Куединская сторона -часть 4

Владимир Русин 2
                КУЕДИНСКАЯ СТОРОНА  -часть 4

         Сейчас ,  когда с экранов телевизора , на всех  волнах  радио ,  на  газетных полосах  выливаются потоки грязи на нашу жизнь  в советское время ,  когда  почти  каждая передача построена на злобном сарказме   о годах великих свершений и побед  нашего народа,  я продолжаю рассказывать о жизни  жителей  совхоза Федоровского  и  нашего района в далёкие сейчас от нас  двадцатые годы  прошлого века, о событиях столетней давности , строго  используя только архивные  материалы , сохранившиеся письма и воспоминания,  газетные статьи  того времени с конкретными  цифрами и фактами. Первые три части можно прочитать на литературном портале «Проза.ру» , набрав «Владимир Русин 2».
      Ежедневная  жизнь составляется  из великого множества элементов:  праздники  и будние дни,  воспитание и образование детей , забота о хлебе насущном, посещение различных массовых мероприятий, свадьбы и похороны, взаимоотношения между мужчинами и женщинами , межнациональные отношения , гражданские и церковные обряды, времяпрепровождение,   отдых после рабочего времени ,  которые  с течением времени  так или иначе, но неизбежно претерпевают изменения. Не нужно сбрасывать со счетов и  влияние церкви. Знают ли жители Куединского района  , какие были церкви и в каких селах до начала тридцатых годов : в селах Шагирт-Спиридона Тримифунтского ,  Большой Талмаз-Александро-Невская, Аряж-Всех Скорбящих радость , Федоровский-Богородицо-Казанская,   Ошья-Михайло-Архангельская, Большой Гондырь-Петро-Павловская , Урталга-Михайло-Архангельская, Бикбарда-Рождество–Богородская , Богоявленская в Саве, Свято-Троицкая в Лайге, Афанасьевско-Кирилловская –в Большой Усе , единоверческая церковь в Бую, Нижний Тымбай-православная Вознесенская церковь, д. Колегово- в деревне находился деревянный старообрядческий храм Воздвижения Креста Господня, с конца ХIХ века действовал старообрядческий женский Крестовоздвиженский монастырь. Старообрядческие храмы белокриницких старообрядцев были воздвигнуты и в других деревнях района – Большом Дубовике, Большом Талмазе, Земплягаше.
     После  Октябрьской революции многим течениям   повседневной жизни  суждено было приобрести характер кардинальной  ломки. Вместо постоянной кропотливой  рутинной будничной работы, постепенно и незаметно  меняющей повседневный  традиционный быт, партия большевиков , провозглашая свои благородные  цели и задачи, сами по себе весьма трудные и непомерные, взвалили на свои плечи тяжелую ношу, пытаясь привить одномоментно , разом, без подготовки с  наскока какие-то неизвестно  новые, ранее неизведанные формы существования, которые большевики  связывали с социализмом. Да и сама  вся эта стихия революции  пробудила интерес к обновлению уклада жизни. Поэтому в  двадцатые  годы элементы и признаки  нового и старого постоянно сталкивались в глубоких противоречия  в повседневной жизни людей. Не так уж редко  кое-где ретивые местные администраторы и активисты, прикрываясь партийными билетами,  которым явно не терпелось пожить при коммунизме, который они иногда понимали весьма своеобразно,  с  непомерной  яростью бросались менять «жизненные устои» , кромсая и корежа все на своем пути. Но не стоит, по-видимому, идеализировать, что сейчас происходит сплошь и рядом во всех  СМИ,  традиционный быт русской деревни, якобы погубленный тогдашней властью. Повсеместная  малограмотность, распущенность, дикость, пьянство буквально сквозят во многих документах, которые я  нашел в различных  источниках , таких документов великое множество. О том, что волновало людей  лучше всего, рассказывают  сохранившиеся  письма. В них сравнивалась жизнь “прежде” и “теперь”. На эту тему я нашёл в одном из архивов  письмо С.И .Рябова   из деревни  Софьино  Буевской  волости Пермской  губернии от 22  ноября 1927 г. « Как в  нашей деревне жизнь изменилась»: «Затерялась в густых лесах и глубоких  оврагах наша  бедная деревня Софьино  Буевской  волости. Начальство  из волости и уезда редко бывали  в нее, но крестьяне на это не обижались: «Чего мы их не слышали! Живем, как отцы и деды наши жили, — и ладно». И верно, наша деревня Софьино  была самой несознательной и отсталой деревнюшкой. Жизнь в деревне была все по старинке. Не было в ней ничего нового, хорошего, светлого. В сельсовете председателем два  года сидел пьяница Агафон  Трефилов . Жизнью деревни  он не интересовался, только и были у него дела, что пить вонючую самогонку да спать. А от пьяницы, известно, что пользы нет никакой. Да и немало  мужичков  грешны были насчет самогоночки. Редкий из них  не гнал дурманяющий  напиток. Молодежь раньше в свободное время  бездельничала, вечерами шаталась по деревне, хулиганила, пела под гармошку похабные песни. По праздникам, после обедни, с самого утра начинались в Софьино  драки. Дрались и молодые, и старики, не от злобы, а просто так — время праздничное, делать нечего, отчего же силушку свою не показать, друг другу бока не намять. И целыми неделями после такого “праздничного веселья” ходила молодежь с синяками на лице да с подбитыми глазами. На полях работали софьинцы  по-старому, тощие лошади, натужась, тащили старую деревянную соху. Обливались потом крестьяне, проклинали свою незавидную жизнь. Была у нас в деревне и бабка Фролиха-знахарка. Лечила ото всех болезней и на зубы наговаривала. На воду подует, поплюет вокруг себя, перекрестит больного и даст ему испить: «Выпей, родной, и все как рукой снимет». Кормилась Фролиха на софьинской глупости, одурачивала честный народ. Ни газет, ни журналов в нашей деревне раньше не получали и не читал никто, кроме лавочника Усачёва. Только и были у Софьинцев  новости и веселье, когда придет  торговец-кулак, напоет нашим мужикам разные небылицы. Так и жила бы по старинке наша деревня Софьино , если бы не изба-читальня. И теперь всему тому, что было раньше, пришел конец. И жизнь стала в деревне все по-новому по-хорошему, вместо старой деревянной сохи взамен пришли новенькие железные  плужки. Дальше — больше. Увидела  наша деревня народу всякого, ячейка партии и комсомола не обходила нас. Она всячески стараясь  обсказать  нам, мужикам, как народ в других местах живет, что делает соввласть для крестьян, чтоб жилось лучше. Слушали все это мы, софьинцы — на ус мотали. Теперь собираемся всей деревней в читалку, слушаем доклады, беседы, читаем ежедневно всякие газеты. Это, все выше описанное здесь, говорит за то, что и наша деревня Софьино в культурном отношении она не отстает. Кто, как не советская власть, заботится об нас? Она сумела организовать бедноту, она постаралась из неграмотных деревенских “баб” стряпух, сделав ее грамотной, сознательной женщиной. И молодежь наша софьинская  стала не узнаваема: как политически, так и культурно, экономически она окрепла. А почему же вы думаете это так? Да потому, что у нас газеты всякие есть, много пользы приносят они нашей деревне. Не было бы читальни в нашей деревне, может так и жили софьинцы .    Рябов Степан Семенович»
                Двадцатые годы были совершенно удивительным временем, время открытия   громадных  , ранее невиданных  перспектив  для простого человека. “Кто был ничем”, на самом деле мог, если не “стать всем”, то, по крайней мере, в значительно возросшей степени, чем прежде, реализовать свои возможности ,  таланты, пойти учиться туда, куда ему хотелось. Было бы разумное желание. Это было идеальное время для жаждущих  “порулить”, пусть даже в масштабе небольшой отдельной деревеньки. Но это было также и то  время, когда  формировались  совершенно  новые “правила игры”, позволявшие делать карьеру. И у власти слова не расходились с делом .  За очень короткое время к  1930 году на территории района было организовано  и  действовало 90 колхозов. Это были ещё мелкие, слабые хозяйства. Так на территории Федоровского сельского Совета было 8 колхозов и 1 совхоз. Сейчас  мало кто помнит  названия этих колхозов  района , я их перечислю : «Горд Кужим», «Горд Урал»,  «В-Улов», «Горд-Армия», «им.Кагановича», «Виль-Сюрес», «Виль-Кужим», «Виль-Полэп», «Кр.Октябрь», «Утро», «Красный моряк», «Комбайн», «им.Молотова», «Искра», «Луч», «Красный пахарь»,  «Горд.Октябрь», «Труд», «Оскон-Сюрес», «Горд-Кизели», «Красный Маяк», «Новый Путь», «Союз», «Коминтерн», «Вперед», «Красный восход», «Большевик», «им.Кирова», «им.Карла Маркса», «Семеновод»   -эти хозяйства входили в Гондырскую МТС ,
             а в Земплягашскую-«Доброволец», «Новый путь», «им.Ленина», «13 Октябрь», «Красная армия», «Красный Урал», «Красный воин», «3-й Интернационал», «Пробуждение», «Верхний Еламбуй», «Нива», «Новая жизнь» , «Октябрьское знамя», «Пятилетка», «Свобода», «Правда», «Экономия», «Зерно», «Маяк», «им.Крупской», «Луч», «Искра», «Красный маршал», «им. Стаханова», «им. Куйбышева», «Гудок», «Путь Сталина»,
        в Бикбардинскую МТС входили хозяйства : «РККА», «Заря», «Победитель», «Красный Марс», «им.Азина», «Свет», «Красный Ключ», «им. Калинина», «Пионер», «им.Чкалова», «8 Марта», «Осинский полк», «Красное знамя», «Красный партизан», «13 Октябрь», «Культура», «им. Ворошилова», «Победа», «Красная звезда», «им. Сталина», «им. Тельмана», «Плуг», «Колос», «Политотделец», «На страже», «им. Чапаева», «1 Мая», «15 Октябрь» .
                МТС стали опорой колхозного строя , К 1939 году в районе уже было 233 трактора , 30 автомашин , 91 зерновой комбайн.
    Важной задачей в тот  период была и борьба с неграмотностью.  В 1926 году  43 % людей в возрасте 9—49 лет и большинство людей старших возрастов были неграмотны. В отчетном докладе 5-му  Куединскому  районному съезду Советов в 1928 году было сказано: «… без культурного подъёма масс все наши крики об её активности, участии в управлении останутся гласом вопиющего в пустыне».  В 1928 году  разработано 16 пунктов по ликвидации неграмотности, уже 72%  детей были охвачены народным образованием. В отчетном докладе было сказано , что  к началу 30-х  годов с неграмотностью в районе в основном было  покончено.  . С 1930 года, когда была поставлена задача «проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности», повсеместно вводилось обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а в Куеде — семилетнее. В Бикбарде в 1923 году  была организована ШКМ (школа крестьянской молодёжи) -   сельская общеобразовательная школа , работавшая на базе начального образования  (срок обучения 3 года). Наряду с общим семилетним образованием давала основы агрономической подготовки и организации  сельскохозяйственного  производства.  В результате уже к 1939 году количество грамотного населения в возрасте старше 9 лет по  Куединскому району   достигло 79,2 %..  Наступление на неграмотность, которое велось в двадцатые годы, сохраняло характер  кампанейщины  и  чрезвычайщины.  Ясно, что путем краткосрочного натиска стабильных знаний и культуры не привьешь. Для широкого распространения систематического школьного образования в период нэпа не хватало средств. Более того, в системе школьного образования существовали и платность  (  В октябре 1927 года плата за обучение детей крестьян в школах I степени была отменена.), и другие препятствия, которые нелегко было преодолеть, как свидетельствует об этом письмо  Петра Вахонина   из  Верхнего  Буя  в  районный совет   от 18  марта 1928  года :    « Для  борьбы с темнотой и ее  близкими друзьями — пьянством и хулиганством и другими пороками   сознательные из молодежи при содействии ячеек  комсомола организуют избы-читальни и при них культурно-просветительные кружки. Работе кружков различными   способами мешают кулаки и их подкулачники  и с заплесневелым умом старики. Они влияют  на родителей, а последние — на детей. «Распустим молодых в коммунисты: добрые-то люди идут в Храм Божий, а ваши сукины дети антихристу служат, на Святой  день спектакли устраивают! Хорошему делу учатся! Хо-Хо-Хо...!». Так, организованный  у нас культурно-просветительный кружок очень скоро развалился. А просвещение необходимо. В нашей деревне неграмотные есть в каждом доме. В возрасте от 12 до 35 лет неграмотных человек до 50 . Все население около 350. Ещё хуже дело обстоит и в соседних деревнях. Сельская ячейка  намечает ряд ликпунктов и в ближайшее время они ……..» прим.автора: «Общество “Долой неграмотность” было образовано в 1923 г. в Бикбарде для мобилизации общественности на борьбу с неграмотностью, создания культурно-просветительских фондов, содействия введению всеобщего обучения, распространения книг, газет и журналов. Пришло на смену чрезвычайным органам по борьбе с неграмотностью, характерным для периода военного коммунизма. Имело на местах широкую сеть ячеек и пунктов по ликвидации безграмотности (ликбезов, ликпунктов) — к концу 1920 х годов около 400 человек по Куединскому  району.
          Во всех школах вводилось празднование пролетарских праздников. В то же время в работе школы выявлялись недостатки( слово «недостатки» читать в кавычках или без –решать читателю). Они заключались в отсутствии классовой линии, мелкобуржуазных настроениях, отсутствии антирелигиозного воспитания, не воспитывался будущий коммунист-борец. Все эти недостатки были связаны с привлечением в школу старых кадров и практически полным отсутствием новых. Образовательный уровень педагогов был крайне низкий. Учителями могли стать бывшие учащиеся сразу после окончания начальной школы.   Чтобы как-то укрепить материальную базу школ, обеспечить детей дополнительным питанием, учебниками и наглядными пособиями школам выделялись пришкольные земельные участки. Предполагалось, что школьники в свободное от занятий время путем возделывания участков будут приобщаться к так нужному на деревне земледельческому труду.
   Средств на народное образование  в 20-е годы постоянно не хватало. Значительная часть педагогов не имела квартир, плохо обеспечивалась дровами, не хватало учебных пособий тетрадей (писали на газетах), канцелярских товаров. Учителей призывали к стойкости и терпению, обещая исправить положение в ближайшем будущем. Перед учителями ставились три основные задачи: развитие политического самосознания крестьянства; поднятие местного промышленного и сельскохозяйственного производства; распространение общей грамотности.
              Значительное число корреспондентов, писавших в газеты , составляли  рабфаковцы. Рабфаковец И. Шевнин, например, побывав на летних  каникулах в 1926 г в  Еламбуе  , написал в  областную газету “Звезда” немалый  отчет о своем пребывании под названием «Что я увидел и услышал в деревне ». Отдельные наблюдения его представляют интерес. «О сельсовете» : «Присутствовал  на заседании сельсовета. Все члены —  в  большинстве  безусая молодежь. Нелегко  разобраться в положениях и отношениях, еще трудней работать  без надлежащего опыта  с делом, но настойчиво , преодолевая трудности, работа хоть и не так быстро, да двигается вперед. Не останавливаются  тем, что работа  прерывается пришедшим мужиком за справкой — выписывают  и опять продолжают».  «О самогоне и хулиганстве» : «Неладно и проблемно   дело с самогоном. «В этом для нас единственное развлечение  — говорят нетрезвые  мужики. — Все работай, да работай, а надо же когда-нибудь отдохнуть. Выпьем в праздник,  и на душе веселее. А горькая у государства дорого, ну вот самогон и выгоднее». Аппаратов самогонных до десятка на деревню. Деревенский умелец берет за изготовку всего прибора шесть пудов  зерна. В праздники самогон льется рекой. А в итоге — ни одного гулянья, сборища молодежи не обходится без скандалов и драки. Пережитки старого  не изжиты и очень медленно  поддаются исправлению. Необходимо административно-судебные меры  усилить  к  хулиганам и драчунам, а то условные приговоры, лишение права голоса и т. п. очень слабо предупреждают преступления».
                Продолжение следует.