История празднования дня рождения от трёх ангелов

Марина Вертяева
Осенним днём шла я по любимым улицам Саратова, всматриваясь в изящные здания, вывески и витрины магазинов, рассматривая окна частных домиков, которые так и пытаются тебя пригласить, чтобы ты обязательно рассмотрел именно их витраж на окне, резные наличники. Пока шла и мечтала, под ногами попадалась золотистая, смешанная с красным, зеленым, листва деревьев, которой солнечные лучи успели дать просохнуть от утренней росы. Сворачивая с Московской на улицу Чернышевского, и, проходя мимо проулка, невзначай повернула голову и увидела на тротуаре старца с белой длинной бородой. Одет он был в длинное пальто серого цвета  с широкими накладными карманами. На голове черная кепка, которая почти закрывала его глаза. В руке лакированная черная трость. Мы встретились взглядами, и он позвал меня рукой. Я удивилась и обернулась посмотреть, мне ли точно машет человек и зовёт к себе. Осмотрев тыльную сторону и  не обнаружив никого, я снова посмотрела на дедушку.
- Извините, Вы меня зовёте?
- Да, именно с вами я хотел бы поговорить, моё дивное дитя, - одарив  меня лучезарной улыбкой, - проговорил бархатным голосом старец.
Время на разговор  у меня было предостаточно, поскольку был выходной день и я никуда не торопилась. Не боясь, дедушки, я подошла к нему. Встала напротив него, заглянула в его голубые, как небо, глаза и увидела в них чистоту, доброту, искренность и спокойствие.
- Я хочу тебе поведать историю, которая пригодится в дальнейшей твоей жизни, - начал старик, – тебе и самой будет интересно узнать происхождение традиций празднования дня рождения.
- Да, мне это будет интересно послушать.
Старец начал с того момента,  который мне всегда нравились в сказках, притчах, легендах.
- Однажды Господь Бог собрал на небесах трёх ангелов, - продолжал свою историю дедушка, - и сказал им: «Летите на Землю и найдите мне то, чего я не знаю на всём свете о происхождении традиций празднования дня рождения». Ангелы разлетелись по всему свету и стали искать ответ по странам мира. Они решили просто разделить страны, и каждый расскажет Небесному Отцу то, что запомнил. Возвратившись домой, они пришли к Господу Богу и по очереди начали рассказывать свои истории.
Когда я спустился на Египет, - начал рассказ первый ангел, - то один из старожилов поведал мне историю, перенеся меня на 3000 лет до н. э. Архандр, так звали египтянина, выбрал Древний Египет и поведал о первом упоминании, которое находилось в письменных источниках о праздновании дня рождения. Тогда это был не тот праздник, к которому ныне привыкли люди. Изначально празднование дня рождения было лишь привилегией фараонов. К празднованию дня рождения готовились все – ведь этот день являлся грандиозным. В этот поистине торжественный день устраивались всенародные гуляния, кормили бедных, иногда выпускали заключенных из тюрем. Всё было нацелено на то, чтобы люд гулял и радовался в этот праздничный день. Ни у кого и не возникло мысли устроить свой собственный день рождения. В частности, в книге Бытия сообщается, что египетский фараон в день своего рождения «сделал… пир для всех слуг своих» (Быт. 40:20-22).
Так же праздник устраивался и в честь наследников мужского пола. А вот имена девочек, которые рождались в Египте, даже нигде не записывались. Им не было нужды считать свои года. Чуть позже первой женщиной, которая официально стала отмечать свой день рождения, стала царица Клеопатра II (II в. до н. э.) за 100 лет до прихода к власти знаменитой Клеопатры VII, прославившей своё имя на весь мир.
Ничего не сказав первому ангелу, Небесный Отец попросил второго ангела рассказать историю.
- Я поведаю вам истории празднования дня рождения, - начал второй ангел, - которые я почерпнул сразу в нескольких странах Европы. В Западной Европе, а именно  в Германии, где традиции празднования дня рождения зародились ещё в XII веке, и она стала первой страной, которая стала отмечать дни рождения. Так с XII века у священнослужителей появились книги регистраций, в которых заносились  дни рождения и крещение жителей. В Германии все дети благодаря этому  были счастливы, потому что немецкий народ положил начало чудесной традиции: справлять детский праздник в день рождения своего малыша. Такой праздник назывался и до сих пор называется «Детский праздник». Во время праздника именинный пирог стали украшать зажжёнными свечами. Германцы научились делать красивые восковые свечи, их ставили в центр пирога во время празднования дня рождения по религиозным соображениям. Эти свечи символизировали свет жизни  и они должны были гореть весь день. Свечами украшали и весь дом, и они тоже горели  целый день, сгоревшие свечи заменяли новыми. По традиции свечей на пироге на одну больше, чем лет ребёнку, – эта свеча была символом, который должен принести удачу. Только после завершения праздничного ужина поздно вечером виновник торжества, загадав желание, задувал свечи.
Для взрослого немца-холостяка была своя традиция. По исполнении ему тридцати лет, древняя  традиция велит ему браться за метлу и наводить чистоту на ступенях городского совета, на площади и т. д. Тем временем его друзья должны подбрасывать ему работу в виде мелких камушков. Испытание будет продолжаться до тех пор, пока какая-нибудь из проходящих мимо незамужних женщин не подарит имениннику нежный поцелуй. После этого вся компания отправлялась праздновать.
Следующая страна, в которой мне пришлось узнать традиции празднования дня рождения, была Древняя Греция, расположившаяся в  Южной Европе на Балканском полуострове. Историю празднования дня рождения мне поведал путник, идущий в Спарту. Из его слов празднование дня рождения было довольно самобытным. Древние греки отмечали дни рождения своих богов 12 раз в году.  Так, день рождения Артемиды, богини Луны и охоты, праздновали шестого числа каждого месяца.
В Древней Греции дни рождения императоров отмечались даже после их смерти. Во время празднования дня рождения члена семьи греки украшали дом зелёными венками и окуривали его фимиамом. Этим они благодарили покровителя дня рождения. Именинник облачался в расшитую вольную одежду, приготовленную специально к этому дню. Что же касается простых смертных, то такой привилегией пользовался только глава семьи — муж и отец. Женщинам и детям повезло ещё меньше, поскольку для них никаких привилегий предусмотрено не было,  и поэтому на них особого внимания не обращали. Но ни тогда, ни позже, в Средние века, дни рождения людей почти не отмечали. В основной своей массе человечество не пользовалось календарями. И жизнь каждого человека в отдельности ничего не значила.
           После Древней Греции я перелетел в Испанию, в которой традиции празднования дня рождения более были более скромными. Я попал в один из   таких дней в семью, в которой праздновали день рождения. Я не мог не запомнить, как именинника все члены семьи по традиции  по очереди, любя слегка щёлкали по лбу.
           В Италии мне довелось выспросить старика, который охотно согласился со мной пообщаться о традиции празднования дня рождения. От него я узнал, что существует в этой стране традиция тянуть именинника за уши или мочку уха.
В следующей стране, в которой я побывал – это была Ирландия  в Западной Европы. В этой стране я случайно познакомился с мальчиком лет десяти, который мне любезно рассказал о традиции празднования дня рождения. От него я узнал,  что ирландцы народ общительный и веселый, это проявляется как в повседневной жизни, так и в праздновании дня рождения. У них своя странная традиция, но они считают её веселой и забавной. В празднование дня рождения принято поднимать именинника за руки и ноги в воздух и ударить о землю «нежно» столько раз сколько ему исполняется лет. В завершение добавляют еще один раз на счастье. По большей части подобная традиция применяется к детям, так как взрослых довольно сложно подбрасывать в воздух из-за большого веса.
         Не устоял, чтобы не слетать в Великобританию, - продолжал рассказ второй ангел, - у неё также свои традиции, связанные с празднованием дня рождения. Приглашать гостей на этот праздник принять заблаговременно – за два месяца. Если гость получит приглашение позже, то он имеет право отказаться от присутствия на празднике, отдав предпочтение ранее запланированным на этот день делам. В день рождения принято предсказывать судьбу имениннику. А в праздничном пироге можно обнаружить монетку – символ будущего богатства. Люди, достигшие возраста 80, 90 и 100 лет, получают личное поздравление от английской королевы.
Ещё мне довелось побывать в Северной Европе, а именно в такой стране как Финляндия. От одного финского юноши я услышал интересный обычай празднования дня рождения. Именинное дерево ставили на стол, надеясь на то, что под ним появятся подарки. А во дворе в хозяйственной части воздвигали украшенный шест.
         В Восточной Европе, а именно на Украине, мне рассказали очень интересную традицию празднования дня рождения, в которой даже принято пороть именинника.
Закончив на этом свой рассказ, второй ангел проговорил: «Есть в Европе и другие страны, у которых собственные традиции празднования дня рождения, их очень много. Я передам слово третьему ангелу».
       Небесный отец также промолчал и, махнув рукой, разрешил начать историю третьему ангелу.
- Я поведаю вам таинства традиций празднования дня рождения такой страны как Россия. В России сначала были именины, которые начали отмечать примерно в XVII веке. Это самое раннее упоминание об этом празднике в истории. Во время рождения нового члена семьи его нарекали именем святого, отмеченного в святцах. Поэтому именины в большинстве случаев совпадали с днем рождения. Данной привилегией пользовались исключительно цари и члены царской семьи.
Царские дни рождения отличались особой пышностью. Накануне варили пиво, пекли пироги и каравай и пели про него песню. Караваи раздавались народу.   
Празднование царских дней рождения и именин начались в России с царя Фёдора Алексеевича: в 1676 году в «Книгах царских выходов» появились отметки о церковных службах в день его рождения.
Историк А. Доронин указывает, что Петр I, хотя и не считал свой день рождения великим праздником, всё же отмечал его, если находился в Петербурге.
Известно, что на именины Елизаветы Петровны было потрачено столько денег, что на них можно было построить три шикарных дворца с обстановкой. Именины членов императорской фамилии и церковных иерархов назывались тезоименитствами.
А вот дни рождения менее именитых граждан в России стали праздниками только в XIX веке — и то у зажиточных дворян и богатых купцов. По традиции к этому празднику пекли большой каравай, вокруг которого водились хороводы. Приглашённые пели известную всем песню «Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай». Вечерами выходили играть в игры на свежем воздухе.
Итак, по-настоящему всеобщим и традиционным праздником день рождения стал только в прошлом веке. В такой день в семьях именинника  всегда был полон дом гостей, которых приглашали его родители именинника или же он сам. В связи с этим накрывали праздничный стол, и всех гостей угощали различными вкусностями: пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни, танцевали, играли в различные забавные игры. Кроме того, существует множество традиций, связанных с этим праздником. Так, например, именинника принято тянуть за уши по количеству лет, исполнившихся виновнику торжества.
- И это всё, что я нашёл по празднованию дня рождения, - закончил свою историю третий ангел.
- Благодарю всех за интересные истории по празднованию дня рождения. Но всё, что вы мне сейчас рассказали для меня не ново, но я могу дополнить свой рассказ  тем, чего вы ещё не слышали.
Итак, согласно первой версии праздник день рождения имеет глубокие языческие корни, тесно переплетаясь с чёрной магией. Согласно поверью именно в день своего рождения человек был наиболее подвержен влиянию темных сил. По этой причине в день рождения многие люди окружали себя только друзьями и близкими, избегая встреч с врагами и недоброжелателями. Даже в книгах, посвященных темной магии, день рождения имеет одно из ключевых значений, как день, в который человек крайне наиболее уязвим. Пожелания на День Рождения воспринимаются с этой точки зрения как магические заклинания, способные повлиять на судьбу человека.
В глубокой древности, христианство и язычество являлись конкурирующими религиями. Церковь считала празднование дня рождения проявлением крайне вызывающего поведения. В умах христиан желания праздновать день рождения не возникало и вовсе по причине своеобразного восприятия мира. Считалось, что мир - место бед и скорби, и именно с уходом человека из жизни начинается счастливое время без страдания. День смерти воспринимался как счастливый день, день избавления от греховного мира.
Вторая версия, - продолжал Небесный Отец, - состоит в том, что возникновение празднования дня рождения склоняется к божественному самовыражению, согласно которому традиция празднования дня рождения берет свое начало с поклонения древнеиранскому Богу Солнца Митре. Изначально, культ поклонения Митре получил свое распространение в Персии. В дальнейшем данный культ получил распространение по всей Европе. Вместе с культом популярность получила и традиция празднования дня рождения Бога. Спустя долгие годы, получивший повсеместное распространение праздник, вытеснил традицию празднования дня рождения Бога.
Ещё одним ключом к появлению праздника и фактом, подтверждающим правомерность теории возникновения праздника дня рождения, является совпадение двух значительных праздников того времени: Рождество Христово и праздник дня рождения сына бога солнца Митры. Отмечался он в один и тот же день, а именно 25 декабря.
Могу сказать, что наиболее правдоподобной теорией возникновения праздника дня рождения является целый ряд событий на протяжении тысячелетней истории человечества. Можно предположить, что даже если корни этого праздника лежат в древних языческих или магических обрядах, то настоящее продолжение – вторую жизнь праздник дня рождения получил благодаря культу поклонения богу солнца Митре, который в свою очередь был адаптирован христианами в четвертом веке под свои нужды.
Понимая, что рассказ подошёл к завершению, я спросила от любопытства у дедушки:
- Скажите, пожалуйста, а с кем все таки я имею честь общаться, - с большим интересом задала я вопрос.
- Меня звать Матвей Васильевич. Когда-то мне эту историю рассказал мой дед. А теперь я рассказал тебе. Если будет возможность, расскажи ещё кому-нибудь. Тебе понравилась эта история?
- Да, очень.
- У меня к вам последний вопрос по поводу этого празднования дня рождения. Скажите, а как Вы понимаете праздник день рождения?
- День рождения…, - помолчав, продолжал Матвей Васильевич, - есть ли что-либо более важнее для человека? Ведь именно в этот день он явился на свет, начал жить, получил благословение всех небесных сил на свою единственную, предназначенную только ему дорогу.  При рождении, к младенцу Господь приставляет ангела-хранителя и ребенку присваивают имя ангела, под покровительством которого он родился, и именно поэтому у человека помимо дня рождения существует День Ангела. В этот день чествуют святого под покровительством, которого произошло таинство рождения. Ангел-хранитель, сопровождает человека на всем жизненном пути, заботится о нем, а в минуту опасности накрывает своим крылом, защищая от беды. Он всегда находится за правым плечом, подсказывает и направляет своего подопечного. На левом плече сидит падший ангел, ангел, который подчиняется темным силам, искушает людей, принуждает их совершать поступки, о которых потом приходится жалеть. Так и уравновешивают они друг друга, так и борются две составляющих мира (« добро» и «зло») за каждую бессмертную душу.
День рождения каждого члена семьи – это общий праздник, потому что семья – это родные и бесконечно дорогие друг другу люди. Поздравления в день рождения приятны всем: и малышу, и бабушке, и дедушке, и папе, и маме, и сестре, и брату. Каждая семья отмечает этот день по-своему, но есть и нечто общее: праздничный стол, подарки, цветы, приподнятое настроение, чувство любви и благодарности к родным.

P.S. Материал взят из книги "Вертяева (Барова) Букет к дню рождения / Под ред. Шишковой Т. А. - Саратов: ООО "Амирит", 2017. - 124 с."