Призрак банка

Нико Галина
       Хорошо в июньский день на кладбище!
       Петров, сидя на скамейке у могилы отца с матерью, выпил коньячку за упокоение их душ – хорошие были люди! На соседней могиле тоже пили, что-то ели и ушли. Воцарилась тишина. День катился к вечеру.
       Петров любил кладбищенскую тишину. Здесь особенно радовало земное бытие. Пенсия неплохая, давление в норме,  сын хорошо зарабатывает. «Так что, родные, не ждите меня скоро – поживу еще!»
       Петров очистил цветник от зимнего мусора, спрятал садовые грабельки под скамью.
       Бледная ночь еще не родилась; между деревьями становилось сыро и сумрачно. Петров уже собрался уходить, но вдруг из-за сосен вылезла фигура в оборванном плаще с капюшоном, надвинутым на лицо. «Бомж!» – брезгливо подумал Петров и пошел по тропинке, вытоптанной между могилами. Оглянувшись, увидел, что оборванец следует за ним. Петров прибавил шагу, бомж не отставал.
        - На тебе десятку, и отстань! – Петров остановился и поискал в кармане звенящую мелочь.
       - О-о-о! – Бомж застонал благодарно, откинул капюшон на спину, и Петров похолодел: вместо нечесаной башки белел череп, облепленный волосатыми лоскутьями кожи; без ушей, а  нос торчал, как приклеенный. Но самое жуткое - из костных глазниц смотрели живые человечьи глаза.
       - Зомби! – пролепетал Петров и вдруг разозлился: – Это что за Хэллоуин?! Сейчас как дам по ряженой морде! А ну, снимай маску!
       - Не могу, - пролепетал бомж. – Я призрак.  Бесплотный, беззащитный, убогий…
       - Отвали, призрак, а то полицию вызову.
       - Вызывай, - устало сказал бомж. – Сил моих нет томиться на земле! Нет мне покоя! Другие мертвецы гниют себе и горя им мало, а я – вот!..
       Призрак раскинул руки, показывая степень своего горя, плащ распахнулся, и Петров увидел испачканный землей дешевый костюм, в котором обычно хоронят нелюбимого родственника. В прорехах одежды виднелось истлевшее тело.
       Петрова стошнило. Утерев рот платком, он отдышался. Мертвец молча стоял рядом и ждал. Видимо, подобная реакция живого человека была ему не в новость.
Петров был брезглив, но не робок - испугаешь черта с два! Смолоду мог пойти на нож, да и в свои шестьдесят бегал по утрам и гантелями поигрывал. Прикинув невесомую массу оппонента, он на всякий случай наклонился и поднял крепкий сук.
       - Выслушай меня, добрый человек! - заныл призрак голосом вагонного попрошайки.
       – «Сами мы не местные», - передразнил его Петров. – Знаю. Дальше!
       - Меня прокляли Высшие Силы Справедливости. Я был… как бы это сказать помягче…
       - Убийцей?.. – подсказал Петров.
       - Увы, нет.
       - Насильником?
       - Если бы! - мертвец опустил голову. – Я был банкиром. Меня и мой банк прокляли числом зверя. Уже три года, как я отправился в землю, но – увы! – нет мне покоя, пока все шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть клиентов моего банка меня не простят.
       - Постой-ка! – насторожился Петров. – Как твой банк назывался в 1998 году?
       - «Банк Воровского», - сказал Банкир и отскочил назад. – Брось палку! Я же призрак!
       - Так это ты разорил наш завод в девяносто восьмом году?!
       - Я.
       - А птицефабрику, где мой брат был директором – тоже ты?
       - Я, я! Не подходи!
       - Да я тебя!.. Ах ты, сука! Говоришь, прокляли всего шесть тысяч клиентов? А в газетах писали, что банки уничтожили половину промышленности России.
       Банкир щелкнул челюстями, как голодная собака, засмеялся:
       - К счастью для живущих, газеты не все знают.
       - Ну, гад, попался ты мне! Получай! Получай!
       Петров бил палкой фигуру в плаще, но удары только рассекали вечерний воздух. 
       - Ничего ты мне не сделаешь – я же призрак! – казалось, бывший банкир тоже огорчен своей проницаемостью. – Остынь, успокойся! Я тебе дам драгоценный совет, и ты меня простишь.
       - Не прощу! Ни за что!
       - Простишь! Сказал же Он: Мне отмщение, и Аз воздам! Или ты атеист?
       Петров остановился. Сердце гневно стучало прямо в горле. «Только инфаркта  мне не хватало», - опомнился он и подумал о сыне, недавно организовавшем завод по ремонту сложной медицинской аппаратуры. Кто будет помогать сыну, если отец рухнет ночью между могилами?
       - Ладно, прощу, - сказал он, помедлив. – Если расскажешь, как ты ухитрился разорить два ведущих предприятия нашей области.
       - Охотно! – призрак перестал стесняться своей гниловатой наготы, скинул плащ на землю, сел на него и жестом предложил Петрову сесть рядом. – Так вот, слушай! Был ваш  завод с прибылью, стабильно работающий и с перспективой. Мои люди искусственно создали у вас небольшую задолженность.
       - Главбух подсуетился?
       - Нет, поставщики. Для производства должок не имел значения, и дирекция в ус не дула, ведь производство шло полным ходом, на счетах была куча денег. И тогда мы предъявили вам иск на сумму грошовой задолженности. Для обеспечения иска мы потребовали ареста счетов должника на сумму иска. Понял?
       - А дальше все просто… - сообразил Петров. - Арест счетов предприятия не может быть частичным. Все счета арестованы, производство встало, зарплаты нет. Только мне неясно, почему судья иск удовлетворил?
       - Потому что судья,  как  правило, иск удовлетворяет.
       - За взятку?
       - До чего же ты тупой! – Банкир обоими кулаками постучал себя по черепу. – Сунул я судье или нет – процесс идет в рамках закона. И тогда мы что?
       - Вы предприятие банкротите...
       - Ну, допер, наконец-то! Мы ставим своего человека  внешним управляющим, и дело в шляпе. Активы продаем по частям.
       - Безработные разбегаются, - подхватил Петров, - а банк делит прибыль. Прощай, костлявый! Я тебя во веки веков не прощу.
       - Выслушай меня! По Высочайшему Указу Сил Великих Неисповедимых,  процентщиков на Том Свете отправляют на вечную поджарку в смоле.
       - Так вам и надо! Рокфеллер тоже в аду?
       - Не знаю. У евреев свои расчеты с Диаволом. Но мне дали шанс на искупление.
       - Тебе-то за что?
       - За моего деда. Он в Великую Отечественную сгорел в танке под деревней Прохоровка. За Родину. Так сказать, искупил за внука.
       Дед Петрова погиб на Невской дубровке.
       – Поздно, однако,– сказал он, вздохнув.  – Темно уже. Я пошел.
       - Постой! Я дам тебе гениальный совет, и ты меня простишь.
       - Говори!
       - Нет, ты сначала скажи: «Прощаю!».
       - Обманешь.
       - Слово чести банкира – не обману!
       Петров плюнул в призрака – слюна пролетела насквозь и повисла на листе сирени. Петров сделал «кругом-марш!» и широким, размашистым шагом направился к выходу.
       Призрак еще бормотал, причитая, но вскоре отстал и растворился в синем вечернем воздухе. До Петрова донесся жалобный вой:
       - Прости-и-и!..

       В двухкомнатной квартире Петров жил один: жена уехала погостить к подруге в Крым, едва Путин признался, что «Крым – наш!». Возвратиться она обещала в конце бархатного сезона.
       Петров намазал кусок батона сливочным маслом, выпил чаю и лег на диван - смотреть какое-то треп-шоу: в канонаде словесных баталий хорошо засыпалось. Сквозь дрему он еще немного поудивлялся, вспоминая банкира на кладбище, подумал, что вымолить шесть тысяч прощений этому ростовщику все равно не удастся, и уснул, весьма довольный собой.
       Спустя два дня позвонил сын:
       - Батя, у меня к тебе дело!.. Приезжай!
       Петров гордился сыном. Алеша был честным тружеником, и когда он попросил отца стать поручителем по ипотечному кредиту, Петров, не колеблясь, подписал бумаги.

       …Сразу после нового года кризис взял за горло крупных производителей, и разогнал мелочевку. Фирма сына разорилась. Сын кинулся искать новую работу – не нашел. Пытался устроиться хотя бы дворником, но все начальники помоек города Петра оказались блиннолицыми братьями по Азии - пускать в мусорный бизнес русского никто не собирался. Пенсии родителей хватало на еду, и можно было продержаться полгода-год, но… В семье сына царила ведьма-ипотека. В какой угол ни сядь – она сядет рядом, и под одеялом от нее не спрячешься, и водкой не запьешь, и друзьям не подаришь…

       Судебный исполнитель должен быть величественным мужчиной со строгим взглядом и осанкой строевого генерала, однако выселять пенсионеров Петровых из квартиры явилась нахальная писклявая девица, крашеная в блондинку, в синей форменной тужурке, с черной папкой в одной руке и карандашом в другой. За ее спиной торчали два спортивного вида парня, а еще дальше топтался смущенный участковый полицай. Кажется, ему одному было стыдно выкидывать стариков на улицу; он снимал фуражку, вытирал мокрый лоб, отворачивался и покашливал.
       - Но где мы будем жить?! – плакала жена Петрова, заламывая руки.
       – Не хулиганьте, бабушка! - неумолимо визжала девчонка-исполнитель. - Вам предоставляется благоустроенная комната с удобствами. Не рыдайте тут! Раньше надо было рыдать, когда подписывали поручительство за сына.
       Петров молча сморкался. От его прежней спортивной подтянутости не осталось и следа. За три года борьбы с банком, судов, писем, хождений по начальникам он исхудал, ссутулился и выглядел старше своих лет. Жена тоже состарилась, и на ее сером от горя лице лишь очки напоминали о былой интеллигентности. Жалеть стариков было некому. Соседи попрятались, словно боясь заразиться чужим несчастьем. Участковый полицай смущенно просил Петрова поспешать, а то придется применить силу.
       Сын в это время метался по городу в поисках дешевой съемной комнаты: банк отобрал у него не только новую квартиру, за которую были выплачены все проценты по кредиту и большая часть долга, но и почти все деньги за проданную квартиру стариков-поручителей, а за спиной маячила тетка-Ювеналка, грозя забрать ребенка у безработно-бездомных родителей.
       Чтобы не сойти с ума Петров держал в кармане старую алюминиевую фляжку и прикладывался к ней, отсасывая по глотку. Иногда отпаивал жену. Коньяк был дрянной.
       Благоустроенная комната, куда участковый полицай помог внести вещи, находилась на первом этаже двухэтажного здания, на окраине города, рядом с парком. Раньше здесь был туберкулезный диспансер, в перестройку все больные выздоровели, и лечить стало некого. Диспансер закрыли;  чтобы помещение не пустовало, его заселили бедолагами, не нашедшими своего места в новом социуме. Бывший диспансер стал похож на вокзал, где человеческие существа еще дышат, едят и спят, ожидая отправки в мир иной. 
       Участковый повздыхал и ушел - а чем он мог помочь? И без него безысходной тоской были пропитаны стены этого дома.
       Жена опустилась на диван, не обращая внимания на узлы и свертки. Ей было все равно, перевезли все вещи или что-то осталось в прежней жизни. Петров сел рядом.
       - Маша, давай чаю попьем! – сказал он, обняв жену за плечи.
       Прежде Петров был скуп на платонические ласки, да и жена, цельная натура, не нуждалась в нежных поглаживаниях. Но сейчас оба старика обмякли, утратив волевой стержень.
       - Пей сам, я не хочу, - равнодушно ответила жена.
       Петров порылся в свертках, нашел чайник и пошел искать кухню. Она нашлась в конце длинного и довольно просторного коридора. Из трех газовых плит работала только одна; на ней уже дымилась чья-то кастрюля. Воды в кране не было. Пытаясь найти ванную комнату, Петров наткнулся на уборную с треснувшим унитазом, над которым висел чугунный «Дамоклов бачок» с веревочкой. «Дерни, дитятко, за веревочку!..» - вспомнилось Петрову.  «И к сидящему на горшке гражданину России приедет реанимация». Впрочем, даже здешние жильцы брезговали садиться на это чудо сантехники, чему свидетельствовали следы ботинок на его фаянсовых краях.
       Но все это были мелочи: Петров тревожился за жену, его пугала ее апатия.
Петров напоил жену чаем, уложил на диван, сел рядом.
       - Вот и все, - сказала жена. – Мы с тобой скоро умрем.
       - Нам нельзя помирать, - сказал Петров. – А как же Алеша с Леной? Кто им поможет?
       - Мы уже помогли. Надо было не поручительство подписывать, а настоять, чтобы с банком не связывались. В конце концов, на квартиру можно накопить, если потихоньку...
       - А инфляция?
       - Банковские проценты больше инфляции. Это мы виноваты. Не внушили молодым, не предупредили, не настояли, не посоветовали…
       - Ах, я болван! – вдруг подскочил Петров, хлопнул себя ладонью по лбу и засмеялся. – Ведь меня на Северном кладбище ждет один мертвый банкир. Как сейчас помню: сказал – приходи, дам тебе чудесный совет. А я?!..
       - Ты чего, Ваня? – испугалась жена. – Какое кладбище, какой банкир?
Петров вдруг засобирался.
       - Сегодня меня не жди. Ночевать буду на его могиле. Приятель мой - из привидений, но смирный, не кусается. Если даже он не поможет, тогда мы с тобой возьмемся за руки, поцелуемся на прощание, прыгнем из окна и разобьемся вдребезги о камни.
       - Ванечка, да мы же на первом этаже!.. - Жена смотрела на Петрова с ужасом. 
       «Ах, я дурак!» – твердил он, быстро одеваясь, рассовывая по карманам мобильник, бумажник, носовой платой и ключи. – «Поеду, кинусь в ножки злодею-банкиру. Раз юридические силы против меня, обратимся к силе нечистой!», - и пока он ехал в метро и потом трясся в электричке, его воспрянувшая душа мучилась любопытством: что за совет мог дать мертвец? Может быть, скажет, как устроить сына на хорошую работу?
       Определенного плана у Петрова не было, но энергия надежды вернулась к нему, и, хотя в глубине души он начал сомневаться в своей адекватности, самое плохое осталось позади, ведь смерть – это тоже выход.

       Главные ворота кладбища были закрыты. В черном небе мерцали холодные звезды августа. Студено тянуло с убранных полей.
       Петров вошел со стороны бывшего совхоза и изрядно поплутал в сгущавшихся сумерках. Подсвечивая мобильником, он пошел в темноту. Все уплывало, смещалось и имело воистину потусторонний вид.
       Петрову не было страшно, вернее, он опасался, что призрачный Банкир куда-нибудь исчез. А вдруг это был только сон? А что, если за три года Банкир выклянчил прощение у тех самых шести тысяч шестисот шестидесяти шести обиженных?
       – Но я-то еще не простил,  – сообразил Петров.
       – Вы не меня ищете? – из-за черных стволов долетел тихий голос.
       Петров оглянулся. Никого…
       - Кто тут?
       - Это я, банкир.
       - Ну, слава Богу! Где ты? Я тебя не вижу…
       Из темноты выплыла фигура в плаще, и Петров узнал старого знакомого.
Призрак не поправился, но и более гнилым он тоже не стал: вечность лучший консервант.
       - Присядем!
       Банкир выслушал жалобы Петрова. Тот быстро и точно изложил суть, вздохнул, замолчал. Сидеть на могильном поребрике было холодно.
       -  Дураков на свете много, - наконец сказал Банкир и, указывая в темноту костяным пальцем, засмеялся. – Вон там один дантист перед самой революцией поставил самому себе белый крест из мрамора и закопал в пустую могилу сундук с золотыми монетами. Но деньги ему не помогли и тебе ума не прибавят. Лучше я дам тебе совет.
       - Ну?!..
       - Скажи: «Я тебя прощаю, иди с миром!»
       - Прощаю, иди с миром.
       - Ну, так слушай внимательно, смертный! – Банкир вскочил и, взмахнув рукавами, завопил дурным голосом:
       - Никогда не бери в российском банке кредита-а-а! Ни в каком и никогда-а-а!..
       - Ах ты, обманщик! Да я тебя!..

       * * *
       Неделю спустя на кладбище нашли пенсионера, потерявшего память. Бедняга бродил между могилами, пугая посетителей вскриками и воем: «Я зомби! Я дам вам совет, а вы мне – денег на ипотеку!». Простодушные друзья покойников разбегались, а чудак, вымазанный землей, со сломанной лопаткой в руках, преследовал их, пока не оставался один.
       Сын и жена подняли на ноги Парголовский отдел полиции и Администрацию кладбища. Беднягу Петрова поймали, привезли домой, отмыли, накормили, уложили, и он успокоился.
       Сын с женой сидели у его кровати, пока он не закрыл глаза. Но едва сын встал, чтобы уйти, Петров схватил его за руку и зашептал:
       - Никогда не бери в банке кредитов под залог квартиры! Ты понял?! Никогда!
       - Хорошо, папа, не возьму.
       - Бери лопату, сынок, и айда на Северное!
       - Хорошо, папа, ты успокойся!
       Жена заплакала, сын, горестно вздыхая, ушел  на работу – теперь ему предстояло кормить и свою семью, и мать с сумасшедшим отцом.

       В общем, печально, но все было именно так, честное слово! Вызывает сомнение лишь один факт: в прошлом году Петровы купили сразу две новые квартиры.
       Спрашивается, откуда у честных граждан вдруг взялись такие деньги? И почему на Северном кладбище сняли все старинные памятники, а могилы перекопали? Не клады же ищут сотрудники кладбища! А? Вы не знаете?..

___________________

В рассказе использованы статьи прозаруского автора
Владислава Павловича  Карпешина