Главное - без обид

Ирина Полонская
 
 Была у меня одна приятельница еще с университетских времен. Назову ее Инна. Девушка она была необычная, блистала не столько красотой, сколько умом и глубокими мыслями. Мы не дружили, а просто иногда общались. С ней было интересно.

 Потом жизнь, как водится, разбросала нас.  Встретились мы с ней уже через много лет. Тогда, в девяностые годы прошлого века, главная задача у населения была - как выжить в условиях, когда тебе месяцами не платят зарплату.  По телевизору  шли передачи типа "Школа выживания", где давались полезные советы , что покупать, что готовить,  на чем экономить и как ухитряться платить по счетам.

 Однажды я встретила Инну и с удивлением обнаружила, что она вполне неплохо себя чувствует. Хотя и ей на работе месяцами не платили, но деньги у нее водились, по крайней мере, на жизнь ей с детьми хватало. Она сумела купить правильные акции, получала какие-то неплохие дивиденды,  да еще и подрабатывала.

 А у меня в ту пору положение было катастрофическим. Вот я и решила спросить ее совета, как мне вырулить из трудной ситуации. Мы договорились о встрече у нее дома.

 Приехала я немного пораньше. Мне открыла девочка  лет двенадцати, светловолосая и очень хорошенькая. Я сказала, что приехала на встречу с мамой.  Девочка впустила меня и оставила подождать.
 
 Войдя в большую комнату, я несколько растерялась. Здесь, по-видимому, совсем недавно побелили потолок. Вы когда-нибудь белили потолок? Если да, то вы знаете, что прежде чем белить, хозяева выносят из комнаты все, что можно. А что нельзя, закрывают пленкой.

 В комнате у Инны белили потолок по-другому: ничего не убирая и не закрывая. И поэтому все вещи были в побелке. Диван стоял весь в белых брызгах, стол и стулья тоже были густо обрызганы мелом.  Шкафы сверху были белым-белешеньки, а по бокам и на стеклах обильно покрыты брызгами.

 Пол тоже был белым, по нему тянулись две темные тропинки в маленькие комнаты.
Словом, сесть там, чтобы подождать хозяйку, было негде.

 Пришлось пройти на кухню. Побелки, к счастью, там не было. И можно было присесть на табурет возле стола.  Так я и сделала. А потом принялась рассматривать кухню. Небольшая кухонька вся была заставлена какими-то ведрами, пластиковыми пакетами.  Раковина тоже была до верху заполнена  немытой посудой.
 
  Пришла мне в голову идея помочь хозяйке и вымыть посуду на кухне.
- Скоро Инна вернется с работы, а тут живого места нет. Надо хоть стол освободить, - решила я и взялась за дело. Мою и тру засохшую посуду, а сама представляю себе, как обрадуется моя приятельница, вернувшись с работы. Мы с ней сядем за чистый кухонный стол, будем пить чай и разговаривать.

 Эта картинка стояла в моем воображении, примиряя меня с неприятной работой.
И вот стол чистый, посуда стоит возле раковины перемытая. В завершение я отмыла руки и села на табуретку,предвкушая приятную встречу с хозяйкой дома.

 Вскоре в замке заскрипел ключ, и Инна вошла в дом.
- Привет, а я тебя уже давно жду, - обрадовалась я.

 Инна прошла ко мне на кухню и осмотрелась.
 К моему изумлению, никакого  удовольствия на ее лице не отразилось.
- Я тут немножко посуду помыла, - смущенно пролепетала я.
- Вижу. И чем ты мыла? - холодно спросила Инна.

 Я растерялась:
- Вот этой тряпочкой и содой.
- Придется теперь все перемывать, - сказала Инна, неприязненно взглянув на меня.

 Было такое впечатление, что я, будучи в гостях, совершила какое-то непотребство, и  хозяйка  сердится на меня и едва сдерживает негодование. Она молча прошла в дальнюю комнату и принялась там разговаривать с дочкой.

 Время мучительно тянулось. Я почувствовала, что мне здесь не рады и ждут, когда я уйду. Взяла сумочку и тихонько вышла из дому. Спрашивать совета у обиженной женщины было немыслимо.

 По дороге домой я мучительно размышляла, что  сделала не так.  Почему Инна рассердилась? Тогда я этого не поняла.

 Мне понадобилось много времени, чтобы уразуметь, что не стоит тратить силы, чтобы "причинить добро". Такое добро, которое тебе навязали, вовсе не радует. Оно воспринимается как пощечина, как немой укор. Прежде чем делать что-то другому человеку, лучше много раз подумать.  Он ведь о помощи тебя не просил. Непрошенная помощь, как  непрошенный совет, чаще всего бывает неприятна. Даже если человек промолчал, не выразил неприязнь, то радости от этого он не испытывает.

*****

 Недавно одна знакомая  жаловалась мне на свою дочь. Она приехала к ней в гости и принялась, пока дочь на работе, наводить порядок. Сделала перестановку, потому что, в ее понимании, так будет лучше. А дочь почему-то обиделась.
 
 - Вот ведь какие они неблагодарные, - возмущалась женщина.
А я слушала и думала, что мы слишком часто вмешиваемся в чужую жизнь, стараясь внести туда свои понятия. И вспомнилась мне давно забытая история с мытьем посуды.

 Кстати, с Инной мы недавно  увиделись. Поговорили по-доброму, пожелали друг другу всего самого лучшего и расстались. Главное - без обид.