Целеустремлённость

Ирина Прокаева
Объяснять что такое еврейская мама никому не нужно? Моя соседка Рита была именно такой, классической еврейской мамой, только умноженной на семнадцать. Все тёти Сони, Фиры Абрамовны и Берты Яковлевны ей в подмётки не годились, когда речь заходила о ее сыне Женьке. Она пасла Женьку так, что ему мало не казалось. Еще в глубоком Женькином детстве так надоело ему есть из чайной ложечки и по часам именно ту пищу, которую мама Рита считала полезной и как результат наступил такой период в его малолетней жизни, что он отказался от еды совсем. Как Рита выкрутилась из этого я не знаю, может Женька просто проголодался и стал потихоньку употреблять еду. Женька рос худеньким,тихим очкариком. Мы все наблюдали его ровно три месяца в году, когда мама Рита привозила его к бабушке из Москвы, на летние каникулы. Женька ежедневно ходил с сеткой в магазин за двумя бутылками кефира и булочками или сидел тихо на скамейке возле подъезда, наблюдая протекающую мимо него жизнь. Сидение на скамейке могло длится пару часов, до того момента, пока его бабушка Лидия Израильевна не кричала ему с балкона: "Женяяяяя, кушать!". Однажды я увидела его с маленьким кассетным магнитофоном, слушающего через наушники музыку. Что за музыка, мне было не понятно, но его лицо преображалось и он начинал немного притопывать своей худой ногой в коричневых сандалиях.Когда женьке исполнилось 12-ть, то в то лето Рита приехала одна, без Женьки, и рассказала мне печальную историю."Женька пропал", сообщила мне страшным голосом Рита. Меня оторопь взяла. Как пропал? Когда? Почему?  - только это я смогла и произнести...Я не могу вам  описать весь ужас в тот момент, который перенесла бедная Ритка. Приехала она к маме на один день из Москвы, чтобы лично убедиться, что Женьки у бабушки нет. Мы сидели с ней на моей кухне и я слушала ее рассказ о том, как она поставила на уши всю московскую в милицию, про то, как они искали Женьку с его одноклассниками и про то, что женькиной бабушке пока ничего не было сказано. Мои жалкие попытки успокоить ее были смешными и бесполезными...Вдруг пришла Ритина мама, Лидия Израильевна, и позвала Риту к телефону,звонил Ритин муж из Москвы: " Женя жив. С ним все нормально. Его милиция сняла с товарняка. Он в детском приюте под Мурманском" Сначала мама Рита упала в обморок, а через пару часов умчалась за билетами на поезд...
Продолжение истории я узнала через год в следующие Женькины каникулы. Каникулы были короткие и в сопровождении мамы, которая мне поведала следующее: Женька к своим 12-ти годам сформировался, как верный поклонник группы Битлз. Он знал про них практически все; слушал их песни ( и тут я вспомнила маленький кассетный магнитофон); знал наизусть слова любой песни; стал учить английский и был самым любимым учеником у учительницы английского языка. Естественно он понял, что делать ему нечего в Москве и решил уехать в Лондон. Сообразив в 12 лет, что добраться до Великобритании дело не простое, он выбрал для себя тайное морское путешествие в трюме большегрузного корабля.Направлялся он в порт города Мурманск из Москвы на электричках, "зайцем", пока, в конечном итоге не попался, немного не доехав. Был схвачен и разоблачен доблестной советской милицией.Женька, как нормальный еврейский сын тут же попросил позвонить его маме и сообщить ей, что он нашелся. Рита пока добиралась до него, то успела остыть за двое суток езды на поезде. Общий хронометраж Женькиного отсутствия составил 10 дней + прядь седых маминых волос.
Шло время, Женька учился в школе, приезжал к бабушке сначала пару лет с мамой, а потом, когда история стала забываться, то и сам. Рита часто бывала у меня на кухне и мы с ней болтали про все на свете. Чаще всего Рита жаловалась на Женьку, что он не хочет то - то, то - это. Не ест. Не носит теплый свитер. Не играет в шахматы с отцом. Не хочет дружить с мальчиком из соседнего подъезда. Правда не пьет и не курит. Учит английский. Просит купить ему гитару. Хочет брынчать на ней целый день. Ничего не рассказывает маме. Правда поступил в институт. Прошел по конкурсу и мы с отцом удивились, что его взяли не куда- нибудь, а МАИ (!). И вот после первого курса Женька опять исчезает. Ритино сердце снова ёкнуло, но была все же надежда, что это еще один побег в Лондон. Через пару дней Женька позвонил сам, благо наступила уже эра мобилок. Рита услышала, что он жив, находится в Лондоне и перезвонит, когда устроится. Через пару месяцев Женя рассказал маме, что работает частным учителем русского языка, учится в музыкальной школе и собирается организовать музыкальную группу. Лет 10 тому назад, мама Рита показывала мне Женькино фото: на меня смотрел крутейший мэн с атлетической фигурой и с акустической 12-струнной гитарой в обнимку. Рита добавила, что Женька женат и купил дом в пригороде Лондона и что группу он создал, правда на мировые арены она не вышла, но на лондонщине ее очень уважают...