Прощай

Наталия Май
                Say goodbye

                памяти Юлии Началовой

После смерти певицы аудитория разделилась условно на два лагеря: одни превозносили ее возможности и сетовали на недостаточную востребованность, другие изумлялись такой шумихе и комплименты Юлии считали преувеличенными. Искренне недоумевали: да что в ней такого? Имея о ней представление по нескольким, достаточно простеньким, песням. В этом беда нашей эстрады, нашего шоу-бизнеса, объективно гораздо более слабого, чем англоязычный и латиноамериканский. Вокалисты с великолепными природными данными – диапазоном, тембром, виртуозной техникой – вынуждены приспосабливаться к требованиям радио и телевидения, у которых свои понятия о «формате».  И получается, что обилие простеньких песен, - это отнюдь не то, что хотели бы исполнять сами певцы. И не отражает ни их возможности, ни их собственный вкус. А всего лишь – желание худо-бедно «вписаться» в этот рынок труда и найти своих «покупателей». Но люди, мечтающие о совсем другой профессиональной планке и об ином уровне хитов, глубоко несчастны.

Хорошо, что в наше время появились проекты, которые дают им возможность себя показать – это «Голос»,  «Точь-в-точь» и «Один в один». Там нужно копировать зарубежных звезд. Да, это не собственное творчество (в смысле – не песни, написанные лично для этих исполнителей), но, по крайней мере, – показ, демонстрация того, на что эти певцы на самом деле способны. И Юлия Началова в «Один в один» поучаствовать все-таки успела, так что эти кадры остались – на радость всем нам.

Если вспомнить или отыскать в интернете ее выступления с мировыми хитами (Tomorrow Never Dies Шерил Кроу, Beatiful Кристины Агилеры), специалистам точно все станет ясно. У Юлии было столько красок в голосе, что это сравнимо с цветами радуги, казалось, она может им изобразить что угодно. Юлия любила субтон (как и одна из ее любимых певиц – Мэрайя Кэри), пение как бы «шепотом», нежное-нежное. При этом ее голос обладал такой силой и звонкостью, что в кульминационные моменты взрывал зрительный зал. Технику мелизматики она освоила так, что, казалось, это – не специальный вокальный прием некого украшательства, орнамента, а абсолютно естественная манера пения, с которой она будто бы родилась. Все, что она делала, получалось у нее с удивительной легкостью, которая может ввести в заблуждение непрофессионалов, ведь они могут решить, что так может каждый.

По собственному признанию певицы, она очень любила работать именно в студии – в большей мере, нежели на сцене. Потому что там ведется настоящий поиск нужного вокального приема для конкретной музыкальной фразы, высказывания. Даже в песне «Герой не моего романа», которая может показаться не самой сложной по вокалу, можно обратить внимание на нежнейшее, «воздушное» вступление Юлии, когда едва слышно, КАК она поработала голосом, прежде чем начать исполнять первый куплет.

Из ее американского альбома, участие в котором принимал знаменитый Уолтер Афанасьефф, я бы выделила песню, посвященную покойной бабушке Юлии, - «Say Goodbye». Мне кажется, что куплет отличается большей  музыкальной оригинальностью, чем припев, и песня удачна именно благодаря ему.  Но важно впечатление в целом – и это впечатление достигается совокупностью музыкальных средств. Вот в этой песне в голосе Юлии можно РАССЛЫШАТЬ все – от лирических камерных нежнейших до отчаянных трагических мощных красок.  На своем концерте ей сделали своеобразное видео, сопровождающее эту композицию: возникали изображения умерших в разные годы кумиров, получилось как бы прощание не с одним человеком, а вообще ПРОЩАНИЕ как таковое – со многими из тех, кто дорог лично ей и разным поколениям слушателей и зрителей.

Тогда еще Юлия не подозревала, что в скором времени эта музыка может сопровождать ее собственную фотографию – как прощание с необычайно одаренной певицей. Достойной хитов уровня Мэрайи Кэри, Шерил Кроу, Уитни Хьюстон, Адель, Кристины Агилеры. И именно о них всю жизнь и мечтала, вынужденная в какой-то мере идти на «компромисс», упрощать свое творчество, чтобы быть «форматной» на нашем телевидении и радио. 

Трагична ее судьба не только поэтому. Сочетание уязвимой психики, слабого здоровья и огромных амбиций может, увы, привести к такому исходу. Потому что человек надрывает свой организм и не рассчитывает свои силы. А ему нужен щадящий режим. К сожалению, талант не всегда дается людям вместе с определенным запасом сил, которые нужны, чтобы бороться и выстоять. Человека ее склада надо было не надрывать, а беречь.

Справедливости ради, надо заметить, что многие УСЛЫШАЛИ ее только после смерти. Что ж, это лучше, чем никогда…