Человеческий возраст и исторические эпохи

Дмитрий Савостин
Вынесенная в заголовок мысль сначала показалась мне забавной. Начав над ней размышлять, я понял, что справедливо и обратное. То есть каждой исторической эпохе соответствует свой человеческий возраст. А дальше я пришел в выводу, который совсем не кажется мне смешным.

Ребенок это человек, который изначально ничего не знает, не умеет и мало что контролирует, а учиться этому в процессе взросления. С рождения он обладает только эмоциями и желаниями. Он радуется, грустит, удивляется, проявляет интерес, хочет есть, пить, пребывать в комфорте. Эмоции и желания у ребенка преобладают над разумом, который слаб, потому что находится в начальной стадии своего развития.

Недостаток знаний и опыта, сталкиваясь с сильнейшим желанием поскорее понять окружающий мир, делает детей религиозными. Даже если дети будут изолированы от внешних религиозных влияний, то они сами создадут для себя религию с нуля, потому что на том уровне умственного развития, на котором они находятся, понять окружающий мир и себя в нем можно только придав непонятным явлениям сверхестественную сущность. И в этом дети очень похожи на людей, живших на заре развития человечества, в эпоху Древнего мира, когда возникло и развивалось язычество, когда люди верили, что в каждой травинке, каждом дереве, каждом доме и т.д. "живет душа", которая ими управляет.

Когда у детей начинается половое созревание, они превращаются в подростков. Половое созревание происходит за счет повышения гормональной активности, усиливающей эмоции.

Подросток уже имеет достаточно знаний, чтобы у него сложилась целостная система представления о мире, свободная от сверхестественного. Он также обладает навыками, позволяющими ему контролировать своим желания с помощью сознания. Поэтому бурный рост эмоциональности порождает и обостряет конфликты между эмоциями и разумом. В этой борьбе идет формирование будущей взрослой личности, в которой мало что останется от прежнего ребенка. Все это очень похоже на Средневековье, когда в кострах инквизиции выгорали остатки язычества, в кровавом аду религиозных войн закладывались основы будущих современных государств, а наука уже начинала теснить достигшую вершины своего могущества веру.

Средний возраст - это перебродивший подросток, у которого разум победил эмоции, поставив их под свой контроль. Средний возраст в чистом виде - это атеист-рационалист, у которого нет потребности в сверхестественном для объяснения мироустройства, и который"дает волю эмоциям" только тогда, когда считает это уместным и/или необходимым.

Средний возраст оптимально подходит для активной трудовой деятельности и рождения потомства. Именно для рождения, но не для воспитания. Потому что система взглядов и ценностей в среднем возрасте еще не прошла проверку временем, и то, что представляется безусловно правильным и полезным сейчас, может в конечном итоге оказаться ложным и вредным. Поэтому людям среднего возраста надо больше работать, но еще рано учить других.

А оптимальным для рождения потомства средний возраст является потому, что на присущем ему пике работоспособности проще обеспечить детей жильем, пищей, одеждой и т.д.

В истории цивилизации средний возраст соответствует Новому и Новейшему Времени, с их бурным развитием производственных сил, ростом людских ресурсов, многообразием конкурирующих между собой государственных форм и общественно-политических формаций.

Пожилые - это выработавшие свой ресурс люди среднего возраста, у которых физические и интеллектуальные возможности снижаются настолько, что продолжение трудовой деятельность с тем же напряжением, что и раньше, резко повышает риски отказа систем жизнеобеспечения.

Зато у пожилых память под завязку наполнена положительным и отрицательным опытом, что позволяет им лучше всех остальных оценивать свои и чужие взгляды и поступки. Поэтому пожилые, как правило, хорошие эксперты.

Этот же богатый опыт приводит к том, что пожилые вслед за Сократом могут сказать: "Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю". И это возвращает их к религии, но уже на новом уровне. Если дети религиозны, потому что им не хватает знаний и личного опыта, то пожилые, напротив, религиозны потому, что слишком много знают, и их знания не укладываются ни в какую научную, логически непротиворечивую теорию. К этому надо добавить, что многие, дожив до пожилого возраста, приобретают религиозный опыт, который реально помогает им справится с жизненными трудностями.

Большое количество накопленной информации также мешает в пожилым сосредоточится на настоящем, поэтому они зачастую лучше помнят то, что случилось много лет назад, чем то, что произошло вчера. Прибавьте к этому повышенную тягу к общению, которое снимает напряжение, вызванное воспоминаниями, и вы придете к тому, что пожилой возраст на уровне человеческого социума выступает в качестве естественного, природного механизма передачи опыта. Это значит, что самой природой предопределено, что пожилые должны заниматься воспитанием всех остальных.

Вот только назвать историческую эпоху, соответствующую пожилому возрасту, я не могу. Историки пока ее не определили и названия ей не придумали. Но, судя по тому, что накопленные человечеством знания и опыт делали для нас окружающий мир все менее понятным, толкая народ от науки в религию и от планов на будущее, к поиску исторических истин, именно в эпоху "пожилого возраста" человечества, мы с вами сегодня и живем.
___________
Впервые опубликовано на моем Яндекс-Дзен канале "Путешественник во времени" под названием "Каждому возрасту соответствует своя историческая эпоха"