Черчение- это мучения!

Раиса Рабинович
                Черчение- это мучения!




Этот школьный предмет в нашем классе преподавал молодой мужчина, а заодно обучал нас основам машиностроения. У старшеклассников один  день в неделю проходил в мастерской токарного дела. И мальчики, и девочки работали на станках и вытачивали элементарные детали. Мы даже практику проводили на машиностроительном заводе. В день окончания школы все выпускники получили не только аттестаты зрелости, но и разряд №1 токаря. Самые лучшие ученики получили даже второй разряд!
Работой на токарных станках мы были очень довольны. Наш учитель был очень доброжелательный и в то же время требовательный.
А уроки черчения проходили в обычном классе, работали на нормальных партах старого образца. Преподаватель объяснял материал буквально на пальцах, стараясь, чтобы до каждого из нас , как говорится,»дошло». Мне было очень сложно понимать , что изображено на чертеже, а уж чертить-то было очень-очень сложно.
На уроке надо было нанести на лист бумаги размеры определённой детали и сделать наброски чертежа, что я делала с большим трудом. Мы получали домашнее задание выполнить чертёж и принести на проверку.



Недавно я прочитала рассказ одной русской писательницы о девочке, которой черчение давалось с трудом, она не справлялась даже с элементарным чертежом спичечной коробки! Учитель попросил одноклассника помочь подруге, объяснить непонятное и показать хороший пример. Вы, наверное, догадываетесь, чем закончилась эта дружба!? Конечно, взаимной любовью, ведь девочка оказалась чудесным товарищем, настоящей красавицей и умницей, любила литературу и цитировала стихи. Одноклассник научился у неё ценить творчество и многому другому. Но черчение было для подруги мучением! Не получалось, и всё!
Помните детские тележурналы под названием "Фитиль"? В одном из них рассказывается об ученике на уроке труда в столярной мастерской. Учитель много раз объяснял ему, как надо делать табуретку, приговаривая при этом пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Когда преподаватель пришёл проверить работу мальчика, он обомлел, потому что табуретка была огромная. Старательный ученик понял эту пословицу так, что размеры, указанные на чертеже, надо увеличить в семь раз! Ну и выполнил задание! Да, бывает и так.
Так вот и мне урок черчения совсем не нравился. Хорошо, что он был один раз в неделю. Накануне вечером в моей семье были заняты отец и сестра созданием чертежа неизвестно какого предмета, потому что размеры с детали были сняты мною! Но, что поделаешь, домашнее задание надо было выполнить! Наутро я, счастливая, приносила готовый чертёж и сдавала с гордостью учителю!

Кстати, мои друзья – одноклассники делали большие успехи в черчении. А один  парень из нашего класса осуществил свою мечту после школы и стал очень хорошим архитектором ! Его работы ценятся до сих пор! Мы гордимся своим одноклассником!
Оказывается, что моё отрицательное отношение к черчению передалось по наследству! Мой средний внук закончил престижный университет в Америке. В его дипломе написано, что он получил специальность архитектора. Но у внука нет ни малейшего желания заниматься этой профессией! Он не любит и не хочет делать чертежи зданий, проекты, связанные со строительством. Парень ищет работу не по специальности. Так повлияла на него моя наследственность!


И рисовала я не очень хорошо. Помню, однажды нам поручили почитать детские сказки и нарисовать один персонаж из них. Мы с сестрой выбрали Дюймовочку. Сестра скопировала через стекло рисунок, вдвоём мы раскрасили картинку, получилось замечательно! Но моя учительница начальных классов сказала, что это не моя работа, «пятёрку» она не поставит, но ладно, пусть оценка будет «четвёркой»! Я ничего не стала доказывать, пусть уж так и будет! Кстати, когда я сама стала учителем начальных классов, мне пришлось вести уроки и рисования, и пения, и физкультуры, так как зарплата зависела от количества преподаваемых предметов. Никто не спросил у меня, умею ли я хорошо рисовать или чертить, пою ли я и занимаюсь ли в атлетическом клубе! И на этом спасибо!
Кстати, когда я переехала в Америку и стала здесь преподавать русский язык в американских школах, приходилось для наглядности рисовать на доске некоторые предметы, овощи, фрукты и т.д. Так мои ученики мне говорили, что все мои рисунки похожи на брокколи! Приходилось находить соответствующие картинки и подписывать их.
В общем, рисование и черчение так и остались и для меня мучением!