О нас без иллюзий

Наталия Грамацкая
“Все переменилось. По сравнению с современным рынком то, что было прежде, кажется невинной вечеринкой с чаем. В каждой точке земного шара идут или готовятся войны. Каждый охотится за каждым. Везде... истинная природа маркетинга на сегодня есть конфликт между корпорациями, а не удовлетворение человеческих нужд и потребностей”.  Джек Траут.

«Агрессивный маркеттинг», «Борьба за узнаваемость», «Маркетинговые войны», «Пивная война», «Война гамбургеров». .. Таковы вести с боевых полей рыночных отношений. Ситуацию эту можно называть как угодно. Ну, к примеру: Третья Мировая... А почему нет?  Есть агрессоры, есть жертвы.
Немного о тех и других.

Влияние фармацевтических компаний на назначения врачей и рекомендации провизоров давно ни для кого ни секрет. Подобная проблема существует во всем мире. Известно множество фактов, когда встречи врачей с представителями фармацевтической индустрии приводили к назначению ненужных лекарств.


"В секторе здравоохранения фармацевтические препараты выделяются как подсектор, который особенно подвержен коррупции. В мире есть множество примеров, показывающих, как коррупция в фармацевтическом секторе ставит под угрозу положительные результаты в отношении здоровья. Будь то фармацевтическая компания, подкупающая врача для назначения лекарств независимо от потребностей в области здравоохранения, или государственный служащий, способствующий проникновению некачественных лекарств в систему распределения, государственные ресурсы могут быть потрачены впустую, а здоровье пациентов подвергается риску." CORRUPTION IN THE PHARMACEUTICAL SECTOR. Transparency International.Jun 2016.

« По оценке ВОЗ, более половины всех лекарственных средств неправильно назначаются, отпускаются или продаются... Чрезмерное, недостаточное или неправильное использование лекарств приводит к расточительному расходованию ограниченных ресурсов и возникновению широко распространенных угроз для здоровья.» https://www.who.int/medicines/areas/rational_use/ru/
 
Подобных «средств массового поражения» - множество. Информация о любом из них могла бы стать темой отдельной объёмной статьи, но я не ставлю целью объять необъятное в моём скромном исследовании. Мне захотелось ещё большего – посмотреть правде в лицо.

" Согласно опросу Института социологии РАН, уже 55% молодых людей (т.е. большинство) готовы переступить через моральные нормы, для того чтобы добиться успеха."
Сулакшин С.С. Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии.


Как известно, мир наш пронизан причинно-следственными связями; но если следствия часто плавают на поверхности, то причины таких следствий, как правило, глубинные и держатся за дно мощной корневой системой. Попробую «посмотреть в корень», и первый взгляд мой будет вопросительный. Что есть причина всего сущего? Один скажет «Природа», другой – «Бог». Кто из них прав, известно лишь причине всего сущего, но кое-что, «глядя в корень», я всё таки смогу рассмотреть: Законы Природы (или Бога) бесспорны для каждого из нас. Есть Закон Всемирного тяготения, и по сему – выше головы не прыгнешь. Есть Закон выживания, и потому мы всё же прыгаем. И есть Закон Естественного отбора, поощряющий тех, кто прыгает выше всех, как самое ценное (образно говоря, конечно).  И опять вопрос: Кто же представляет наибольшую ценность: тот, кто, «прыгая» по социальной лестнице, солгал, перехитрил, словчил; или тот, кого удалось обмануть?  Чтобы иметь шанс найти ответ на этот вопрос, начну с азов. Итак, Естественный отбор. Даже не очень способный ученик начальной школы знает, что это – Нечто, что помогло членистоногим, растениям, рыбам выйти на сушу, а австралопитеку - в люди. Добавлю ещё несколько штрихов к портрету Проводника Эволюции:

«Природа беспощадна, она оставляет из миллионов икринок в живых только пару рыб-производителей. Она заставляла женщин рожать 15-20 детей и оставляла в живых только немногих, точнее, она начисто выметала в каждом поколении потомство большинства семей и продолжала род за счет немногих, ведя жестокий индивидуальный, межсемейный и межгрупповой отбор…»  В.П. Эфроимсон «Родословная альтруизма»

«Организмы действуют так, как будто их благо важнее блага всех других организмов (опять же, кроме случаев, когда другие организмы могут способствовать распространению их генов... Эгоцентризм - главная особенность жизни на этой планете.» «Моральное животное» Роберт Райт.

Многие миллионы лет жизнь отвоёвывала право продолжаться в жестокой борьбе, подавляя, поглощая другую жизнь. Каждый шаг эволюции был оплачен страданиями и кровью. Бонусы получал лишь сильнейший, способный к насилию, и даже то, что мы сейчас называем альтруизмом, распространялось в первую очередь на тех, кто способен был помочь продолжению рода.Эти реакции и эмоции, способствующие выживанию, были крепко впаяны за многие мллионы лет в наш генофонд и сохраняются, как показывает жизнь, и по сей день.

«Альтруизм, сострадание, сочувствие, любовь, совесть, чувство справедливости — всё это скрепляет общество, и даёт людям основания для высокой самооценки. И всё это, как теперь можно уверенно полагать, имеет твёрдый генетический базис. Это хорошие новости. Плохие новости в том, что хотя эти качества в каком-то роде и осчастливливают человечество в целом, но они не сделали человека «хорошим» видом и не слишком надёжно служат людям до конца. Скорее наоборот, и теперь это яснее, чем когда-либо, как (точнее — почему?) моральные чувства используются с отвратительной гибкостью, включаются или выключаются в зависимости от личного интереса, и сколь непринуждённо мы часто не осознаём такие переключения. Новый взгляд на людей полагает их видом, обладающим великолепным набором моральных инструментов, но трагически склонным использовать их не по назначению, и находящимся в жалостном в институциональном невежестве насчёт этих злоупотреблений.” Роберт Райт «Моральное животное»

Человек, бесспорно, способен на многое. Сквозь тернии мира дикого он  прорывается к звёздам. Однако, чем более свободен его разум, тем дальше человечество от гармонии. Законы Природы (Бога) стали ему тесны; но собственных, способных гарантировать равновесие, пока создать не удалось. Лидер эволюционного соревнования, успешно преодолевший испытания засухами и ледниками; эпидемиями и голодом;  демонстрирует чудеса глупости и слабости в состязании с самим собой . Искушение «пряником» оказалось для него  самым тяжким из всех испытаний.

Хочется верить, что этот путь проходим. Однако, в свете эволюционной генетики, исходя из соотнощения альтруизма и эгоизма в нашем с вами наследственном ядре, быть нравственным ради других (безбонусно) - относительно редкий человеческий талант. Гораздо легче для человека разумного – быть нравственным ради себя.  Иначе говоря, нравственным должно быть выгодно. Надо сказать, мысль эта не нова. Практически все религии мира, попытались внедрить эту идею в свои проповеди. Жизнь после смерти – для наиболее достойных. Ад для прочих.

Мне видится, что настало время ввести новый показатель оценки личности, который как, к примеру, аттестат или диплом, будет влиять на возможности и дальнейшую судьбу человека; учитываться при поступлении в ВУЗ, при устройстве на работу, при продвижении по карьерным «лестницам».

Необходимо определить критический уровень этого «индекса нравственности», ниже которого человек, получивший его, не имеет ни малейшего шанса занимать руководящие должности где-либо и любые должности в государственных структурах, особенно связанных с законотворчеством, контролем, судопроизводством, а также в системах образования и здравоохранения. Иначе говоря, высокая нравственность должна быть выгодна.

Практическое решение этой задачи – предмет для дискуссий. Для меня нет сомнений, что понимание нравственных норм и необходимости следования им должны быть также важны в системе образования, как, к примеру, математика или литература.  Кроме того, наряду с теоретическими знаниями о нравственности, должны оцениваться и «практические навыки», как, к примеру, в гимназиях дореволюционной России, и в школах СССР, где существовали отметки за поведение.
 
Без сомнения, оценить нравственные качества человека непросто. Ясно, что для того, чтобы дать подобную характеристику необходима более совершенные методики определения, возможно, с участием специалистов в области этики и психологии. Подобная характеристика необходима не только для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни в обществе по законам нравственности, но и защитить общество от тех, кто не хочет следовать этим законам. Нечестность, грубость, душевная чёрствость – качества, которые, на мой взгляд, должны в значительной мере ограничивать возможности человека в цивилизованном мире.

Возможно, кто-то возразит: нравственность ради привилегий это псевдонравственность. Однако, я не соглашусь с ним. Во-первых, потому, что система поощрения в воспитании определённых установок в человеческой психике давно доказала свою эффективность. Мы так устроены. Сколько бы вы не убеждали ребёнка в необходимости быть честным, честность не станет правилом его жизни, если в мире, окружающем его, отсутствие совести облегчает восхождение к вершинам благоденствия и власти. Во-вторых, привилегии для нравственности –  тезис, не отражающий сути моего предложения. В данном случае я вижу мир, в котором нравственность так же естественна для человека, как его руки, например. Кому придёт в голову, считать эту часть тела привилегией? Однако, отсутствие рук – факт,ограничивающий человеческие возможности.

Итак, коэффициент нравственности должен стать важнейшей составляющей любой «визитной карточки» человека: аттестата, диплома, трудовой книжки, базы личных данных; являться суммой многих слагаемых, отражающих все стороны его  жизни, на всех её этапах. При этом всегда будет сохранятся возможность  "учиться и исправлять  ошибки", двигаясь в направлении от 0 до бесконечности.

  А сейчас - к вопросу, заданному в начале моего повествования, о ценности нас, восходящих к вершинам благоденствия, о победах любой ценой. Чувствительность большинства людей к общественному мнению несомненна. Мораль, основанная на человеческой биологии, в значительной мере дополняется, «дорисовывается» обществом. Потому «конкретное содержание чувства совести непостоянно.» Движимые биологическими и социальными инстинктами, мы используем разные тактики восхождения по социальной лестнице, часто забывая об особенности текущего момента. В эпоху интеграции, кооперации, глобализации без малого восьмимиллиардное человечество давно превратилось в единый организм, а следствия (к примеру, пластиковый мусор в мировом океане, онко- и тератогены в наших телах, недоверие между людьми.) имеют свойство накапливаться и достигать критической массы. Потому падать с лестниц будем вместе (и "грешники", и "святые"). Естественный отбор, этот неутомимый «улучшатель», способен выбрасывать на свалку истории не только отслужившие или не оправдавшие надежд хвосты и копыта, но и цивилизации. А это значит – смертельно опасно не понимать, что единственно возможная стратегия выживания сегодня  это скорейшая трансформация всего дикобразоподобного в нас – в человеческое. Система взаимного уважения выгоднее чем аморальный мир, так как во втором случае победителей быть не может.