Уроки поэтической Псалтыри

     Уроки поэтической псалтыри

   Надо ли преподавать в школах православие? Если преподавать, то на каком уровне и на каком материале?

   Я решила рискнуть и выбрала элективный курс по русскому языку  на текстах поэтической псалтыри. Канонический текст «Псалтири»  дети, конечно же, не читали. Многие даже не знали, что Псалтырь - это  книга Ветхого Завета,  сборник из 150 молитв для ежедневного чтения верующими православными христианами. В общем, отнеслись к курсу сначала настороженно. На уроках мы  выразительно читали и анализировали  лексический, стилистический и синтаксический строй языка текстов Псалтыри. Производили все виды разборов.
«Не понимаю!» - всё реже  звучало на уроках. А ведь мы работали с переложениями псалмов  русских поэтов 18, 19 и 20  веков! Г.Державина, М.Ломоносова,  А.С.Пушкина, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Ивана Бунина и многих других авторов.

    Что привело в восторг учеников?
 - Поражает  богатство языка  поэтических псалмов... ,  особая  внутренняя композиция..., молитвенная выразительность, особый синтаксис...
 - Поэты органично вплетают в псалмы библейские словосочетания и отдельные стихи Давида..., лирическая сила очень близка оригиналу...
  - Необычный и своеобразный способ выражения мысли, очень хочется провести параллель с сегодняшним днём...

    Итоговый урок по элективному курсу провели в форме творческой мастерской. В качестве эпиграфа взяли слова псалма в поэтическом переводе Фёдора Глинки:
-Тревогой жизни оглушенный,
Мертвец средь пылких жизни лет,
Я жажду сладкого покоя...
    Ученикам предлагалось высказать  свою точку зрения и защитить её.

Я часто задумываюсь, что мне делать дальше в жизни и какой путь выбрать. Конечно, правильней было бы выбрать путь добра, светлый путь, но иногда бывает сложно совладать со своими желаниями или перебороть их. После многих ошибок стала задумываться: «А что со мной будет в будущем? (Лексика сохранена). Как сложится моя взрослая жизнь?» Ведь юные годы — это неосознанный выбор  действия. Чаще всего — это импульсы и минутные желания, а нужно учиться ими владеть... За ошибки, совершённые в юности, придётся расплачиваться в зрелые годы. (Юлия М.)

-Я жажду, чтобы люди  были добрее друг к другу, чтобы человечество забыло о зле. А когда будет добро, то будут и удача, и счастье, и покой. Милосердие будет жить в сердцах людей, уважение к старшему поколению, к их опыту и мудрости. Когда люди это поймут, тогда мир станет солнечным. Я жажду узнать, что ждёт меня впереди. Ведь каждый раз, когда я принимаю какое-либо решение, я меняю своё будущее. Каждый раз, выбирая дорогу, по которой буду идти, и, сворачивая с неё, я хочу знать, что ждёт меня за поворотом.
(Анастасия Д.)

-У всех людей в жизни есть тревоги. Самое страшное, что от обилия тревог-недугов устаёшь жить в самые «пылкие» годы своей жизни. Становится безразлично всё, хочется забиться в какую-нибудь норку и твердить: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу! И ты ощущаешь себя ровесником соседских бабушек, сидящих на лавочке и вспоминающих молодость.  В свои 14-16 мы не должны стареть душой. Если стало неинтересно жить и учиться, надо проанализировать свои поступки. Испытать себя на полиграфе: Что интересного ты сделал? Что полезного? Твой IQ? Может, пришло время, когда за спиной должны вырасти  крылья? Вот и появилась новая цель. И снова хочется жить! (Дарья Т.)

-Тревогой жизни «оглушён» сегодня каждый из нас. Неизвестность беспокоит многих. Тревожит она и меня, потому что неизвестно, какие сюрпризы преподнесёт жизнь. Бывает, что человек имеет всё: и кров, и пищу, а потом в один миг лишается всего. Богатые становятся бедными, здоровые — больными, счастливые — несчастными. Исходя из этого, считаю, что нужно жить и наслаждаться днём сегодняшним, уметь радоваться тому, что имеешь. (Олег Б.)

-Я нахожусь в таком возрасте, когда пора уже определиться в выборе жизненного пути. Так много в жизни дорог! Мне бы очень хотелось путешествовать по странам, изучать жизнь и нравы различных народов. Международным языком общения сегодня является английский язык, поэтому все свои силы я «бросила» на углублённое изучение этого языка, поэтому «сладкого покоя» я не жажду.  (Наталья М.)

-Я жажду благополучия в семье, спокойствия в душе, здоровья всем родным и близким. Если у них всё будет хорошо, то и моя душа  будет спокойна. (Ирина В.)
-Моя нынешняя  жизненная тревога связана с учёбой, с будущими экзаменами. Чтобы сдать экзамены, нужны знания, а чтобы были знания, нужно учиться. Меня тревожит будущее. Хочу, чтобы оно было лучше, чем у адмирала Нахимова. (Юрий С.)

-Я жажду спокойной, стабильной жизни в будущем. Чтобы оно наступило, надо устроиться на работу с хорошей зарплатой. Такая работа требует определённых знаний не только по школьным предметам, поэтому нужно не тратя времени даром  уже сегодня, закатив рукава,  закладывать  фундамент своего будущего. (Валерий К.)

-Я жажду хорошо учиться, только у меня это «хорошо» не получается. Хочу, чтобы люди  помогали друг другу в трудную минуту. Хочу быть СЧАСТЛИВОЙ!  (Анастасия Ф.)

-За этот учебный год я многое поняла и усвоила, зачем жить, трудиться, совершать добрые, поистине достойные уважения и внимания поступки. Всё это я узнала благодаря элективному курсу по русскому языку. Форма его проведения — изучение поэтических псалмов. Они несут нам полноту духовной и земной жизни, для некоторых являются источниками внутренней энергии, однако не все могут их понять в силу своей некомпетентности.  Каждый псалом имеет индивидуальный стиль написания, но все объединены общим смыслом: стихи призывают  людей соблюдать душевное равновесие, любовь и добрые мысли по отношению к ближним, верить в Бога и в трудную минуту просить Его о помощи. Господь всё  и всех видит и слышит. Для того, чтобы  Он нам помог, мы должны искренне молить Его. Хочу обратиться ко всем ребятам: Любите, жалейте, помогайте и уважайте всех так, как это делает Он, Всевышний.  (Екатерина Л.)

      P.S. Нисколько не жалею, что взяла для подготовки к экзаменам по русскому языку данный элективный курс: «Уроки поэтической псалтыри». Я руководствовалась тем, что Книга псалмов - « это общедоступная лечебница, общественная сокровищница наставлений, неодолимый щит, веяние воздуха...». Цель изучения  — сделаться добрыми учениками всего выше перечисленного.
      Ребята изучали не только грамматику, морфологию и другие разделы  русского языка, но и духовную литературу, которая не  только учит нравственности и развивает память (мы многое учили наизусть), но ещё и воспитывает. Главное, у ребят появилась потребность письма..., желание записать  мысли и поделиться ими с друзьями.


Рецензии
Добрый вечер, Таня!

Я, разумеется, не атеист, и считаю себя доброчинным человеком. Но я не фанатичен в своём православии. И больше верю не в единоличного Бога, а в Высшую Силу Космоса. Над нами точно стоит Некто, какая-то Сила. Пока нам не ведомая. Потому что и Настоящего Бога никто и никогда не видел.
А по поводу Евангилистических чтений в школе, то, на мой взгляд, это не должно быть обязаловкой для исключительно всех и вся. Вообще, религия - это дело сугубо индивидуальное, интимное, выпячивать или насаждать его ни к чему. Кому надо, тот к своему Богу непременно придёт сам.
Вот и у большинства ребят Ваших высказывания и желания исключительно земные и материальные в своём большинстве. И это не удивляет, потому как живём мы в революционное и неспокойное время, и далеко не лучшего благоденствия. Оттого в данное время у нас больше несчастливых людей вокруг, нежели счастливых.

С неугомонными симпатиями и чарующими пожеланиями!

Танюша! С превеликим удовольствием поздравляю Вас с Вашим праздником - Днём Учителя!
Уверен, что у учителя непременно должно быть горячее сердце и ясный, трезвый ум. Да будет так! Желаю Вам того же. А вдобавок неизменно сил и крепости духа на длинной дистанции учебного года. Ну, а для себя и для души - быть всегда желанной и любимой!

Вячеслав М.


Мореас Фрост   05.10.2019 22:47     Заявить о нарушении
Мореас, вечер добрый!

Благодарю за прочтение и отзыв.
Приятно получать от Вас и читать "записки на манжетах",
как сказал бы Мастер Булгаков.
Его Воланд тоже, как и Вы, верил в некую Силу,
которая существует независимо от нас.

Благодаря Вам ещё раз сама перечитала "Уроки... Псалтыри".
Показалось немного странным, что каждый, о чём писал, то и приобрёл в жизни. Даже немного обрадовалась, что сохранила подлинные имена и теперь смогла проследить судьбу некоторых детей.
А Вы говорите: Бога нет!
Что человек выбирает, с тем и идёт по жизни. И ведёт его Сам Господь...
Хотя, напомню, у нас был урок русского языка. Просто текст для разбора я взяла из "Поэтической Псалтыри".

Мореас, отдельная благодарность за поздравление и пожелания "крепости духа на длинной дистанции учебного года". Ловлю себя на том, что чем становлюсь старше, тем выше поднимаю планку внутренних требований к человеку. Иногда возникает впечатление, что живём в Зазеркалье. Когда-то не понимала старого князя Болконского, который отказался служить царю и добровольно уединился в своём имении, чтобы никого не видеть. Как сейчас я его понимаю!
Мореас, Творческих Успехов Вам и Вдохновения!

С признательностью,

Котенко Татьяна   06.10.2019 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.