Мой патриотизм часть вторая

Константин Миленный
    М  О  Й      П  А  Т  Р  И  О  Т  И  З  М 

       (ч  а  с  т  ь     в  т  о  р  а  я)



Возвращаясь к  патриотизму нового типа приведем такой
характерный пример. Вот, скажем, арабы и персы, пострадавшие
некогда от их завоевателя Александра Македонского. Они прекратят,
наконец, предавать проклятию память о нем. Теперь он будет такой
же как и они сами, землянин по происхождению, соотечественник.
В этом контексте становится совершенно не важным тот бывший
исторический факт, что некогда он покорил их.

Ну, покорил и покорил. Нынче можно и нужно будет
забыть, что он был неверным, греком по национальности,  к тому
же язычником, не на ночь глядя будь сказано. Ведь в нашей Новой
Классификации он, наравне с персами и арабами, станет таким же
гражданином планеты Земля. На которой он некогда создал самую
могучую державу того времени со столицей Вавилон.

Отныне  этого полководца нужно будет расценивать как
достояние всего человечества. Хоть и  был он при всем при том
совсем немножечко отъявленным сатрапом, но ведь иначе ничего
из задуманного им древнеисторического не воплотилось бы в
сегодняшней жизни.

Однако, все это представляется сущей мелочью по
сравнению с тем, что родился-то он не сатурнянином, не
юпитерианином и не марсианином каким-нибудь, а нашим, таким
же, как и все мы, землянином, и поэтому все его личные прошлые 
завоевания это есть наши общие сегодняшние завоевания и
победы,  а также поражение персов, будь они неладны.

А ведь уже имели место подобные потуги и на других
планетах. Вам, читатель, должно быть известно с юного возраста
из достоверной и бесконечно правдивой книги А.Н. Толстого
"Аэлита", о том, что на Марсе была собственная армия.

Как вы хорошо помните, ею командовал Тускуб, Глава
Высшего Совета над всеми странами и народами Тумы, как сами
марсиане тогда и до сих пор называют свою красную 
воинственную планету. А вот не дотянулись его кровожадные и
кровью  обагренные руки всё до тех же арабов, персов и других
наших прямых, но далеких собратьев.

Впрочем, это понятно, так как марсианские события
имели место уже после жизни и даже смерти нашего общего
любимца Александра, а именно в начале двадцатых годов
прошлого века,  еще точнее в 1923 году, если верить  А.Н. Толстому.
А не верить этому самому правдивому из писателей после А.М.
Горького у нас с вами нет никаких причин и даже поводов. Тем
более, что только ему и  верил никому не верящий И.В.Сталин.
И правильно делал, кстати сказать.

Малая родина это понятие скользкое и довольно
растяжимое, от провинциального городка или села с одной
единственной немощеной улицей  до досчатого очень давно
крашенного неизвестно чем сарая в уютном, но очень 
многолюдном переулке на окраине Москвы сразу после амнистии
1953 года.

И, ради бога, не забывайте, что на малой родине Вы
конкретно являетесь или являлись ранее главным действующим
лицом и одновременно ответственным исполнителем.

А на планете вы никто и ничто, даже мельче песчинки,
молекула, которая не то, что за себя, а вообще ни за что не
отвечает. Согласитесь, молекуле прокормиться легче. Так что
если у вас есть большая нужда в малой родине, то не спешите
торопиться, отсидитесь и подумайте, стоит ли принимать решение
за себя. Но и другим этого тоже ни в коем случае не доверяйте.

За него, за решение, конечно, никто не спросит, но
отвечать всё равно придется. К сожалению, мои умные советы
на меня самого практически не действуют, поэтому я вынужден 
раздавать их налево и направо, чтобы они не холостяковали во
мне.

  У нас подоспела перестройка и народ повалил заграницу,
кто куда и кто за чем. Но все поголовно за чужими деньгами. Кто
поглазеть на другой мир, а кто и нажиться, сначала чуть-чуть, а
потом и посерьезнее. Челнок откуда-то все пронюхал, где, в какой
стране, какой товар ходовой, какой самый наваристый. Поскольку
у нас в стране всегда был поголовный дефицит (но отнюдь не
дефицит голов), а в описываемое время особенно, то везли оттуда
все, что ни попадя. И все шло на ура. 

В результате Греция после застоя приободрилась, а
женская, лучшая  часть России сразу после развитОго социализма,
если ещё кто помнит эту дутую политпропагандистскую
конструкцию из ничего, наконец-то построила себе норку, которую
спешно выращивали в Греции.

Нет, я никуда не ездил. До перестройки приходилось,
но только по работе. Я, по понятным причинам, мечтал о поездке
в Грецию и одновременно очень  боялся очутиться там однажды.
Мне казалось, что на земле своих предков я буду искать их тени
на каждом шагу.

И, конечно, со школьных лет мне не давали покоя эти
не просто знакомые, а  родные названия - Афины, Салоники,
Делфы, Дарданеллы. Написав этот перечень я задумался над тем,
почему у греков многие географические названия в русском
звучании представляются числом множественным. А у нас в этом
смысле выбор очень скудный -  Сочи, Кижи и Соловки. Сочи для
одних, точнее, для двоих, Соловки совсем для других, а Кижи для
любопытствующих.

Хотите верьте, не хотите - все равно верьте, но я
догадался. В Греции все просто - множественное число потому,
что они принадлежат множеству, то есть всем своим и даже всем
приезжающим поглазеть. А у нас высшая математика, потому что
дифференцировано, Сочи для одних, вернее, для двоих, а Соловки
для остального бесконечного ряда чисел.
 
Акрополь с его пропилеями, то бишь, торжественными
вратами, пинакотекой - картинной галереей, храмом Ники Аптерос
- Бескрылой Богини Победы, в том смысле, что такая победа
теперь навеки останется с греками, потому что никогда и никуда
не сможет улететь от них.

Вы бы смогли сделать перевод и без меня, если бы
задались такой целью. "Птерос" по гречески "крылья". Помните
из школьной зоологии - птеродактили - крылатые доисторические
ящеры. Префикс "А" обозначает отрицание, следовательно
"Аптерос" значит "бескрылая".

Ну, а "Ника" - победа, про которую хорошо знал Зураб
Церетели еще в 1995 году. Когда со свойственной  ему решимостью
завоевателя всего скульптурного будущего Москвы задался целью
возвести ее на 122-х метровой высоте в Парке его Победы на
нашей Поклонной горе.

Главная достопримечательность Акрополя Парфенон,
который называют "гимном" Древней Греции, а еще  и "красотой
простоты". Посвящен этот храм из белого мрамора богине Афине
Парфенос или Афине Деве.

И если здесь, в России эти слова и образы  приводили
меня в трепет то  что же будет со мною там, в Греции, думал я.
При виде их я непременно буду плакать  слезами гордости за свою,
пусть косвенную, но все же причастность ко всем этим творениям.
Не обращайте внимания, это меня снова заносит.

И все-таки года три тому назад я решился. Нас собралось
шестеро представителей угасающего поколения, из них пятеро
завзятых загрантуристов и ваш покорный слуга, с которого они
решили стряхнуть пыльцу невинности, как удачно выразился
однажды, не помню по какому поводу Ярослав Гашек устами
своего героя бравого солдата Йозефа Швейка.

В поддержку своей искусственно разогретой  коллегами
решимости я захватил в поездку  "Карманный русско-новогреческий
словарь" составителя Н. А. Сальнова на 10000 слов, год издания
1965, тайно изъятый мною из квартиры сестры в Новороссийске.

Где мы с ней к тому моменту приканчивали третий фугас
"Хирсы", крепкого белого, ну, очень ординарного вина типа
портвейн производства Анапского винзавода. Мерзость
необычайная, но прошедшая многократную апробацию, к тому же
дешевая. А мерзость чем дешевле, тем выразительнее.

Но не спешите  в магазин, ее уже лет сорок как не
производят. Сейчас в ходу свои, современные мерзости в
торговле, их и без "Хирсы" хватает. Ищите, как говорится, и
обрящете. Но совсем в другом диапазоне цен.

Я думал, что еду в дом своих предков, а это значит и в
свой дом. Но нет, я оказался в гостях. У добрых радушных хозяев,
но все-таки я был там гостем. А  домом  для меня  оставалась 
Россия,  куда  я  с радостью  и  вернулся. Не даром говорят, где
родился, там и пригодился.

Но вернувшись, на следующее же утро полез в атлас
островной Греции. Уж больно (в смысле "очень", это типично
кацапское, московское) расхваливал критские оливки наш
греческий гид по имени Панайотис а по фамилии Цацаниди,
основу  которой (фамилии) составляет  название черноморской 
кильки  "цацы". В дословном переводе на русский его фамилия
звучала бы Килькин.   

Он потомок понтийских греков из Сочи, что и
подтверждает его морская фамилия. Да и, как вам известно,
"понт" в переводе с греческого обозначает "море".  Но главное
это то, что он пламенный профессионал и вообще чудесный
человек.

Сказал и  снова потянуло меня в Элладу, на  тысячу с
лишком лет назад. Боже мой, в какую же сетку все сплелось и
перепуталось в этом мире после несправедливого и рокового
доисторического недоразумения под названием Падение
Древней Греции. И я, конечно, так же как и сама эта Древняя
Греция в эту сетку попался. 

Ах, как нам бы сейчас сгодились эти Софоклы,
Периклы, Фукидиды, особенно принципиальный буквально до
самой своей, практически добровольной смерти Сократ. Уж
очень этой принципиальности у нас сейчас не хватает. А всё
римляне и, ведь тоже древние, а вот, поди ж ты, значит, все-таки,
не такие  древние, как мы, советские репатриированные греки. 
Ваше здоровье, уважаемые, Ваше здоровье.