Завтра была война. Гл. 14 Санитарный поезд

Лена Широкова
   Только к вечеру второго дня к полустанку подошел поезд со знаком Красного Креста. Из поезда стали выходить люди в военной форме. Астра видела, что человек в форме полковника, скорее всего — начальник поезда, вместе с подошедшим к нему железнодорожником обсуждают на карте безопасный путь к Южному фронту, чтобы забрать оттуда раненых.
  Понимая, что поезд скоро отойдет, Астра, не теряя времени, достала скрипку и заиграла. Божественная мелодия заполнила все вокруг, поднялась в небо и,отражаясь от небесных тел, стала «россыпью звезд» —падать на землю...
  Движение вокруг замедлилось. Но игра Астры длилась недолго. То — ли от волнения, то ли от того, что она еще не оправилась от болезни и двое суток живет на улице в нервном напряжении, но сначала — она от  бессилья опустилась на землю, не выпуская смычок, а затем опустила голову на скрипку и отключилась.

     И все же, ее заметили. Человек в военной форме попытался было ее растормошить, но решив, что это бесполезно, поднял на руки и понес к поезду. У первого вагона остановился и сказал часовому:
 — Пристрой, пока около себя. Найди место и покорми...Скорее всего, голодный обморок. Потом - разберемся.
   Солдат, взял ее, как вещь, перенес в вагон и посадил на какие-то коробки.
 — Ешь, — сказал, подавая кружку с чаем и кусок хлеба...
  Астра не нашла сил сказать — спасибо. — Выпила чай и вытянулась прямо на коробках. –Спать, спать – спать –твердил внутренний голос.
  ...Ей снилось летное поле и радостный Роман, запускавший свою Ласточку в небо... День принятия им присяги в Гатчинском летном училище...
Она сразу узнала его –строгого и мужественного, в синей морской форме и головном уборе, напоминающем шлем... Мозг стал повторять слова его присяги, усиленные радио-транслятором. — «Клянусь служить...»

   — Разве он не догадывается, что у морского -пилота и скрипачки — судьбы несовместимые — откуда-то возникла в ее сознании паническая мысль. — Он все
время в небе, на море, а она — в концертных залах...Его слова: — Жди меня — это буквально- ждать всю жизнь!
  Еще не зная, на что способна любовь, Астра мысленно удивлялась жуткому смыслу этих слов в жизни любящих людей. После команды -Разойдись! Роман –устремился к ней. Он был взволнован. — Взял ее руки: -Спасибо, что пришла...».
  От этих слов, Астра проснулась. — Увидев вокруг
себя коробки — стала вспоминать события последних дней...От Романа нет писем уже два месяца... — Почему? — Ее охватили тяжелые предчувствия...
 — Можешь умыться, и поесть каши, — сказал солдат в белом халате...
 — А где я?
 — Ты в санитарном поезде.
 — А что это за поезд?
 — Это скорая помощь раненым солдатам на передовой.
 — А где мы сейчас?
 — Мы приняли раненых с прифронтовой полосы Одессы и везем их в тыл. И тебя туда же.
 — А куда конкретно?
 — Эту партию в Таганрог Потом — предстоит еще две-три ездки, на Южный фронт. А дальше –куда пошлют. Вообще-то мы приписаны к Ленинградскому фронту. По сводкам, там сейчас жарко! И нам пора двигаться в Западном направлении...

    — Так поезд пойдет в Ленинград?
 — Эк, сказала! Конечно –не пойдет. Город в осаде. Но вывозить раненых из районов прифронтовой полосы, после артиллерийских обстрелов и налетов немецкой авиации на Ленинград, безусловно будем.
  Астра занервничала и в волнении опустилась за импровизированный стол из коробок.Но солдат, не дал ей отмолчаться, и, показывая на футляр со скрипкой Иосифа, спросил:
 — А зачем тебе это? Кому это сейчас нужно!
 — Это скрипка моего учителя. Он погиб и теперь я ее хозяйка...

     Чтобы вернуть самообладание, Астра встала и взяла в руки скрипку. Закрыла глаза и опустила смычек... Она играла свою импровизацию, по мотивам принесения Романом Присяги в летном училище, которую обещала переложить на ноты, и сыграть для него, но не успела. Все что, тогда зародилось в ее головке -сейчас обрело смысл в звуках и было дополнено переживаниями от бомбежки на переправе через Днестр и словами солдата о вывозе раненных в тыл. Ее скрипка вела две линии: одну волнующую и грустную — полную тоски и одиночества, другую–тревожную с проявлением грубых и яростных эмоций войны...
  Когда она закончила играть и открыла глаза, в вагоне были новые лица, среди которых — она узнала человека, давшего ей прибежище, и — женщину в форме полковника медицинской службы...
     — Что еще умеешь? — спросила та.

     Астра достала из рюкзачка свидетельство медицинской сестры...
 — В мой вагон, — беспрекословным тоном заявила женщина начальнику поезда. — Ее музыка- лучшее лекарство для раненых солдат.
  Вместе с женщиной Астра перешла во второй вагон, где та сказала:
 — Меня зовут Оксана Андреевна Белова. Я — начальник передвижного военного госпиталя. А вы -  теперь — в моем подчинении. Будете помогать мне при проведении операций, а в свободное время — играть для раненых солдат. Ваше место в соседнем купе. Разберитесь с обстановкой. С утра у вас уже рабочий день.

   Утром Оксана Андреевна поставила Астру рядом и сказала:
 — Ну, посмотрим, что ты умеешь! В передвижном госпитале — не высокая сложность операций. Достаем пули и осколки, зашиваем раны, сосуды, поврежденные органы. Обрабатываем, раны, перевязываем, не допускаем воспалений. Сложные операции производим только в безысходной ситуации, если знаем, что медлить нельзя.
...Расслабься и начнем... Они работали уже больше трех часов и заметно устали. Когда санитары увезли в бокс последнего раненого солдата, Оксана Андреев-
на сказала:
 — Неплохо ты справилась! Признаться — я даже не ожидала. Будешь работать со мной. Иди отоспись. В ночь отправимся дальше. Ночью — мы не спим.

   Через два дня поезд доставил раненых в Таганрог и после санитарной обработки, повернул назад в сторону Южного фронта.


  Продолжение следует. https://e-shirokova.ru/