Кровавое воскресенье или Первая русская революция

Марьша
      Информация получена из свободных источников интернета.

 Поражение в Русско-японской войне и обострение противоречий внутри Российской империи привели к серьезному кризису, переросшему в Первую российскую революцию 1905–1907 годов.

      Осенью 1904 года на фоне поражений в русско-японской войне в России началось политическое брожение, подогреваемое пропагандой революционных партий и земско-либеральной оппозиции.

      По инициативе «Союза освобождения» в стране началась кампания за введение конституции и представительного образа правления. Кампания выразилась в форме агитации в печати, а также адресов и петиций, подаваемых земствами и другими общественными учреждениями на имя высших властей. От властей требовали призвать к управлению государством общественность и созвать народное представительство, которое совместно с монархом решало бы важнейшие вопросы внутренней жизни. Вследствие ослабления цензуры, допущенной министром внутренних дел П. Д. Святополк-Мирским, земские адреса и петиции проникали в печать и становились предметом общественного обсуждения.

 В 1904 году  священник Петербургской пересыльной тюрьмы Гапон создал в городе рабочую организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга». Она появилась при содействии полиции и городских властей. Первоначально рабочие устраивали общие вечера, иногда с чаем, танцами. При организации была открыта касса взаимопомощи. Скоро в «Собрании» Гапона было уже около 9 тысяч человек. И наряду с чаепитиями стали появляться требования установить 8-часовой рабочий день, повысить жалованье. «Собрание» выступало и в защиту рабочих, несправедливо уволенных с предприятий, явилось организатором ряда забастовок.    

Начавшись в среде интеллигенции, политическое брожение вскоре перекинулось в рабочие массы. В Петербурге в события оказалась вовлечена и крупнейшая легальная рабочая организация страны — «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», во главе которой стоял священник Георгий Гапон. Созданное при покровительстве Департамента полиции, «Собрание» имело целью объединять рабочих для просвещения и взаимопомощи, что должно было ослабить влияние на них революционной пропаганды. Однако лишённое надлежащего контроля со стороны властей, «Собрание» вскоре уклонилось от намеченных целей.

      Не последнюю роль в этом сыграла личность руководителя «Собрания» священника Гапона. Выходец из полтавских крестьян, Гапон был честолюбивым человеком, одержимым желанием сыграть крупную роль в истории. Оказавшись во главе рабочей организации, он задался целью стать настоящим вождём рабочего класса и возглавить борьбу трудового народа за свои интересы. Гапон активно вербовал в свою организацию рабочих революционного образа мыслей, своим словом гарантируя им безопасность от арестов.

     В марте 1904 года он заключил союз с группой рабочих — социал-демократов и принял с ними совместную программу, предусматривавшую как экономические, так и политические формы борьбы за права рабочего народа. Эта программа, получившая название «программы пяти», впоследствии легла в основу петиции 9 января 1905 года.

     Осенью 1904 года, в период общего политического возбуждения, «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» сделалось центром рабочей жизни в Петербурге. В отделах «Собрания» открыто обсуждались нужды рабочего класса и пути выхода из тяжёлого экономического положения. Пользуясь отсутствием контроля со стороны властей, руководители «Собрания» вели в рабочих массах агитацию в пользу радикальных методов борьбы за свои интересы. С началом кампании земских петиций в «Собрании» стали читать и обсуждать эти петиции, а у наиболее радикальных рабочих появилась мысль о выступлении со своей рабочей петицией.

     В ноябре 1904 года священник Гапон с группой рабочих встретился с представителями петербургского «Союза освобождения». На встрече обсуждался вопрос о выступлении рабочих с петицией, аналогичной той, с которой выступали земства и собрания интеллигенции. По итогам встречи Гапоном и руководством «Собрания» было принято решение выступить с петицией, выражающей общие требования рабочего класса. Это решение было проведено на заседании кружка ответственных лиц «Собрания» и стало внедряться в рабочие массы. На собраниях рабочих стали читаться земские петиции и проводилась мысль о необходимости рабочим присоединиться к общей кампании за народное представительство и политические свободы.

      В декабре 1904 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» встало на путь борьбы труда с капиталом. В первой половине декабря активистами «Собрания» были организованы две местные забастовки: одна на мануфактуре В. Кожевникова, а другая — на Ново-Сампсониевской мануфактуре.

      В обоих случаях забастовки закончились с выгодой для рабочих, администрация должна была пойти на уступки.

       Успешные забастовки повысили престиж «Собрания» в глазах рабочих, что выразилось в притоке в него новых членов. Заводчики с тревогой следили за стремительным ростом «Собрания». Видя в «Собрании» угрозу своим экономическим интересам, фабриканты стали оказывать поддержку конкурировавшему с ним «Обществу взаимопомощи рабочих механического производства», основанному бывшими зубатовцами во главе с М. А. Ушаковым.

      В отличие от «Собрания», ушаковское «Общество» не ставило целью борьбу с капиталом, а ограничивалось целью взаимопомощи, что обеспечило ему поддержку заводской администрации и фабричной инспекции. Особым покровительством «Общество» пользовалось на Путиловском заводе. Низшие чины администрации завода, мастера, вели среди рабочих агитацию за вступление в «Общество», а по отношению к членам «Собрания» стали применять репрессии, при первой возможности налагая на них взыскания.
         На встречах организации, предшествовавших массовому выступлению рабочих, именно Гапон призывал обратиться к царю, который один может заступиться за рабочих. Он же и подготовил обращение к Николаю II, где говорилось: «Мы обнищали, нас угнетают... в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам…. Нет больше сил, Государь…» Гапон убеждал всех, что царь должен выйти к рабочим и принять их обращение.               
      9 января 1905 года в Санкт-Петербурге произошло событие, которое стало толчком к массовым выступлениям. На улицы города вышли 140 тысяч рабочих. Они шли с семьями, детьми, празднично одетые, с портретами царя, иконами, крестами. Во главе этого шествия шел 34-летний священник Георгий Гапон.   

      По всему городу колонны встречали подразделения вооруженных солдат, но участники шествия не хотели верить, что они могут начать стрелять в мирно идущих рабочих. Царя в городе не было, он находился в Царском Селе, но все ожидали, что он приедет и выслушает все просьбы.

      Но царь не только не приехал. Накануне он ввел в Петербурге военное положение. Вся власть в городе автоматически перешла к его дяде, командующему войсками Санкт-Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу. Он и встретил народное шествие командой «Огонь!». В результате 96 человек были убиты сразу, из 333 раненых впоследствии умерло еще 34 человека ( по некоторым источникам информации было убито до 1000 человек).

       Эти события потрясли всю Россию. Портреты царя, которые ранее почитались как иконы, рвали и топтали прямо на улицах. Сам Гапон, потрясенный расстрелом рабочих, воскликнул: «Нет больше Бога, нету больше царя». Из-под пуль Гапона вытащил эсер Петр Рутенберг, затем священник некоторое время скрывался на квартире Максима Горького, а после – бежал за границу. На родине же Гапона лишили церковного сана и исключили из духовного звания.

       События января 1905 года сделали Гапона знаковой фигурой. В Европе он встречался с Ж. Жоресом, Ж. Клемансо, П. А. Кропоткиным и другими лидерами европейских социалистов и радикалов. Георгий Аполлонович даже основал Фонд Гапона, куда стекались пожертвования. Вскоре он вступил в РСДРП.

       Тем временем царь издал Манифест от 17 октября 1905 года, который наряду с провозглашенными некоторыми свободами объявлял и амнистию для всех участников революционных выступлений. Гапон воспользовался этим и вернулся в Россию. Первым делом он попросил прощения у премьер-министра С. Ю. Витте, на что тот пообещал восстановить гапоновское «Собрание».

       Тем не менее после подавления Декабрьского вооруженного восстания и ареста Петербургского совета рабочих депутатов все обещания были забыты. В газетах появились статьи о связях Гапона с полицией и получении им денег от японского агента. Есть подозрения, что эти публикации родились в правительственных службах в целях подрыва авторитета Гапона в глазах рабочих.

       В январе 1906 года «Собрание» было запрещено.

      Георгий Гапон предложил сделку департаменту полиции, обещая выдать Боевую организацию эсеров. Сделка нашла положительный отклик, и министр внутренних дел П. Н. Дурново дал согласие на проведение этой операции, выделив на нее 25 тысяч рублей. Об этой сделке стало известно в ЦК партии социалистов-революционеров, и Гапону был вынесен смертный приговор.

      Гапона заманили на дачу в Озерках под Петербургом, где с ним говорили о выдаче Боевой организации. Во время разговора в комнату ворвались рабочие, ранее состоявшие в «Собрании», которые немедленно повесили своего бывшего лидера…

 Так закончилась Первая русская революция в России.

Иллюстрация из интернета.