркие и длительные воспоминания связаны у меня с детством, когда все познается вновь, особенно яркими красками. Наш «компьютер»  только начинает наполняться информацией, т.е. мозг, как промокашка, впитывает все, что человек видит, слышит и чувствует. Если внимательно проанализировать накопившиеся в нем «файлы», то можно с уверенностью сказать, что ощутимый процент их содержания приходится на годы различной учебы, несмываемой чертой, пронизывающей все остальные входящие. И, конечно, прежде всего, самая заметная краска достаётся  наименованию «Школа».
       Вступая в школьный процесс маленьким и малознающим человечком, как и все -начинающие школьники, не разбирались ни в своих, ни в чужих потребностях, возможностях и желаниях. Но постепенно, двигаясь по ступеням знаний и общений, приобретался и достигался  уровень развития в образовании, в воспитании и развитии различных навыков и общезначимых ценностей. При этом очень естественно имело  значение «качество» преподавательского коллектива, который всегда непосредственно влиял и  формировал величину и направленность этого уровня.Он и сейчас, и навсегда останется самым  важным  в учёбе -  педагогический состав школы.
       Со временем возможность нашей памяти, наверное, становится избирательнее. И тогда в круг Особенных в воспоминания о школьных событиях и школьных друзьях, товарищах и особенно учителях попадают только фигуры значимые, эмоционально выпуклые и всегда важные для нас. Поэтому-то мы помним, прежде всего, своих первых учителей, затем особенно любимых, потом «не стандартных», и, конечно, дорогих наставников, прошедших с нами рядом все школьные годы. В конечном счете, из них мы имеем всего лишь несколько кандидатур. Наверное, это оправдано  временем, уверена, что всё неспроста остаётся с нами. Так произошло и со мной.
      
       Пройдя многие этапы накопления, память сохранила добрую теплоту о многих  школьных педагогах. Это произошло, во многом, за счет того, что наши отношения были всегда ровными: я никому не доставляла больших хлопот, училась хорошо и увлеченно, была привлекательной, опрятной и честолюбивой девочкой с задатками лидерских качеств. Мне были интересны почти все предметы школьной программы. И мне были интересны учителя (что могу сказать с полной уверенностью сейчас), просто, как люди разные по красоте, уму, доброте, одежде, образу жизни. И  разница , с такой точки зрения, между нашими дорогими педагогами-воспитателями  нам, детям, была видна. Но  уважение   к себе учитель вызывал, как ни странно,т.е. неосознанно, совсем другим своим качеством, а именно – знанием своего предмета, увлеченностью им.
        Мне повезло, в своей жизни училась у педагогов, которые знали, любили свой предмет, и прививали это отношение своим ученикам.  Во многом им обязана по жизни.
       Но есть среди них те, которые в превосходной степени относились к своему нелегкому труду, отдавая ему все свои творческие и физические силы. Этим они заслуживают особой благодарности. И, прежде всего, это относится к моему любимому преподавателю  русского языка и литературы – Маргарите Николаевне Ш. Если бы в любое время, в том числе и сейчас, мне был задан простой вопрос: «Имя какого учителя ты можешь назвать, не задумываясь?», то смогла бы без раздумий произнести это имя своего  дорогого учителя.
        Для меня встреча с Маргаритой Николаевной явилась не только приобретением уверенных знаний классической литературы, но и постижением традиционно русских духовных ценностей, которые она может дать, познаний глубин культуры великого нашего народа. У Маргариты Николаевны помимо дара преподавания, при всей её скромности, сдержанности было ещё истинно доброе сердце, наполненное любовью к  детям - два ценных качества для педагога.
        Помню, что Маргарита Николаевна пришла к нам в шестой класс молодым специалистом, направленным в школу № 46 после окончания Педагогического института. (Среди учеников прошел слух, что это был Ленинградский. В то время почти все педагоги  школ г. Комсомольска-на-Амуре были выпускниками педагогических ВУЗов европейской части страны, что было системой, а не исключением). Маргарита Николаевна обладала своеобразной красотой: стройная, с правильными чертами лица, темноглазая, с маленьким ртом, шатенка, с удлиненными, слегка завитыми волосами. Она выделилась среди других преподавателей своим негромким голосом и спокойной доброжелательностью в общении с нами, учениками.
      На её уроках было всегда тихо, и проходили они быстро. Она увлекательно рассказывала, хорошо читала наизусть, занимала нас чтением произведений «по ролям», что нам очень нравилось. Мы придумывали разные предложения на заданные слова, части речи, таким образом, лучше усваивая все направления русского языка и литературы. У неё, как-то, не было «любимчиков» все, казалось, были равны. Она всегда была строга в оценках, обходилась без громких похвал и порицаний. Разбирая наши сочинения и контрольные работы, Маргарита Николаевна спокойно указывала их достоинства и недочеты, а заодно поощряла успехи слабых. Это срабатывало – к восьмому классу «троешники» переросли в «хорошистов».
      Я же, в начале её преподавания, почувствовала себя слегка обделённой вниманием, к которому привыкла. Но вскоре поняла, что нахожусь под её негласным контролем и, в какой-то мере, резервом на разные обстоятельства, поэтому, расслабляться мне на уроках не приходилось.
      Учила она нас четыре года. За это время  мы узнали ее как скромного  и интеллигентного человека, обладающего живым умом и житейской мудростью.
      Помимо всего прочего, полученного из общения с Маргаритой Николаевной, для меня лично очень значительно то, что она направила мое внимание на саму себя. Произошло это почти просто. Она в нужной для меня тональности и в своё время оценила, поощрила и озвучила мои литературные способности. (Пожалуй, именно в те далекие времена мой замечательный педагог благословил меня на то, чем я  занимаюсь сейчас и что меня, по настоящему, увлекает.)
       Это случилось  в седьмом классе при разборке моего сочинения на вольную, в общем-то, банальную тему «Отдых в воскресенье». Помню общее его содержание до сих пор, работала я над ним вдохновенно и увлекательно, видимо, ощущая «вкус» этого дела. Учитывая сдержанность Маргариты Николаевны, я со смешанным чувством ждала её оценки. Но результаты  превзошли все мои ожидания -  мой преподаватель был в восторге. Были указаны все особенности языка и замысла моего изложения, замечены вдохновение и лирика, а также задатки моих литературных способностей. В результате, Маргарита Николаевна отправила мое сочинение куда-то в городской отдел образования, а позже я узнала, что она до сих пор хранит его у себя. 
        Не знаю, любили ли её другие ученики, но то, что она заинтересовала и завоевала нас, вложив значительный потенциал образованности в каждого, это было сделано на высоком профессиональном уровне.  Думаю, что к словам моей благодарности Маргарите Николаевне, могли присоединиться сотни людей, прошедшие ее умные «руки».
        Мы с ней долго не виделись после моего окончания школы, но вспоминали  в нашей семье её часто, особенно  мама, которая, оказывается, близко познакомилась с Маргаритой Николаевной во время моей учебы в другом городе. На протяжении всей жизни мамы длилось это теплое знакомство, без частых встреч и длинных разговоров они держали друг друга в поле зрения.
   
     Последний раз мы встретились с моей дорогой Маргаритой Николаевной в 2004 году, случайно, на улице, и долго не могли расстаться. Делились пережитыми болями и радостями. Она искренне сочувствовала мне в связи с постигшими меня потерями мамы и сына. В свою очередь, я приняла участие в обсуждении и решении её не простого семейного вопроса по отъезду на постоянное местожительство к дочери.
    Вскоре они с мужем уехали. Телефон ее молчит, но я знаю, что она продолжает проживать там же и надеюсь на встречу.