14. Догмат о Троице. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.1. Догмат о Пресвятой Троице.

I.1.1.1. Аналогии Пресвятой Троицы в мире.

Святые отцы для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума:
«Наш ум, слово и дух по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
(свт. Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыты.)
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Первая из них - солнце, исходящие лучи и тепло, - предполагает некоторый временной процесс. Вторая - источник воды, ключ и поток, - то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что же касается человеческого ума, то его способности могут быть лишь аналогией образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что:
«Один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен. И в многоцветности открывается единый лик - нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности разноцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается в многоцветном сиянии».
Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности.
В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям. Примером такого отношения может служить 31-е Слово свт. Григория Богослова:
«Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях (Писания…)».