Афганистан - незаживающая рана

Иван Ступников
АЛЕКСАНДР АЛФИМОВ: БОЛЬШАЯ ЗАСЛУГА
ВРАГА УНИЧТОЖИТЬ, А ДРУГА СПАСТИ – ЭТО
ВЫСШАЯ ЧЕСТЬ

Пророческие строки из записной книжки пограничника Александра
Алфимова, который на афганской войне ценой своей жизни спас 19 боевых
товарищей.
Пятнадцатое августа 2017 года. В этот день Александру Алфимову
исполнилось бы 50 лет. Исполнилось бы! Но на его жизненном пути встала
афганская война. Более пятнадцати тысяч солдат и офицеров сложили свои
головы в далекой стране, выполняя интернациональный долг. И Александр
оказался одним из них. Похоронен на кладбище близ деревни Островцы
Раменского района Московской области. На его могиле почти всегда
лежат живые цветы. Постоянно навещает мама Зоя Ивановна, ставшая
подвижницей «афганского» движения, организовавшая столько важных
встреч и мероприятий так необходимых для сохранения памяти об этих
храбрых ребятах и воспитания молодежи. Навещают родные, близкие люди,
племянники, дядя, боевые друзья, педагоги, одноклассники…
Был ли у него шанс спасти себе жизнь? По словам сослуживцев Алфимова,
был. И для этого не надо было предавать Родину, трусливо сбегать с места
боя. Просто следовало выполнить одно логичное действие в момент
смертельной опасности – предупредив товарищей о засаде, укрыться перед
стрельбой по врагу. Александр же в этот миг думал не о себе, а о заставе, о
своих товарищах, которые шли за ним, и, увидев впереди себя засаду он не
мог под душманские пули подставить бойцов, с ходу открыл по духам огонь,
сделав шаг в бессмертие.
- На той декабрьской проводке наша Курчумская застава шла в головном
охранении колонны. Алфимов, как и всегда, шел первым. Заметив засаду,
крикнул: «Духи! - и не сходя с места, открыл огонь из пулемета. В следующий
момент по нему стреляла вся духовская засада, ибо в первые секунды он был
единственным, кто вел огонь. Застава бросилась врассыпную к бою, и все это
время Алфимов был единственным, кто как-то прикрывал всю заставу. И весь
огонь засады был на нем. Застава развернулась и открыла ответный огонь по
душманам. Фактор внезапности был отыгран у духов.
Александр был опытным бойцом – участвовал в двадцати двух
боевых операциях. И если бы он после того, как заметил засаду, стал бы
изготавливаться «по науке», то есть не оставался на голом месте, а упал бы
за ближайшее укрытие, то свою жизнь он, возможно, мог бы спасти, но у
всей заставы не было бы тех спасительных секунд, которые требовались для
изготовки к бою. Алфимов же не стал искать укрытие, а открыл огонь сразу
же, не сходя с места, и оставался на том же месте пока застава не начала
вести ответный огонь и уже не нуждалась в прикрытии. Но к этому времени
он, видно, был уже тяжело ранен и передвигаться не мог. Тот факт, что он
не стал искать укрытие, а вызвал огонь на себя в первые секунды говорит о
том, что он подверг себя риску не по неопытности и не по «запарке», а сделал
это сознательно, дабы дать заставе выиграть время и прикрыться. Бой был
недолгим. Душманов удалось отбить. Когда подбежали к месту, где лежал
Саша, он был еще жив. Но получил множественные ранения в грудную клетку
и в вызванном вертолете умер от полученных ран. Он погиб, спасая нас, так
как никто из девятнадцати бойцов заставы, участвующих в бою, даже не был
ранен. За этот подвиг Алфимов Александр был награжден Орденом Красной
Звезды, - вспоминают геройский поступок товарища сослуживцы.
Трагизм ситуации был еще и в том, что потерявшие на афганской войне
сыновей и дочерей родители толком не знали, а если и знали, то не могли
говорить об истинных причинах смерти, поделиться с родственниками,
друзьями, рассказать о том, что их ребенок совершил подвиг и был убит, как,
например, Алфимов, в бою, спасая товарищей по оружию.
Александр Алфимов погиб 1 декабря 1986 года, когда уже шла настоящая
война, а в похоронке указывалось, что в ходе столкновения с группой
мятежников он получил смертельное ранение.
Нам долго врали, что единственная задача, поставленная перед
ограниченным контингентом советских войск в Афганистане – оказание народу
этой страны и правительству помощи в борьбе против внешней агрессии,
в соответствии с заключенным Договором о Дружбе и сотрудничестве,
что с врагами республики сражается афганская армия, а мы, вроде, как на
подхвате.
Эту тему долго не поднимали даже центральные СМИ. Коллектив «районки»
вышел с инициативой к руководству газеты «За коммунистический труд»
опубликовать списки воинов – раменцев, погибших в Афгане с небольшой
биографией о каждом. Надо отдать должное смелости редактора газеты «За
коммунистический труд» Евгению Петровичу Баранову. Он согласился. Мне и
еще нескольким журналистам дал задание включиться в эту поисковую работу
и подготовить материал. Моя публикация и была посвящена некоторым
солдатам и офицерам Раменского района, которые были убиты в Афганистане
при исполнении воинского долга. А первый материал посвящался Александру
Алфимову.
Честно говоря, идти в семью, недавно потерявшую сына, задавать вопросы
на эту болезненную тему было страшновато для начинающего журналиста. Я
почти всю ночь не спал – все думал, как мне построить беседу с Сашиными
родителями, чтобы не показаться бестактным и не обидеть их.
В голову ничего умного не шло, и на пороге квартиры Алфимовых я
оказался в растрепанных чувствах и, как школьник, с блокнотом и ручкой в
руках. Дверь открыла хозяйка. С первых минут знакомства Зоя Ивановна
вела себя так, будто мы знакомы давно. Она угостила меня чаем с пирогами
и вареньем, разузнала откуда я родом и почему, будучи сельским жителем,
выбрал профессию журналиста. В свою очередь поведала мне, что тоже
родилась в деревне, и до сих пор в Смоленской области у нее живет много
родственников, в том числе и родной брат.
Я вспомнил, что мой дед в 41-м году воевал под Смоленском. Был
командиром отделения пулеметчиков. Немецкая пуля сразила его близ села
Околица, где он и был похоронен в братской могиле.
- И наш Саша тоже был пулеметчиком. Пограничник. Погиб в Афганистане.
Напоролись на засаду, и Саша, чтобы спасти товарищей, первым начал
стрелять по врагу, тем самым вызвал огонь на себя.
Так незаметно мы перешли к главной цели моего визита, и я сообщил о
том, что редакция газеты планирует выпуск тематической полосы о наших
земляках – раменцах, которые не вернулись с войны из Афганистана. Зоя
Ивановна поддержала эту идею.
Часа три мы беседовали. Смотрели альбом с фотографиями сына - с армии,
с Бронницкого СПТУ № 84, школьные. В конце нашей встречи Зоя Ивановна
прочитала мне последнее Сашино письмо, как она выразилась, с границы,
датированное 30 ноября, а через день он погиб.
«Мама, здравствуй, моя родная!
Вот решил написать тебе письмо. Я все нахожусь под впечатлением твоей
фотографии. Я от тебя редко, что скрывал. И сейчас хочу сказать правду. Ты,
мама, здорово изменилась. Похудела, стала грустной, только глаза остались
такие же, ласковые и добрые, как и раньше. На фото ты очень похожа на свою
маму. У меня по-прежнему все хорошо. Только по вам всем очень скучаю. Чем
ближе к дому, тем больше домой хочу. За меня, пожалуйста, не беспокойся.
Растите Шурика. (племянник А. Алфимова). Пусть он вам напоминает обо мне,
хотя он на меня и не похож…. Как там наш папенька? Пусть письмо напишет,
если есть время. Как там моя Натулька поживает? (Речь идет о невесте
Александра Алфимова). Видно, что свою жизнь я с ней крепко свяжу. Как она
тебе подходит? Какой мы парой будем?... Привет Максимовым, Лукьянычу,
всем, кто меня помнит! Учителям всем кланяйся от меня. Особенно сильно
сейчас школу вспоминаю…
Ну пока все. До свидания, мамочка! Очень жду нашей встречи и ужина с
блинами. Живете весело и дружно. Ваш «Алфимкин».
Зоя Ивановна с трудом дочитала это письмо – не давали слезы и боль от
невосполнимой утраты.
Я понимал, что мои слова утешения тут ни к чему, что после прочтения
такого трогательного письма от сына ей лучше поплакать…
Разница в годах с Сашей у меня была небольшая – я был старше на восемь
лет, и служил в армии в тот самый период, когда начиналась Афганская война
- 1977 - 1979 годы. Примерно за полгода до дембеля практически с каждого
бойца нашей роты взяли подписку о том, что по приказу Родины готов служить
в любой точке.
 Хорошо помню, что после общения с Зоей Ивановной меня долго не
покидало ощущение неловкости и даже какой-то вины за случившееся с
Сашей Алфимовым. Об этом хорошо сказал Твардовский:
Я знаю, нет моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе
Остались там, и не о том же речь
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Чтобы привести себя в порядок, Зоя Ивановна отлучилась минут на пять. Я
сидел с фотоальбомом Саши и еще раз перелистал его с начала и до конца. Не
хотелось верить, что этого спортивного веселого красивого парня больше нет в
живых, что он погиб в чужом краю. А у нас в стране мирная жизнь, люди ходят
на работу, водят детей в школу и детский сад, ругаются из-за мелочей. И ничего
нельзя изменить - большая политика делается наверху! А что мог сделать я?
Написать об этих парнях, попавших в жернова страшных событий, чтобы о них
знали в нашем районе, их подвигами гордились родные, с них брали пример
молодые, чтобы власти обратили внимание на «афганскую» проблематику и в
меру сил помогали семьям, обожженных афганской войной.
И вскоре материал появился на страницах районки. Он вызвал большой
общественный интерес. А затем, объединившись с семьями, которые
потеряли сыновей в Афганистане, при поддержке вернувшихся домой солдат
с необъявленной войны, и прежде всего Колчина Станислава Юрьевича,
мы провели круглый стол в самой администрации района. В Островецкой, а
также в Чулковской школах, где учился Саша Алфимов стараниями педагогов
Капитолины Прокопьевны Игумновой и Анны Ивановны Кузнецовой,
руководством учебных учреждений «афганские» уголки памяти появились в
школьных музеях. И до сих пор здесь ежегодно проходят встречи поколений,
на которые приезжают все, для кого Афганистан стал незаживающей раной.
Последняя встреча, состоявшаяся в Чулково всего несколько дней назад,
конечно же, была посвящена Александру Алфимову, жизнь которого была
короткой, но поистине героической.

20 августа 2017 год.