Оверкиль. Модель для сборки -5

Виктор Притула
  В предыдущем эпизоде разборки текста "Ангелов" автор коснулся возможной полемики с Олегом Самородним относительно судьбы старшего брата Салота Сара (Пол Пота) Салот Чхая.
  Как вы помните, автор "зачислил" брата Пол Пота в адьютанты к принцу Чантарангсею.
  "Провинцию Кампонгспы, где дислоцировалась его дивизия Чантарангсей практически объявил своей вотчиной. Здесь он очень успешно воевал с партизанами и был большим почитателем французских коньяков "эннесси" и "мартеля".
  В адьютантах у него был брат Пол Пота Салот Чхай. Не знаю шпионил ли Чхай за своим боссом или же, напротив, с остервенением резал вместе с "тиграми" головы "красным кхмерам". Гражданская война началась еще тогда, когда Каин убил Авеля.
  Салот Чхай, говорят, был посредником между Чантарангсеем и рядом партизанских умеренных командиров НЕФК в 1973 году, когда ЦРУ решило, что на место Лон Нола пора ставить решительного предводителя "тигров". Принц должен был переманить на сторону республики начинавших сомневаться в марксистской доктрине уставших от войны партизан".
 
  У Олега Самороднего, который в своей документальной книге "Пол Пот" упоминает Салот Чхая, несколько иная версия судьбы брата Пол Пота.
  " В начале 1972 года стало известно, что СССР создает в Пномпене коммунистическую "третью силу", независимую от "красных кхмеров". Советские дипломаты вели секретные переговоры с лонноловским правительством об условиях легализации новой коммунистической партии. Лидерами просоветской организации должны были стать Пен Ютх, с которым советские представители работали с середины 1960-х годов, и родной брат Пол Пота - Салот Чхай.
  (...) В июне 1972 года Лон Нол провел в Камбодже парламентские выборы. Среди потенциальных лидеров просоветской партии выступил Салот Чхай, набравший в Пномпене более четырех тысяч голосов избирателей. Салот Чхай погиб весной 1975 года, сразу после прихода "красных кхмеров" к власти. Его не спасло близкое родство с ПолПотом".
  Олег Самородний "Пол Пот" ("Алгоритм" 2013 г. - стр. 76-77).
 
  А вот как упоминает о Салот Чхае один из главных биографов Пол Пота, автор книги "Брат номер один" Дэвид Чэндлер:
  "Когда в январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу (из Парижа), какое-то время он жил у своего брата Лот Суонга в Пномпене. Суонг отметил, что Сар начал интересоваться политикой. "Я думаю о народе",- говорил Сар брату. Кроме того он превозносил Советский Союз, расхваливал его на все лады и говорил о своей работе в Югославии. (...)
  Время от времени он возвращался в Пномпень и рассказывал брату о своих попытках войти в контакт с антифранцузскими некоммунистическими партизанскими отрядами под командованием принца Нородома Чантарангсея в соседней провинции Кампонгспы или с теми, которыми командовал Сон Нгок Тань на северо-западе. Брат Сара Салот Чхай был связан с обеими партизанскими группами. Действительно, в интервью Стиву Гедеру в 1975 году Салот Чхай вспомнил, как он уговаривал своего брата сотрудничать с Чантарангсеем.
  Салот Сар ответил ему, что на его взгляд, Чантарангсей был "феодалом" и намекал на присоединение к "тем, кто вовлечен в вооруженную борьбу" - другими словами к движению Кхмер Иссарак, в котором первую скрипку играли вьетнамцы. Скрывая свои намерения от обоих братьев, Салот Сар выказал заинтересованность в том, чтобы встать на сторону "самых искренних сторонников демократии".
  Д. Чэндлер "Брат номер один" ("Ультракультура". Екатеринбург. 2005 г. стр 95-96).
 
  Здесь уместно обратить внимание на дату интервью Салот Чхая Стиву Гедеру - 1975 год. Когда это интервью проходило? До апреля 1975?
  Тот же Чэндлер, ссылаясь на беседы с Лот Суонгом пишет: "Еще один брат, Салот Чхай, умер, когда в апреле 1975 года жителей Пномпеня выгоняли из города".
  А вот что пишет о Салот Чхае Википедия:
  "Салот Чхай (1920 или 1922 - апрель 1975) - камбоджийский левый политический активист и журналист, играл заметную роль в политике страны в 1950-70-х годах. В основном известен благодаря тому, что был старшим братом лидера коммунистического движения "Красные кхмеры" Пол Пота (настоящее имя - Салот Сар). Чхай также оказал влияние на раннее развитие этого политического движения.
  Салот Чхай, по всей видимости, был убит красными кхмерами вскоре после их победы в гражданской войне в Камбодже или же погиб во время насильственной депортации из города Пномпень.
  Салот Чхай родился в крестьянской семье среднего достатка в небольшой рыбацкой деревне Прексбаув, что находится в провинции Кампонгтхом. В середине 1930-х годов он переехал жить в Пномпень к своим родственникам, которые имели связи с двором короля Камбоджи, Сисовата Монивонга.
  Чхай был сторонником независимости Камбоджи от французского колониального владычества и придерживался левых политических взглядов. В первой половине 1950-х он некоторое время находился в националистическом партизанском движении под руководством Сон Нгок Тханя, а также имел контакты с принцем Нородомом Чантарангсеем другим влиятельным лидером антиколониального сопротивления, возглавлявшим движение "Кхмер иссарак" ("Свободные кхмеры"), через которого поддерживал контакты с двором.
  Изначально Чхай пытался убедить своего младшего брата Салота Сара, который возвратился из Парижа в 1953 году, в необходимости совместной работы с Чантарангсеем, но Сар отказался, так как считал принца "феодалом". Салот Сар, тем не менее, смог воспользоваться связями Чхая в среде коммунистического антиколониального движения. Чхай работал вместе с Вьетминем, который действовал в пограничных с Камбоджей областях, и брал своего брата вместе с собой. Чхай также посещал восточный штаб камбоджийского партизанского движения "Единый национальный фронт", и благодаря этому Сар также стал вхож в эти круги.
  Камбоджа стала независимым государством в 1953 году под руководством принца Нородома Синаука. Чхай же в это время стал активистом социалистической партии "Прачеачон", единственной легальной организации "фронта" коммунистов Камбоджи. Чхай, однако, был арестован в 1955 году после публикации статьи в газете "Саммаки" ("Солидарность"), в которой критиковал военное соглашение между Камбоджей и США, подписанное Синауком.
  В конце 1950-х начале 1960-х "Прачеачон" подвергался репрессиям со стороны Сангкума - правительства Синаука. Чхай в 1969 снова попал в тюрьму, однако уже в следующем году возвратился к деятельности после государственного переворота, в результате которого Синаук был свергнут, а главой государства стал Лон Нол, бывший премьер-министр страны. В течение 1971-1972 годов Чхай работал в качестве редактора полуофициальной партийной газеты "Праёйан Кхмер", и продолжил принимать участие в деятельности партии "Прачеачон".
  Чхай погиб после занятия Пномпеня "Красными кхмерами" 17 апреля 1975 года. Со стороны администрации коммунистов поступил приказ об эвакуации населения города со ссылкой на возможные американские бомбардировки и недостаток продовольствия. Всё население было депортировано в сельскую местность. Чхай, по всей вероятности, погиб, как и тысячи других, на марше или был специально убит красными кхмерами".
  В свою очередь, откликнувшись на публикации автора и по его просьбе Олег Самордний любезно предоставил известные фрагменты биографии одного из старших братьев Пол Пота:
  "Салот Сар и Салот Чхай в детстве были неразлучны. В 1943 году Салот Сар поступал в пномпеньский лицей Сисоват, в котором уже учился Салот Чхай, но не сдал вступительные экзамены. Поэтому Салот Сар отправился продолжать образование в колледж Прэх Сиханук в городе Компонгчам. В 1952 году старший Салот Чхай стал представителем Сон Нгок Тханя в северной и восточной Камбодже. Возможно, он был связан с принцем Чантарайнгсеем, который как раз в это время, если я правильно помню, был военным командиром антисиануковских отрядов Сон Нгок Тханя. В июне 1955 года Салот Чхай редактировал в Пномпене одну из левых газет - "Саммаки". Когда эту газету закрыли, то его посадили на короткое время в тюрьму. В мае 1956 года легальная левая партия "Прачеачун" создала "Комитет поддержки камбоджийского нейтралитета", среди членов которого был и Салот Чхай. В лонноловской Камбодже принц Чантарайнгсей командовал т.н. "тигровой бригадой" в том смысле, что его бойцы сражались как тигры. Информация о связи Салот Чхая с принцем Чантарайнгсеем проистекает из произведений Джеймса Фентона, который более известен как английский поэт и литературный критик. Но в начале 1970-х годов он приезжал в Индокитай как журналист, писавший военные репортажи для различных британских изданий. В середине 80-х он выпустил книжку воспоминаний, в которой описывал банкет, который принц Чантарайнгсей устроил для него прямо на поле боя. В той же книге есть упоминание о брате Салот Сара, который якобы был помощником Чантарайнгсея. Скорее всего, речь идет о Салот Чхае, который при Лон Ноле редактировал одну из либерально-демократических газет, выходивших в Пномпене. Салот Чхай умер в 1975 году по пути в один из сельхозкооперативов в провинции Компонгтхом, родной провинции всего семейства Салот Сара".
 
  Все процитированные выше свидетельства и упоминания об одном из братьев Пол Пота, где-то разнятся, а где-то сливаются в унисон. И повсюду масса "белых пятен". Таких же как в биографии Пол Пота. Этот сказал "то", тот сказал "это". Автобиографий никто не оставил. Зато мифов вокруг персонажей камбоджийской трагедии - тьма тьмущая.
  Не мудрено, что автор решил к этой тьме мифов добавить еще и свою так называемую "альтернативную историю", опять же сотканную одновременно из мифов и реальных событий, которые в этой одиссее сплелись в неразделимый клубок.
  Но завершим, наконец, разборку этой злосчастной главы о незадачливом или удачливом "агенте ГРУ", проснувшимся 17 апреля 1975 года в состоянии злого похмелья. Очевидно это дань симпатии автора к вьетнамским репортажам Майка Герра, который, как и герой фильма "Апокалипсис сейчас" просыпался в Сайгоне с большого бодуна.
  Итак, наш герой, которому следовало бы опираться на факты продвижения "красных кхмеров" к столице и массовое дезертирство солдат Республики Кхмер прогнозировать, что Пномпень еще вчера стал "открытвым городом", ведет себя как незадачливый зевака на фоне надвигающейся катастрофы. Причем сам же себе противоречит. Он понимает, что "красные кхмеры" не станут цацкаться с населением Пномпеня, но очевидно полагает, что его чаша сия не коснется. Хотя...
  "Красненькие" уже неделю стоят в Удонге.
  Самбат пару дней назад рассказал, что, там, прямо в пагоде расстреляли сотню офицеров и монахов. Изрешетили храм как ситечко.
  Пномпеньцы жутко паникуют. Хозяин моих апартаментов куда-то сбежал еще неделю назад. Хитрожопый китаёза. Хотя умница. Жизнь она ведь у всех одна. А что недвижимость? Так, иллюзия.
  Вот только городские кхмеры уж больно жадные. Он думают, что "красные" - это очередные республиканцы, которые за риельку маму родную продадут.
  Нет, "красненькие" как раз не продадут. Хотя сейчас, как мне кажется, начнется первый акт спектакля, в ожидании которого я провел два ужасных года в пномпеньском гадюшнике".
 
  И вот здесь по всем законам жанра нужно бы поставить точку. Конец главы!
  Но автор почему-то повел читателя в сторону китайской мафии - знаменитых триад, излюбленной темы сочинителей детективных историй с азиатской экзотикой.
  Не станем тягаться с Эриком ван Ластбейдером. Его камбоджийские сюжеты головокружительны как американские горки. Наша задача скромнее. Не дать героям "умереть в Пномпене". Вот и главное рабочее название истории гикнулось. Значит по ходу построения "модели для сборки" возникнет что-то иное. А то "умереть" это как-то сразу "за упокой".
  Отложим на время "модель для разборки", чтобы начать эту историю с "чистого листа". Кажется подошло время "собирать камни" для первой главы.
  До встречи!