15. Догмат о Троице. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.1. Догмат о Пресвятой Троице.

I.1.1.2. Личные (ипостасные) свойства.

Что же известно нам из Откровения Божьего об отношениях Бога Отца и Бога Сына:
«Сей, есть Сын Мой возлюбленный, о нём же благоволю».
(Мф. 3, 17).
«Всё предано мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
(Мф. 11, 27).
«Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него…».
(пророк Исаия).
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».
(Ин. 1, 18).
«Отец любит Сына, и всё дал в руку Его».
(Ин. 3, 35).
«Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю».
(Ин. 5, 17).
«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит так же. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё что творит Сам…»
(Ин. 5, 19,20).
«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
(Ин. 5, 26).
«Дела, которые Отец дал Мне совершить…свидетельствуют обо Мне…».
(Ин. 5, 36).
Пославший Меня Отец истинен есть, и что Я слышал от Него то и говорю миру».
(Ин. 8, 26).
«Я… ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю».
(Ин. 8, 28).
«Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно».
(Ин. 8, 29).
«Я говорю то, что видел у Отца Моего».
(Ин. 8, 38).
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».
(Ин. 10, 17,18).
«Я и Отец - одно есть».
(Ин. 10, 30).
«Отец во Мне и Я в Нём».
(Ин. 10, 38).
«Видящий Меня, видит Пославшего Меня Отца».
(Ин. 12, 45).
«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И ныне знаете Его и видели Его».
(Ин. 14, 7).
 «Видевший Меня видел и Отца; … Я в Отце и Отец во Мне».
(Ин. 14, 9,10).
«Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».
(Ин. 14, 10).
«Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви».
(Ин. 15, 10).
«Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира».
(Ин. 17, 5).
«Всё Моё Твоё, и Твоё моё».
(Ин. 17, 10).
«Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».

Пролог Евангелия от Иоанна: «Слово было у Бога». В греческом тексте стоит «у Бога» - «prox ton Teon». В. Н. Лосский пишет:
«Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, можно было перевести скорее «к», чем «у». «Слово было к Богу», т. е. таким образом - «prox» содержит в себе идею отношения, и это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение, так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы».
Итак, заключая эту чреду речений Сына Божьего, можно сделать следующие выводы:
1). Сын рождается от Отца прежде чем мир был сотворён;
2).  При рождении Сын, возлюбленный Отцом, который к Нему благоволит,
увенчивается славою, которая позволяет Ему делать те же дела, которые
может делать и Сам Отец;
3). Сын послушен воле Отца, и исполняет все Его заповеди. И поэтому Отец возлюбил Его много и много Ему благоволит;
4). Отец так любит своего Сына, что дух свой положил на Него;
5). Отец и Сын всегда вместе, один в другом;
6). Всё что имеет Отец, имеет и Сын. И, с другой стороны, все, что имеет Сын, Он получил от Отца.

Что касается тринитарного положения Святого Духа, то здесь можно отметить следующее:
«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины…».
(Ин. 14, 16).
«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёл Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам».
(Ин. 14, 26).
«Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне».
(Ин. 15, 26).
«Когда же придёт Он, Дух истины … не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит…Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт…».
(Ин. 16, 13-15).
Из этих речений Иисуса Христа, Сына Божьего, видно, что Святой Дух, Утешитель, отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношений подчинённости Духа Сыну. Между ними есть некое соответствие в их отношениях с Отцом, но эти отношения различаются между собой. Различаются качеством, но остаются равночестными, ибо Дух воспринимает от Отца то же, что и Сын: Все, что есть у Отца, принадлежит Сыну, и Дух Святой принимает всё, что имеет Сын, но не от Сына, а от Отца.
Качественное же различие отношений Отца и Духа, который, кстати, почивает на Сыне, может быть определено как «исхождение».
В соответствии с отношениями предвечного рождения и предвечного исхождения определяются личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Начиная примерно с конца IV-го века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: У Отца - нерождённость, по-гречески - «agennesia», по-латыни - innativitas, у Сына - рождённость, по-гречески - «gennesia», по-латыни - “generatio”, и исхождение у Святого Духа, по-гречески - «ekporesia», «ekporeuma», по-латыни - “processio”.
Личные свойства - несообщимы, неизменны, и принадлежат только одному из Божественных Лиц. По этим свойствам возможно различение Лиц друг от друга. И по ним мы познаём их как особые Ипостаси.
«Нерождаемость, рождение и исхождение - только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси».
(Св. Иоанн Дамаскин).