Моя живая история

Милла Синиярви
Достопримечательности Ювяскюля

Есть у нас жемчужинка, православная церквушка на Пограничной улице (Rajakatu). Она воздвигнута в 1954 году в стиле функционализма и модернизма. По поводу функционализма, казалось бы, все закономерно. Ювяскюля знаменит творениями мастера этого стиля, Алвара Аалто. Архитектор примерно в эти годы застраивал целые кварталы, соединяя административные, культурные, учебные и жилые ФУНКЦИИ в одном пакете. Здание полиции и ”каталажки”, помещения предварительного следствия были увенчаны волнообразной бетонной стеной в стиле ”стены плача”. Университет и библиотека, жилой ”многоэтажный”(целых четыре этажа) каменный дом, рабочий клуб в венецианском стиле на центральной улице рядом с пабом, да, еще бассейн, который стали называть ”Алвари”, - вот вам черты и резы знаменитого фукнционализма в маленьком городе, получившем репутацию ”финских Афин”.

Церковь между тем скопирована с псковской звонницы. Все приметы древнерусского зодчества налицо. Северный лаконизм, даже суровость, миниатюрность, декор верхней части оправдан – арки там, где находятся колокола. До 1995 года приход расширялся за счет дополнительных построек. И это понятно: церковь Вознесения в нашем городе главная во всем православном приходе центральной и восточной Финляндии.

Внутри иконостас, расписанный эмигрантом. Тито Коллиандр родился в Петербурге, после революции бежал, стал знаменитым финским писателем и художником. Среди церковной утвари хранятся настоящие реликвии. То, что удалось спасти монахам старого Валаамского монастыря, было передано на вечное хранение и пользование нашей церкви.

Казалось бы, святыня есть святыня. Ей поклоняются прихожане, среди них было большое количество переселенцев из Карелии, а сегодня немало других православных жителей нашего динамичного студенческого города.

Эта церковь расположена напротив иной, построенной в 1929 году. Лютеранский собор Таулумяки был воздвигнут как символ примирения в гражданской войне, закончившейся в Финляндии в 1921 году.

Для меня, жительницы Ювяскюля, обе церкви постоянно ”попадаются” на пути. В декабре собор Таулумяки зовет прихожан четкими ударами колокола на рождественскую службу. Я не раз наблюдала картину - кстати, ”таулу” и есть ”картина”, - как в сумерки туда неторопливо стекались строгие, исполненные достоинства лютеране.

Пасхальная звонница православной церкви звучит совсем иначе, и крестный ход представляет не мрачную, а наоборот по-весеннему суетливую, жизнерадостную сценку, так и хочется сказать ”пастораль”.

Прошу прощения у верующих, но без ”желтизны” – опять игра слов и смыслов – я никак не могу.

Стала гуглить историю православной цервки в Финляндии и наткнулась на скандал. Главный священнослужитель нашего православного прихода Арто Лескинен был уволен за неподобающее поведение. Что такое? Неужели болезнь католических священников, их распутное поведение в отношение мальчиков? Нет, у финнов все проще: банальное пьянство. Далее нахожу в прессе заметки по поводу того, что непризнавший свою вину поп подал иск на сумму 96 000 евро на православную общину. Мол, алкоголь в крови никто не обнаружил – кто же будет батюшку заставлять дышать в трубку во время крестного хода? А за незаконное увольнение и оскорбление достоинства извольте платить! Но суд не принял иска, так как у батюшки была история уже не безупречная... Сейчас натыкаюсь на его имя в сети. Кажется, восстановился в должности, но не у нас, и даже участвует в выборах.

Почему я готова во время экскурсий – не детям, конечно – рассказывать подобные факты и вымыслы?
Потому что я сторонница ЖИВОЙ истории. И совсем не осуждаю финна Арто Лескинена. Наши православные попы традиционно изображались не иначе как ”сыт, пьян и нос в табаке”. Наверное, это для того, чтобы противопоставить грешных служителей святым. Ведь старцы - это тоже наша уникальная православная история, не так ли?




https://fi.wikipedia.org/wiki/Kristuksen_yl(Jyv)
https://www.jyvaskylanseurakunta.fi/taulumaen-kirkko