Неизвестный художник. Толстой - американец

Геннадий Мартынов
   
 Да, художник неизвестен, зато тот, кто изображён на холсте, уж как хорошо известен.

 Настолько известен, что стал он прототипом для многих литературных персонажей. Причем наших самых знаменитых писателей. Осталось несколько портретов этого человека. Но я решил выбрать именно это его живописное воплощение. Поскольку именно это изображение лучше всего отражает его характер и всю его внутреннюю человеческую природу. Холёное лицо аристократа. И глаза! Холодный не знающий жалости убийца. А он и был убийца. Убил в кровавых дуэльных поединках одиннадцать человек. И чаще всего сам же провоцировал на дуэли – такое почти узаконенное убийство – свои будущие жертвы. И чаще всего по пустяковым поводам.

     И я этого не могу понять. Убить человека. Уничтожить себе подобного, уничтожить чужую жизнь, дарованную самим Богом. Убить такое же мыслящее существо, наделённое душой. Сознательно разрушить живой мир, наделённый такими же  человеческими чувствами, желаниями и мечтами, присущими всем нам. Ведь на это надо же решиться. Как после этого жить самому, зная превосходно, что чужую жизнь превратил в прах, отправив его в мир иной. Но это так только говориться «в мир иной». А по сути дела просто в гроб, который закопают в землю. И таких вот «гробов", он наделал более десятка. Невероятно! 

                *****

  А он стал заметным персонажем во многих знаменитых литературных произведениях.  Вот Зарецкий, например, в поэме Евгений Онегин. Вспомним:

"Но где же, - молвил с изумленьем
Зарецкий, - где ваш секундант? " 
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства.
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства.

   А этот Зарецкий просто вылитая копия всё того же «американца». Потому как Пушкин знал этого «классика и педанта» дуэлей не с чьих то слов. Знал лично.  Мы  знаем  и эпиграмму, написанную Пушкиным, обращенную всё к тому же персонажу. Он написал  эту эпиграмму  оскорблённый до нельзя  после того, как Фёдор Толстой пустил сплетню. Он писал, что, дескать, Пушкина высекли в тайной канцелярии за «Гаврилиаду». Что можно было ожидать после этакой пощёчины? Только дуэль.  И после она  едва  только  не состоялась. Вот эта эпиграмма.   

В жизни мрачной и презренной
Был он долго погружен,
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он.
Но, исправясь понемногу,
Он загладил свой позор,
И теперь он — слава богу —
Только что картежный вор.

      И при всём при том,у Пушкина, на мой взгляд,  были какие-то странные отношения со своим оскорбителем.   Пишет эту злую эпиграмму,  по сути  посылает ему вызов на смертельный поединок, а потом годы спустя ему же  поручает передать самое главное в его жизни предложение своей будущей жене.   

                *****
   И у Грибоедова всё он же, этот «американец». Вот какая характеристика ему в «Горе от ума»
 
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.


   А вот у Льва Толстого, кто он? Он Долохов. Один из самых отвратительных и мерзких персонажей огромного романа. Вспомним, какая это была сволочь. Он любовник Элен.  Он же спровоцировал Пьера на дуэль. При этом этот снайпер – дуэлянт доподлинно знал, что сам он ничем и не рискует – Пьер никогда пистолета в руках не держал. И едва только не поплатился жизнью за свою подлость. Он же, этот  прожженный, признанный шулер,  обыграл наивного Колю Ростова на жуткую сумму. И он же помогает устроить побег Наташи Ростовой из отчего дома, чем расстроил все её отношения с Болконским. Можно себе представить большего негодяя?
 

     И всё-таки во всех этих описаниях,  да и не только этих, везде на «американце» лежит такой легкий налёт восхищения. Удивительно.   Вот как, например, описывает его Фаддей Булгарин.

         
«О нем можно бы написать целую книгу,  если бы собрать все, что о нем рассказывали, хотя в этих рассказах много несправедливого, особенно в том, что относится к его порицанию… Он был прекрасно образован, говорил на нескольких языках, любил музыку и литературу, много читал и охотно сближался с артистами, литераторами и любителями словесности и искусств. Умен он был как демон»
                ***** 
   Ко всем перечисленным цитатам в прозе и стихах я хочу вставить и мое смиренное слово. При всех описанных Фадеем Булгариным и не только им  достоинствах бретёра-дуэлянта, мне то он представляется настоящим чудовищем. Что из того, что он знает иностранные языки. Я вот тоже знаю, и что? Любовь к музыке и литературе, знакомство с французским никак не оправдывает все безобразия, учиненные им за всю его поганую  жизнь.

     И я имею в виду не только его просто патологическое неприятие правил и законов приличия, которые он демонстративно преступал. Находя именно в этом способ самоутверждения в жизни.  Не в благих деяния  и поступках он отличился в жизни.  Прославил он  себя, помимо всех прочих гадостей, прежде всего тем, что он был убийцей.  Он убил одиннадцать человек.

   Вы только вдумайтесь в это. И убивал он часто не из неистребимого желания защитить свою поруганную честь. Нет,  чаще всего он провоцировал своих оппонентов на дуэли, которые сами должны были защищать честь. Провоцировал самым низким и недостойным способом. Клеветой. Вот так, как это произошло с Пушкиным. Ну кто его просил распространять эту басню про то, как высекли поэта шпицрутенами заплечными мастерами Тайной Канцелярии? Зачем ему было таким пошлым образом задирать известного всей России поэта? И как поэт мог стерпеть это? И не стерпел. Желание отомстить за клевету жгло долго его изнутри. И только счастливый случай не позволил, чтобы роковая пуля не сразила Пушкина задолго до выстрела Дантеса.

      А ведь каждый им убиенный был не просто человек сам по себе. Он был ещё и  чей-то сын, чей-то брат, отец, или будущий отец,  муж или ещё жених. А этот негодяй вырвал  из всего этого родственного круга близкого им человека, причинив горе стольким другим людям.
 
     Но божья кара настигла все-таки наперсника разврата. Бог дал ему 12 детей. Из них умерло одиннадцать во младенчестве или в отрочестве. Уцелела только одна дочь, ставшая впоследствии женой московского губернатора. Жестокое, конечно, наказание. Оно мне напоминает божью кару, которая обрушилась на библейского царя Давида. Того самого, что из пращи свалил Голиафа.
 
  Царь Давид так воспылал чувством к уже замужней женщине Вирсавии, что приказал слугам привести  её после купания в свой дворец. Как она выглядела, вы увидите на  замечательном полотне Карла Брюллова в той же Третьяковке. Ну и, понятно,  соблазнил он её. То есть совершил грех прелюбодеяния. Ну а ненужного мужа отослал своею властью на войну, где он и был убит. Ещё один грех. Бог, который, как известно, всё видит, не простил. Первенец, зачатый таким богопротивным способом, не прожил и нескольких дней. И долго после этого Давид просил у него прощения. И добился. Сжалился Всевышней и даровал ему ещё одно дитя,  ставшего впоследствии мудрецом Соломоном.
 
     А вот «американцу» Бог ничто не простил. Убил Фёдор одиннадцать несчастный, ну и прибрал к себе Бог не менее несчастных одиннадцать  детей подлеца.  И тот к концу жизни и воспринимал смерть каждого ребенка как божью кару. Остается добавить лишь одно. Находится он на вечном упокоении на Ваганьковском кладбище. И могила его сохранилась. Она ухожена. Кем, не знаю.

     Но это легко предположить. По всей видимости у потомков Толстых могила находится под заботливым присмотром. Род Толстых очень древний. Такое огромное древо с очень разветвленной кроной. Очень многие из них славно потрудились на благо России. Я с удивлением однажды узнал, что Мария Лопухина, чей портрет кисти Боровиковского мы увидим в одном из залов Третьяковской галереи - несомненный шедевр – тоже была урождённой Толстой. Она приходилась Льву Толстому двоюродной тётей. И она же была сестрой Толстому – американцу. Значит и он тоже приходился двоюродным дядей великому писателю. Вот он и описал этого дядю. И ему ли было не знать, каким был его родственничек.

    Судьба разбросала Толстых  по многим городам, странам, весям. Сейчас они время от времени собираются в Ясной Поляне к всеобщему удовольствию и гордости родовой принадлежности к самому известному их предку.  Кое-кто из них известен и сегодня. Вот один добрался до высот Государственной Думы.

    Как не предположить, что дальние родственники приглядывают за могилой «американца» на элитном кладбище. Конечно, приходит в голову известное в народе «в семье не без урода». Но тут же приходит на ум и другое: «Ты, Зин, не трогай шурина. Какой ни есть, а он родня».