Ал-Хаджжи-Алискер ал-Цахули - богослов

Али Албанви
ал-Хаджжи-Алискер ал-Цахули — богослов

Ал-Хаджжи-’Али Асгар (Аскар?)-эфенди (ал-Хаджжи-Аскер или ал-Хаджжи-Алискер, также Али ал-Аскари) ал-Цахули ал-Кубали — суфийский шайх времён Кавказской войны, родом из сел. Цехул Кубинского уезда (ныне сел. Зухул Кусарского района Азербайджана).

Ал-Хаджжи-’Али Асгар-эфенди был активным проповедником тариката на сопредельный с современным Дагестаном территориях. Современники богослова ал-Хаджжи-Алискера ал-Кубали, без преувеличения называли его «создателем нового учения», «творцом муридистского тариката». Так А.Р. Фадеев, в своих «Письмах с Кавказа» нам сообщает, что последователи мистицизма держались в то время тариката бухарского шайха Баха’ ад-дина Накшбанда (1318–1389):

«При Шамиле, наконец, два человека, Джемал-Эддин, кавказский святой, и беглый кубанский (выходец из г. Кубба, Северный Азербайджан — прим. автора) мулла Гаджи Алискер, — выработали из этих материалов новый тарикат, полный и стройный, самый строгий для последователей, исполненный ненависти и самый прожигательный из всех доныне существовавших. Эти два человека были в горах вроде настоятелей всех полных последователей зикира, то есть зикира с джазмой, с обмороком, составлявших особый кружок даже между муридами. С падением Шамиля исчез и зикир, по крайней мере из публичного преподавания; многие держались его втайне».

Из «Письма» становится ясно, что после поражения имама Шамиля ал-Гимрави (1797–1871), возрождением идеологии муридизма (в докладах царских чиновников фигурирует как «новое учение») на Кавказе занимались известный шайх Джамал ад-дин ал-Гумуки (1788/92–1866) — ученик лезгинского шайха Мухаммада ал-Йараги (1772/73–1838), и некто ал-Хаджжи-Алискер ал-Кубали из г. Кубба (ныне город в Северном Азербайджане), ранее неизвестный религиозный деятель. Уже в 1860 г. на Кавказе внесена была новая проповедь муридизма с усовершенствованиями и сопряженного с ней «шамилевского тариката».

В тоже время, в исторической литературе зафиксировано несколько религиозных деятелей и этим (либо схожим) именем. Определить идёт ли речь об одном и том же человеке ил о разных личностях, довольно-таки сложно, хотя и присутствуют в их биографиях схожие факты. Так нам известен Алискер-хаджжи — лезгин из селения Цехул Кубинского уезда (ныне сел. Зухул Кусарского района Азербайджана). В те годы XIX в. он (к слову, как и ал-Хаджжи-Алискер) поехал вместе с шайхом Мухаммадом ал-Йараги (ум. 1838) в Аваристан. Был калекой, (после тяжелой болезни, у него были отняты ноги) 40-е годы XIX в., ходил на четвереньках и выискивал с риском для своей жизни, останки мюридов, которые участвовали в боях в сел. Ахульго (ныне Унцукульский район Дагестана). Находил их и хоронил. Алискер-хаджжи извлекал и производил захоронения.

«Благородный шайх, совершенный в своей святости Алискер-хаджи (Али ал-Аскари) выявил там, к примеру, труп мученика за веру, который находился в пещере, расположенной высоко и в труднодоступном месте. Покойник был словно живой. Он не был подвергнут тлению, по сути дела вообще не изменился; кстати и сейчас труп этого борца за веру в таком же состоянии и каждый может лицезреть его. Шайх Алискер возвел у входа в пещеру стену, в которой оставил оконце, откуда можно смотреть на покойника. Ныне это — великая святыня, которую посещают паломники ради приобретения благодати».

Кроме того, до нас дошли сведения еще об одном религиозном деятеле из сел. Куруш (ныне Докузпаринский район, Южный Дагестан) — Малла Алискер, который также, как и ал-Хаджжи-Алискер упоминается в числе последователей шайха ал-Хаджжи Исма‘ила ал-Кюрдамири (ум. 1847/48) и Мухаммада ал-Йараги в Ширване.



Автор: ‘Али Албанви



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-ЙАРАГИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Верхний Яраг (ныне Магарамкентский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-ЙАРАГИ, МУХАММАД Б. МАЛЛА ИСМА‘ИЛ Б. МАЛЛА ШАЙХ-КАМАЛ Б. НУЗУР АЛ-ЙАРАГИ АЛ-КУРАЛИ АД-ДАГИСТАНИ (1772/73–1838) — учёный, поэт, основатель мюридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни; мюршид накшбандийского братства. Ученик богослова Мухаррама ал-Ахты (XVIII в.), который приходился ему тестем, Мухаммад ал-Йараги был женат на его дочери Айшат. У них было трое детей: Хаджи-Исма‘ил, Исхак, Хафса (Хафисат). Сам ал-Йараги происходил из знатной мусульманской семьи. Его дед Шайх-Камал-Эфенди был известен как мусульманский просветитель, которому принадлежала заслуга открытия исламской школы в сел. Вини-Яраге. Его отец Исма‘ил-Эфенди, являвшийся главным кадием мечети в сел. Вини-Яраге, пользовался большим уважением в округе, а мать — Муминат — была дочерью знаменитого местного алима, Фет-‘Али-Эфенди ал-Гилйари из сел. Гильяр (ныне село в Магарамкентском районе Дагестана). Мухаммад ал-Йараги был главным идеологом — активным участником народно-освободительного движения народов Северного Кавказа в 1820–1850 гг. в и одним из самых энергичных проповедников суфийского учения накшбандийского толка. Он был «первым проповедником обновлённого мюридизма в Дагестане», призывавшим, в отличие от своих предшественников, перейти от созерцания и отречения от жизни к практической, вооружённой борьбе. Перу Мухаммада ал-Йараги принадлежит большое число широко известных в Дагестане работ, писем, обращений. В их числе: «Асар аш-шайх ал-Йараги». Темир-Хан-Шура, 1910 г. (на араб. яз.) Это основной суфийский труд ал-Йараги, здесь же — богатая переписка ученого. Скончался шайх в сел. Согратль четвертого сентября 1838 года. Мухаммад ал-Йараги прожил 66 лет (68 лет по мусульманскому летоисчислению), из которых последние восемь лет мухаджиром.

АЛ-ГИМРАВИ, АЛ-ГИМРИ, АЛ-ХУМРУКИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Гимры (Унцукульский р-он, Дагестан).

АЛ-ГИМРАВИ, ШАМИЛЬ (ШАМВИЛ, ШАМУИЛ) ИБН ДИНГАВ МУХАММАД АД-ДАГИСТАНИ (1797–1871) — предводитель кавказских горцев, признанный третий имам теократического государства — Северо-Кавказский имамат. В юности Шамиль учился у ученого Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834). Шамиль стал соратником известного Гази-Мухаммада ал-Гимрави (ум. 1832). Вместе с Гази-Мухаммадом он отправился в В. Яраг (лезг. Вини Ярагъар) Кюринского округа, принял накшбандийский тарикат у шайха Мухаммад-Эфенди ал-Йараги (ум. 1838), который (получил наставление) от шайха Хас-Мухаммада аш-Ширвани (ум. ок. 1831), а он — от Исма‘ила ал-Курдамири (ум. 1847/48), который (в свою очередь) получил от известного Халида ал-Багдади (ум. 1826). Дагестанский энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) в «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских учёных») пишет, что Гази-Мухаммад и Шамиль «оба получили иджазу от Мухаммада ал-Йараги и вернулись в Гимры». По мнению В.О. Бобровникова «ни Шамиль, ни зачинатель джихада имам Гази-Мухаммад шайхами тариката не стали, хотя последующие поколения представляли их таковыми» (В.О. Бобровников. «Историк джихада Хаджжи-‘Али ал-Чухи»). Был женат на дочери суфийского шайха Джамал ад-Дина ал-Гумуки (ум. 1866) — (Загидат) Захидат (1830–1871), от этого брака у них родился сын Мухаммад-Камиль (ум. 1951), дочери (Нажават) Наджабат (ум. 1874) и Баху-Меседу (ум. 1875). Дочь имама, от второй жены Фатима(т) — Нафиса(т) (1842–1866), была замужем за сыном шайха Джамал ад-Дина — ‘Абд ар-Рахман ал-Гумуки (ум. 1901).

АЛ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИГУМУКИ, АЛ-ГАЗИКУМУКИ, АЛ-ГАЗИ АЛ-ГУМУКИ, АЛ-КИБУДИ — нисба восходит к дагестанскому селу Гази-Кумух (ныне сел. Кумух, Лакский р-он).

АЛ-ГУМУКИ (КАЗИ-КУМУХСКИЙ), ДЖАМАЛ АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ (1788/92–1866) — дагестанский духовный и общественный деятель, учёный, шайх накшбандийского тариката, преемник шайха Мухаммад ал-Йараги (ум. 1838). Духовный наставник имама Шамиля ал-Гимрави (ум. 1871), родился в сел. Гази-Кумухе. Его сыновья ‘Абд ар-Рахим (ум. 1901) и ‘Абд ар-Рахман, были женаты на дочерях Шамиля, который, в свою очередь, был женат на их сестре, т. е. дочери Джамал ад-Дина. Умер в г. Стамбуле (Турция). Один из первых проповедников мюридизма в Дагестане. По сведениям дагестанского исследователя И.И. Ханмурзаева (род. 1974), ал-Гумуки получил также иджазу от шайха братства Кадирийа — Ибрахима ал-Кадири. Книга Джамал ад-Дина ал-Гумуки о сущности суфизма, морально-этических нормах суфия, взаимоотношениях шайха (муршида) и мюрида под названием «ал-’Адаб ал-мардийа фи-т-тарика ан-накшбандийа» («Удовлетворительные правила в накшбандийском тарикате») издавалось неоднократно (г. Порт-Петровск [г. Махачкала], 1904; г. Темир-Хан-Шура [г. Буйнакск], 1908; г. Оксфорд [Великобритания], 1986). Перевод на русский язык также издавался в г. Тифлисе в 1869 г. Следует указать: (1) «Асар та’лиф аш-шайх устад ат-тарика ан-накшбандийа ас-саййид Джамаладдин ал-Гумуки. Туби‘и би-ма‘рифат Мухаммадмирза ад-Дагистани ал-Мавраев би-изн ибн ал-му‘аллиф». (2) «Кифайат ал-а‘вамм би-лисан Газигумук. Тарджамат аш-шайх, устад ат-тарика ан накшбандийа ас-саййид Джамаладдин ал-Гумуки» (1914). У Джамал ад-Дина ал-Гумуки было много последователей, одному из которых кому он передал право на наставничество был шайх Курбан-Мухаммад ад-Дайбуки из сел. Дейбук (ныне село в Каякентском р-оне Дагестана).


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ШИРВАН — историческая область расселения южнодагестанских народов в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, простиралась от г. Дербент на севере до дельты реки Кура на юге. До XV–XVI вв. название — Шарван. В настоящее время — часть территории Азербайджана.


ЛИТЕРАТУРА


1. Возрождение муридизма ал-Хаджжи-Алискером [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2019/06/01/892, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.07.2019). — Яз. рус.

2.     Геничутлинский Х. Историко-биографические и исторические очерки. Типография Дагестанского научного центра РАН. Махачкала — 1992. С. 83.