В Крымском театре Кукол Крошка Енот

Таня Белова
В Крымском театре Кукол недавно состоялась премьера! Сказка «Крошка Енот» в постановке Дарьи Ярошенко.
Красавица-сказочница в великолепном костюме, милое оформление сцены, нежная музыка, казалось бы, вполне эстетическое зрелище...
Но...

В нашем детстве почему-то сказка Лилиан Муур была изменена. Наши режиссёры-мультипликаторы и сценаристы посылали енотика за сладкой осокой, а не за раками. Вероятно, они посчитали, что будет лучше, если поберечь детскую психику от американских ужастиков. Ведь родилась писательница в то время, когда с людей в её стране ещё снимали скальпы, а писала сказку, когда там процветал ку-клукс-клан… Её сказка «Крошка-енотик» была действительно добрая сказка по их меркам.

Прошёл социализм с его гуманностью и человечностью, и в теперешнем варианте с первых же минут, как только малыш собрался убивать - стало не по себе. Тут же всплыл в воображении маленький рачок и сказал: "Мама, я хочу жить! Спаси меня, спрячь от енота".

Лично для меня: что енот, что рак – просто животные. Равные, как все мы. Зрители на спектакле становятся соучастниками преступления или, по меньшей мере, молчаливыми покрывателями увиденного преступления…

Мне на протяжении всей сказки хотелось, чтобы не дошёл зверёк до пруда.
Не было того обаяния, сопереживания, желания помочь ему, какое было при просмотре нашего старого мультика. Ушла на дальний план душевная красота, ушло умиление, а всплыло осознание, что происходит в нашем современном искусстве поэтизация убийства…

Ужасно возмутил дикобраз (в природе грызун, питающийся ананасами), который ловит рыбу, т.е. просто получает удовольствие от убийства, чтобы даже не съесть, ведь дикобразы не едят рыбу, а просто поиздеваться. Получить удовольствие от чужой смерти.
Сказочница с милой улыбкой нежными ручками срывает бьющуюся в конвульсиях рыбку с крючка, бросает в ведро, а на верёвке висят уже мёртвые карасики…

«Улыбайтесь!» - это одно из трёх правил, привнесённых в жизнь масонами. Улыбайтесь, и любое преступление будет вам по плечу. У вас будет масса помощников! Убивайте с улыбкой, и никто не воспримет вас, как убийцу, ведь улыбке люди доверяют больше, чем словам.

 Мы учим детей милосердию, пытаемся научить беречь природу, внушаем, что нельзя обижать слабых... А после такой сказки - все наши труды - напрасны. И если уж чему-то и учит эта сказка, так это быть безжалостными, забыть о сострадании и идти к своей цели, не смотря ни на что. Недавно на тротуаре увидела десятки виноградных улиток, раздавленных детьми. Они собрали их в кучу и безжалостно растоптали. Им никто не объяснил, что убивать – плохо!

Я пыталась уговорить режиссёра изменить пару строчек в тексте, но она непреклонна. Когда-то Дарья Ярошенко работала с режиссёром Борисом Мартыновым, но, вероятно, не так долго, чтобы проникнуться его идеями.
«Что-то недопоняла…» - единственное, что мог сказать мастер по поводу этой постановки.

 По-моему: сладкая осока и дикобраз-фотограф, развешивающий на верёвочку фотографии бабочек и кузнечиков, вместо засушенной рыбы – были бы более органичными в сказке, заявленной в афишах, как «очень добрая сказка».