Мечты об однородном обществе

Павел Каравдин
МЕЧТЫ ОБ ОДНОРОДНОМ ОБЩЕСТВЕ

Обозреватель «Челябинского рабочего»  М.Фонотов  «возражает» Кириллу Шишову 
Он  не спорит, а только беседует. Предметом беседы служит цифра из  книги К.Шишова «Урал в  судьбе  России»: «60 миллионов  жизней стоил нам социализм». Эта цифра оспаривается  автором беседы.(«Ч.Р.» 10.03.98) На мой взгляд, 1 миллион или  100 миллионов трупов одинаково  страшны. Одно или несколько убийств  вызывают в людях какие-то эмоции. Если же счет убийств идет на миллионы, то  чувства  притупляются  и нам  важнее разобраться в причинах трагедии, чтобы постараться не допустить ее повторе

Наши предки вышли из мира животных, где господствует право  силы, вызванное дефицитом средств жизни. Изобретение  скотоводства  и земледелия породило избыток этих средств. Избыток  породил обмен, сначала натуральный. Сила успеха в торговле принести не может: возникли новые качества - любезность, обходительность  и  пр., те  качества, которые мы называем нравственностью. Жизнь  можно сравнить со спортивным соревнованием. В этом соревновании кто-то первый (богаче),остальные пытаются догнать первого.

Жизнь людей и всей природы происходит в полном соответствии  с законом единства и борьбы  противоположностей. Чтобы  было  движение, изменение, развитие, нужна пара противоположностей. Например, высокое и низкое давление, высокий и  низкий  уровень, противоположные убеждения, богатые и бедные и т.д. и т.п. В этих  случаях  дуют ветры, текут ручьи и реки, развиваются наука и общество. Бедные  тянутся за богатыми. Различие  между  противоположностями  является противоречием. Природа находится в вечном движении вследствие своей неоднородности, вследствие своей  противоречивости.

Все живое, в том числе и человек, различает  противоположности. В первую очередь различаются  ощущения, приятные  и  неприятные. Неприятное ощущение вынуждает  действовать, чтобы избавиться от него. Приятное же ощущение прекращает действие. Жизнь, состоящая из одних приятных ощущений, практически невозможна. Она подобна смерти. Когда появились богатые и бедные, появилась и движущая сила для развития общества. Но так как эта сила проявляется  в  виде неприятных ощущений (обида, зависть и т.п.), то у части людей  возникла  мечта  о «справедливом» социально  однородном  обществе. Сначала  это  была мечта о будущей райской жизни у верующих, затем у утопистов  и, наконец, у коммунистов. Весной 1818 года  эта  мечта  начала  претворяться в жизнь. Было решено забирать все излишки хлеба у  крестьян и распределять его среди рабочих.

Единство противоположностей: сев и урожай. Между ними противоречие - разница между собранным и посеянным. Не будет разницы, не будет противоречия, не будет и действия. Закон природы. Нужно обратить внимание, что при всяком  взаимодействии  противоположностей  есть действие и противодействие. В общем случае они не равны между  собой. (Этого еще не знает официальная наука, хотя первые  публикации об этом были еще в 1988 году.)  Например, во время войны взаимодействуют две военные силы. Когда одна  из  них  ослабевает, наступает победа другой. Если же силы равны, то война может длиться много лет без победы. Ньютоновский закон - действие равно противодействию  - является только частным случаем закона единства и борьбы противоположностей. Диапазон действия этого закона  охватывает  все  случаи, возможные в природе. С одной стороны, на одном фланге  действие равно противодействию, на другом -  всякое  противодействие  исчезает. Скорость изменения зависит от разности действия  и  противодействия. В первом случае скорость изменения равна нулю. Во  втором случае изменение происходит мгновенным, взрывным  способом. Медленное изменение называют эволюцией. Быстрое  -  революцией.  Если  в электрической  цепи  исчезнет  сопротивление, возникнет   разрушительный ток короткого замыкания. Если прихотям ребенка нет никакого противодействия, вырастает звереныш. Если властелину нет  противодействия (оппозиции), возникает катастрофическая для страны  абсолютная власть. Против абсолютной власти философы  придумали  метод - разделение властей, который успешно  применяется  во  многих странах.

Между тем в нашей стране большевики, придя к власти, поставили своей дальнейшей целью ликвидацию такого разделения. В  Программе партии, принятой в  марте  1919  года, записано:  «...Советская власть в то же время уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение законодательной и исполнительной  властей...» .Кроме того в той же Программе  констатировано: «Перепроизводство...  представляет  собой  неизбежное  следствие   развития производительных сил в буржуазном обществе»
.
Нетрудно видеть, что обе эти цели успешно осуществлялись в  течение последующих семидесяти лет. Вместо перепроизводства постоянное недопроизводство и человек звереет в поисках дефицита. И это все произошло вследствие попытки построить  социально  однородное общество, то есть общество без противоречий. Общество не может быть однородным, так как объединяется разделением труда, которое  возникает вследствие неоднородности (в обществе должны быть  люди  всех профессий - от уборщика мусора до  профессора). В  однородном  обществе не может быть разделения труда. И это уже не общество.

Противоречия возникают у людей при реализации  соответствующих интересов. А если лишить людей собственных интересов?  Если  оставить им только общественные?  Интересы  общества  выше  интересов личности. В Программе партии 1919 года было записано: «Заменив частную собственность на средства производства  и  обращения  общественною и введя  планомерную  организацию  общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и  всестороннего развития всех членов общества, социальная  революция  пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец  всем  видам  эксплуатации одной части общества другой»..

Идея  превосходна. Все  люди  трудятся, складывая продукты в общий котел, из  которого  потом  получают все необходимое (на первом этапе по труду, а  впоследствии  -  по потребностям). Весной 1918 года стали отниматься у крестьян излишки хлеба (продразверстка), исчезла причина для развития  сельского хозяйства. Природа не допускает явлений без  причин. Пришлось  возвращаться к старой экономической политике, назвав ее новой. Вот что писал Ленин в 1921 году (см.т.44,с.155 и далее): «...вы не  можете не видеть, какой резкий поворот сделала наша  Советская  власть  и наша Коммунистическая партия, перейдя к той экономической  политике, которую зовут «новой», новой по отношению  к  предыдущей  нашей экономической политике. А по сути дела- в ней больше старого, чем в предыдущей нашей экономической политике».  «...мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству  и  распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут  нам  нужное  количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, и выйдет  у  нас коммунистическое производство и распределение».

Ленин к 1921 году понял наконец, что является причиной кризиса: «Разверстка в деревне, этот непосредственный коммунистический подход к задачам строительства в  городе, мешала  подъему  производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись  весной  1921
Поняв это, Ленин отказался от разверстки  и  вернулся  к  налогу: «Новая экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к восстановлению капитализма в  значительной мере».

Но это не означало, что Ленин окончательно  отказался  от  построения «однородного общества», то есть коммунистического. «При нашей некультурности мы не можем решить лобовой атакой гибель капитализма. При ином уровне культуры можно было бы решить задачу прямее...».

Сталин продолжил дело Ленина на более высоком уровне. Чтобы  не возиться с каждым крестьянином  по  отдельности, их  объединили  в колхозы. С тех пор и до недавнего времени продразверстку  брали  с колхозов и совхозов. Накануне Х1Х  партконференциии  в  «Правде» и «Литературной газете» были опубликованы статьи публициста  Ю.Черниченко, в которых  звучал  призыв  -  отказаться  от  продразверстки, чтобы  в  стране   наконец    наступило продовольственное изобилие. Существуют три  причины  для  труда: экономический  интерес, моральное удовлетворение и страх. При Сталине первые две причины действовали слабо. Остался лишь страх, с помощью которого  людей принуждали к труду. В этом смысле  сталинские  репрессии  были вынужденными, без них ничего не удалось бы построить. Личность  диктатора тут мало значима. Доказательством тому  являются  репрессии практически во всех странах социализма. Пол Пот  в  Камбодже, одним махом построил  «тотальный  коммунизм», при  котором  единственным стимулом к труду был удар киркой по черепу. До сих пор мы не  можем понять, что теоретической предпосылкой всех наших невзгод  является невыполнимая цель - построение социально  однородного  общества. Практической же мерой по выполнению  этой  задачи  явилось обобществление средств производства, распределения  и  информации. Обобществление практически  всей  собственности  ликвидирует  товарно-денежные отношения, так как продавать можно только свое, а не общее. Это понимали и авторы Программы партии от 1919 года: «В первое время перехода от капитализма к комунизму, пока еще не организовано полностью коммунистическое  производство  и  распределение продуктов, уничтожение денег представляется  невозможным».  Авторы Программы надеялись уничтожить деньги в будущем. Пол Пот  в  Камбодже моментально взорвал банки и сжег деньги. Обобществленное не является в действительности общим, так как  неизбежно  становится фактической собственностью властителя. Количество и  здесь  изменяет качество. Абсолютизму  королей  препятствовала  экономическая независимость феодалов, а затем и нарождающейся  буржуазии. Нашему сверхабсолютизму не могло быть никакого  противодействия,  так  как граждане страны не имели никакой независимости. Они полностью  зависели от властей, от  благорасположения  многочисленных  чиновников, являющихся представителями власти на местах. Чиновники распределяли все материальные блага (квартиры, путевки, машины и даже  мыло).Обобществление средств производства и  распределения  связало гражданам руки. Обобществление  средств  информациии  заткнуло  им рты. Это позволяло Сталину  и  другим  властелинам  организовывать массовые репрессии под бурные рукоплескания самих репрессируемых.

Несколько слов следует сказать о голоде 1933 года. Голодные годы в России были нередкими. Но обычно всегда можно было  занять  у богатого соседа хлеба «до нови». После выселения  всех  зажиточных мужиков и изъятия у них хлеба занять хлеба было  негде. Сталин  же поверил в голод только тогда, когда умерли миллионы  людей. Колхозы есть, к примеру, в Израиле. И будто бы процветают. Суть в  том, что  в кибуцы люди идут строго добровольно и там  нет  продразверстки. Но для нормального развития должна быть конкуренция (различие)  между колхозами и кулаками (фермерами).

К сказанному можно добавить высказывание Ф.Энгельса, изложенное в «Приложении к  американскому  изданию  «Положения  рабочего класса в Англии».(М.Э.соч.т.21 с.260)
«Описанное в этой книге положение вещей... в настоящее  время во многих отношениях принадлежит прошлому. Один из законов  современной политической экономии, хотя в наших общепризнанных  учебниках это четко и не сформулировано, состоит в том, что,  чем  больше развито капиталистическое производство, тем меньше оно может  прибегать к тем приемам мелкого надувательства и  жульничества, которые характеризуют его ранние стадии. …...эти махинации уже не  оправдывают себя на крупном рынке, где время-деньги и где  известный уровень коммерческой честности неизбежно развивается  только  для  того, чтобы сберечь время и труд... И в той же мере, в какой происходил этот рост, в фабричной промышленности, по-видимому, устанавливались какие-то нормы морали. Размах дела перерос уже  эти  жалкие средства добывания денег; фабриканту-миллионеру не имело смысла  к ним прибегать... Так была ликвидирована система оплаты труда  товарами, был принят билль о десятичасовом рабочем дне (1847 г.)...Итак, самого по себе развития производства  на  капиталистической основе было достаточно для того, чтобы  устранить  все  те  мелкие притеснения, которые делали столь тяжелой судьбы рабочего  на  более ранних этапах развития».

Энгельс  хотя  и с оговорками  признал, что положение  рабочего класса при капитализме улучшается. И  вся  история  показывает, что естественный путь развития приносит меньше  бед  человечеству, чем попытки исправить законы природы.

На II съезде РСДРП Акимов говорил, что  постепенное  улучшение материальных условий жизни пролетариата является законом развития капитализма. Это встретило резкую отповедь Плеханова.(История КПСС в шести томах.М.1965 г.Том 1.Стр.456). Еще бы, если признать правоту Акимова  и  Энгельса, то  революция  не  нужна. Но  революции  и большие кровопролития происходят. Почему?  Это  обычно  происходит при излишней централизации власти, не подотчетной народу. Власть не желает знать потребности отдельного человека или  группы  людей. И это неизбежно приводит к социальному взрыву. Знание законов природы не помешает не только ученым, но и политикам.

«Челябинский рабочий» отказался публиковать эту заметку.

   15.03.1998 г.                П.Каравдин