Мысли мудрых людей

Валерий Протасов
  Встречаясь с советами и размышлениями людей, называемых  мудрецами, мы относимся к их высказываниям, как к аксиомам, в которых незачем сомневаться, с которыми бесполезно спорить, ибо умнее сказать нельзя. Да и зачем? Ведь они же созданы во благо нам. Хорошие мысли хороши, и спасибо мудрым людям. Но они на то и мысли, что будят ум и вызывают другие мысли. Вот, например: "Меня учили относиться к людям именно так, как я хотел бы, чтобы они относились ко мне. Это называется уважением", - делится  с нами своим суждением один из несомненно добрых и хороших людей в Интернете. Вы, конечно, узнали одну из библейских заповедей. Но если это заповедь, значит ли это, что над ней  нельзя  подумать? Я подумал и хочу спросить: возможно ли это? Здоровый эгоизм в природе человека. Он - основа самосохранения. Хорошо быть добрым; это лучше, чем быть злым. Хорошо - относиться к другим, как к себе самому, но сначала надо знать, что хорошо и что плохо для себя. Конечно, найдутся люди (я прямо слышу их голоса), которые скажут, что всё должно быть по заповеди. Я не против. Должно, но не есть. Мы познаём мир через себя и учимся любить других, перешагивая через собственный эгоизм. Разве не так? Иначе не было бы нашего движения вверх, от закона борьбы за существование, не было бы отдельных личностей, которые могут выбирать, относится ли к другим, как к самому себе, соединиться ли в одну любящую семью, или остаться разъединёнными; не было бы свободы выбора, не было бы жизни и истории. Ибо любовь к другим, тем более, ко всем, чувство не врождённое, а из ряда выходящее. А без любви относиться хорошо к другим – в лучшем случае вежливость, в худшем - притворство. Да и сама любовь - чувство, нарушающее привычный порядок вещей и часто кончающееся трагически. Впрочем, бывают примеры и счастливой любви, или дающейся свыше, или обретённое в борьбе. Но, кажется, в детстве и в юности всё было по-другому.