Блок. Здесь ночь мертва... Прочтение

Виталий Литвин
20. «Здесь ночь мертва. Слова мои дики…»


                Здесь ночь мертва. Слова мои дики.
                Мигает красный призрак — заря.
                Наутро ввысь пущу мои крики,
                Как белых птиц на встречу Царя.

                Во сне и в яви — неразличимы
                Заря и зарево — тишь и страх…
                Мои безумья — мои херувимы…
                Мой Страшный, мой Близкий — черный монах…

                Рука или ветер шевелит лоскутья?
                Костлявые пальцы — обрывки трав…
                Зеленые очи горят на распутьи —
                Там ветер треплет пустой рукав…

                Закрыт один, или многие лики?
                Ты знаешь? Ты видишь! Одежда пуста!..
                До утра — без солнца — пущу мои крики.
                Как черных птиц, на встречу Христа!
                9 января 1903



     Как же не совпадает всё-таки у Блока жизнь реальная и жизнь истинная! Казалось бы, всего пару месяцев назад у него было объяснение с любимой, по которой он тосковал четыре года! – летом будет свадьба, он сейчас – счастливый жених, а в стихах – ужас.
     И невеста…  Если тебе «…не трудно было отдаться волнению и "жару" этой "встречи", а неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность», если «тут прибавилось еще то "десятое чувство", которым влюбленная женщина понимает любимого», – ну, так пойми и встань рядом!

                «Мы всюду. Мы нигде. Идем,
                И зимний ветер нам навстречу.
                В церквах и в сумерках и днем
                Поет и задувает свечи…

                …Я знаю всё. Но мы — вдвоем…
                5 декабря 1902»

     Но они так и не станут – «вдвоём», не станут парой.
     И вот… Помните, что такое было  «заря» для того поколения, как сияли зори 901-ого года? «В 1900 – 1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность...» (Андрей Белый. «Воспоминания о Блоке»). Теперь заря стала «красным призраком», заря,  которая еще весной была – «видением», которая заставляла его чувствовать себя теургом, «обладателем тайны»! – преобразилась в «тишь и страх».  И вместо ликов – маски, указующие персты кажутся сухой соломой, херувимы – чучелами, от которых с клекотом рвутся птицы. И черные, и белые.
     И распутья, распутья, распутья…