Кумекалка продолжительная, потому что вековая
Кумекать - понимать, соображать...,
думать и толковать о чём-то.
В.Даль "Толковый словарь живого
великорусского языка"
І СМЕРКАЄ, І СВІТАЄ,
ДЕНЬ БОЖИЙ МИНАЄ...
Т.Г.Шевченко
Сегодня, стоя на перекрёстке улиц Владимирская-Прорезная, я подумала, что, пожалуй, самое интересное и неугомонно-динамичное происходит на перекрёстках.
Новое перепутье дорог всегда вызывает в душе лёгкое смятение и неуверенность. А если нет конкретного маршрута, то ты прямо "Витязь на перепутье". Хотя у того камень былинный с конкретным указателем был : "жыву не бывати"; "женату быти"; "богату быти".
Но у меня маршрут есть. И конечный его пункт - именно этот перекрёсток: ул.Прорезная 24/39 или ул. Владимирская 39/24.
Уже который раз возвращаюсь я на этот перекрёсток, чтобы увидеть дом. Дом невероятной "антикварной" красоты; терракотово-бежевого окраса; со стройными белоснежными колоннами, балясинами, ротондами; мистическими скульптурами женщин, будто опоясывающих его вход-врата.
Увенчан дом ( на мой взгляд) увеличенным во сто крат булатным шлёмом Михаила Романова, хотя у свода найдётся сходство и с шапкой Мономаха Киевской (подарок Золотой орды) и Алмазным венцом Петра I.
Думаешь "крепко", когда крепко затрагивает. Моё первое впечатление (пару десятилетий назад) от дома: в этом доме не может жить человек...
И действительно, более 30 лет в доме никто не живёт.
Но молчаливые стены дома (им более века), внутренний, в трепетных тенях, закрытый от людей дворик, хранят память о своих создателях и владельцах.
Сегодня я знаю о нём много.
Возможно (хотя настоящая История не любит этого слова), я иногда очень отвлекалась в своих поисках истории дома на какие-то приметы-примеры конкретного времени; чересчур углублялась в документы (архивные малороссийские родословные, гербовники); книги о Киеве. Но очень хотелось "разговорить" его.
Мне "свезло", потому что практически не осталось "белых пятен" во времени жизни дома.
Хотя разбирательства с Постановамы (укр.) КиевРады по ремонтам, реконструкциям, передаче дома в субаренду, продаже дома "иностранным компаниям" (директора которых имеют украинские фамилии и живут в Киеве), окунули меня опять в войну!
Жлобы ("Жлобство - хамство, невежество, трусость и нахальство". М.Жванецкий), зарабатывающие на истории и культуре, пошли войной против дома на Прорезной 24/39.
Им, "правнукам поганым", славных украинских меценатов: Ханенко, Тарновских, Терещенко, Симиренко, Чикаленко, Алчевских, Бобринских, Потоцких, Скоропадских...,- наверняка не известны слова Е.Х.Чикаленко:
-Треба любити Україну не лише до глибини душі, а й до глибини власної кишені (собственного кармана-укр.).
Специально для них и их карманов (по дому на Прорезной):
"25 мая 2018г в ЕРДР были внесены сведения об открытии уголовного производства № 420 181.......108 по ч.5 ст. 191 УК Украины. По факту нарушения закона в сфере охраны культурного наследия привлечена прокуратура и СБУ" (кіеvvlast.com).
О жлобах - фуххх...
А теперь о доме. Но прежде - об улицах Владимирской и Прорезной.
Владимирская - старшая сестра Крещатика, берёт начало от Старокиевской горы (" откуда есть пошла Русская земля").
После жуткого разгрома в 1240г. и последующих опустошительных набегов татаро-монголов, это место было оставлено жителями(люди ушли на Подол) . А здесь хозяйничали степь и ветра почти 400 лет. Дал жизнь этому району в 30-х годах 17в митрополит Пётр Могила, восстанавливая Софийский Собор (вокруг собора вырастают мазанки с огородами и плетнями). Но улица Владимирская появляется лишь спустя 200 лет , соединив Собор с Университетом св. Владимира.
Улицу Прорезную проложили в начале 60-х 19в среди оврагов, буераков и древних валов и начали её активно застраивать.
Участок на месте дома № 24 в виде дворянского поместья принадлежал жене действительного ст. советника Е.Поповой. Типичный тогдашний Киевский дом был на десяток комнат , с "деревянным флигелем, хозяйственным двором, конюшней, амбаром, каретником, палисадником, деревянной купальней и фруктовым садом с беседкой" ("Забудова Киева", М.Б.Кальницкий)
В 1878 г. хозяином поместья становится В.В. Тарновский- общественный и культурный деятель, коллекционер, продолживший традиции меценатства своего рода.
Василий Васильевич собирает богатейшую коллекцию казацко-гетьманских древностей, издаёт альбом офортов Т.Шевченко, основывает музей украинского быта (сейчас Черниговский областной исторический музей им. В. Тарнoвского), собранные им экспонаты составляют основу музеев Т.Шевченко в Киеве и Каневе.
Он становится последним владельцем "знаменитой усадьбы в Качановке (сейчас - национально-культурный заповедник), где бывали и жили Шевченко, Глинка, Гоголь, Маркевич, Собинов и др. писатели, художники, музыканты "(Н.С. Лесков.ППС т.11).
Именно с экспонатов казацкой эпохи (сабля Б.Хмельницкого, вещи И.Мазепы), принадлежащих В.Тарновскому, И.Репин делает наброски, а заодно переносит и самого владельца этих экспонатов (казак в высокой чёрной папахе) на своё полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Дом на Прорезной 24 становится музеем, где Василий Васильевич сам проводит экскурсии.
Но в 1898 г. В. Тарновский вынужден продать и Киевское поместье, и Качановское.
Киевское поместье покупает Пётр Александрович Григорович-Барский владелец Киевской типографии и крупнейшего в городе магазина канцтоваров.
Род Григоровичей ещё в 1787г. был внесён в Киевскую родословную книгу, а в 1915 - в Гербовник Дворян Всероссийской империи. Гербовый девиз рода "Труд - моя сила" оправдывали все члены рода.
Пётр Александрович, почитающий своего прадеда архитектора Ивана Григорьевича (автор фонтана "Самсон", Покровского Храма на Подоле, церкви Св. Николая Набережного, Гостинного Двора и др. сооружений) , задумал соорудить самое роскошное здание в Киеве.
Согласно городовой реформе 1870г., городские власти Киева получили право самостоятельно утверждать все проекты обывательских застроек (ранее всё согласовывалось в Петербурге).
П. Григорович-Барский нанимает для сооружения 5-тиэтажного здания архитектора Карла Шимана. Как оказалось, архитектор Шиман "выезжал на подставных" : не имея диплома техника-строителя, "кооперировался" с гражданскими инженерами, имеющими диплом, которые лишь ставили свою подпись в городской управе, а участия в строительстве не принимали ("Зодчество и зодчие". М.Б.Кальницкий).
Из-за постоянных нарушений в строительстве, а также бума на застройку Киева и роста цен на стройматериалы, владелец стройки вынужден был под залог будущего дома взять заем в Кредитном Союзе у купца А. Сироткина.
Газета "Киевлянин" в августе 1900г. сообщила, что "строительство коробки дома завершается. Смета работ составляет около 300 000руб."
Кредита на строительство оказывается недостаточно, П. Григорович-Барский разоряется, выставив недостроенный дом на аукцион.
Новым владельцем дома становится владелец залогового векселя, купец 2 гильдии Александр Григорьевич Сироткин.
Действует он по-купечески чётко:
- за полтора года завершает строительство; здание оказалось самым высоким в Киеве - 42,5 м;
- "разбирается" с К.Шиманом, подключив архитектурно-строительную инспекцию;
- выстраивает дворовой 3-хэтажный флигель;
- проводит в дом электричество;
- устанавливает в доме водяное отопление;
- устанавливает лифт( первый в Киеве);
- выполняет убранство помещений.
В новом доме размещаются магазины, аптека, меблированные номера "Палермо", квартиры.
Дом получает имя владельца: "Доходный дом А.Сироткина".
Карл Шиман на доме всё же "заработал": основал частное архитектурное бюро, на фирменном бланке которого в качестве брифкопфа было изображение доходного дома Сироткина.
В 1906 г. на 1 этаже дома открывается кафе-кондитерская "Marcuise"(фр.- маркиза), хотя в справочниках Киева оно значилось как "МаркізЪ".
Поставляет в кафе сладости фабрика Валентина Ефимова -АО "Демеевская паровая фабрика шоколада и конфет"( год основания - 1897). К 1906 году фабрика имеет солидную репутацию, большой ассортимент конфет, шоколада, пастилы, пряников, нуги, варенья. В 1904г. её продукция отмечена "Золотом" на выставках в Лондоне и Брюсселе.
Отдельные обёртки к шоколаду расписывались известными художниками , работающими в ту пору в Киеве - В.Васнецовым и М.Врубелем.
Позже фабрика носит названия: " 1-я Советская кондитерская фабрика"; кондитерская фабрика им.К.Маркса; корпорация ROSHEN.
Кафе "Маркиза становится самым популярным местом в Киеве. Сюда, случалось, "захаживал Михаил Булгаков полакомиться шоколадными конфетами, которые по желания покупателей укладывались в терракотовые яйца или вазочки"("Карамельный век: очерки о киевских кондитерских и конфетных фабриках", Пещеренко П.Н.).
"Лампы, увитые цыганскими шалями, бросали два света: вниз - белый электрический, а вбок и вверх - оранжевый. Звездою голубого пыльного шёлку разливался потолок, в голубых ложах сверкали крупные бриллианты и лоснились рыжеватые сибирские меха" - это уже Михаил Афанасьевич о "Маркизе" в "Белой гвардии".
Завсегдатаями кондитерской были К.Паустовский и А.Вертинский.
В "Повести о жизни" Константин Паустовский пишет: " Над открытыми настежь окнами кондитерских и кофейных натягивались полосатые тенты от солнца. Сирень, обрызганная водой, стояла на ресторанных столиках..." ( Возможно, оттого сейчас современные тенты зовут "маркизами"?).
А Александр Вертинский вспоминает: "А женщины! Как пели они! Чувствительные киевские купцы плакали под утро..." ( С."Интересный Киев". "Киевские кабаки").
В 1910г. после смерти А.Сироткина, владелицей доходного дома становится его жена Ирина Сироткина.
20 августа 1918г. ВЦИК издал декрет " Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах", который привёл к изъятию доходных домов из частной собственности. Произошла национализация и дома по Прорезной, 24.
Некоторые многокомнатные квартиры в доме стали коммунальными и были разделены между семьями, общими становились кухня, коридор,санузел.
Коллективный быт имел перспективную цель: создать дружную и тесно связанную группу людей, которая должна была стать новой ячейкой общества, заменив патриархальную семью.
Лозунг 20-х : "Превратим мещанско-поповский Киев в индустриальную столицу!" осуществлялся.
" В 1927г. кафе "Маркиза" закрывается санэпидстанцией в связи с отравлением мороженым (подобных случаев было аж 14)"("Карамельный век: очерки о киевских кондитерских и конфетных фабриках", Пещеренко П.Н.).
Открывается ресторан "Спартак", как более соответствующий идейным требованиям эпохи.
Война стала причиной повторного уплотнения жилья. Киев за время войны потерял более 39/ жилого фонда. Потому все многокомнатные квартиры на Прорезной, 24 становятся коммунальными.
К концу 40-х город почти восстановился.
" На улицах появились люди с антисоветской внешностью. Шок вызывало даже их появление осенью без головных уборов с причёской "кок". Трудящиеся в одинаковых фуражках восьмиклинках с матерчатой пуговицей ... рычали от возмущения: "Стиляги! Западные извращенцы!" Но в подавляющем большинстве стиляги были интеллигентные ребята, которые...слушали джаз, "чужую" музыку, читали Ремарка и Хемингуэя,стихи стиляг Евтушенко и Вознесенского...
"Коктейль-холл", открывшийся в доме на Прорезной,24, стал любимым местом киевской богемы: артистов, художников, писателей... Здесь подавали необычный коктейль "Маяк" зелёного цвета: ром и яичный желток ".("Забытые страницы киевского быта". В.Быканов).
Модный бар просуществовал недолго. Вывеска, так возмущающая трудящихся, сменилась на более привычную: Кафе "Чайка".
В 1968г. на двух этажах дома открывается ресторан немецкой кухни "Лейпциг" с коронными блюдами: бифштекс по-гамбургски и хоппель-поппель (омлет с картофелем и мясом, жареном на свином жире).
В годы перестройки "Лейпциг" уже никого не балует своими изысками и закрывается.
Что касается жилой части дома, то она постепенно разрушается: в 1956 демонтируется угловая башня-свод; в 1986 Горсовет отселяет жителей дома для осуществления капитального ремонта.
К ремонту так и не приступили. А пожар 1992 г. уничтожает часть внутреннего интерьера дома и повреждает конструкции. Здание приходит в аварийное состояние и "Киевпроект" во всех своих заключениях рекомендует его разобрать. Ещё пять лет здание пустует...
Далее история дома может быть ещё менее правдивой, т.к. её рассказывали и "творили" люди, которые были арестованы, находились под следствием, передали свои полномочия другим лицам и т.д.
"В 1997-99гг вместе с архитектором Гречиной В.М.(уже нет в живых), мы сделали проект привязки дома на Прорезной,24 под отельный комплекс. Приглашённые из Львова мастера осторожно усилили фундамент, покрасили стены... Когда убрали строительные леса вокруг "Лейпцига", восторги киевлян не утихали долго"- давал интерью бывший начальник ГУ охраны культурного наследия Р.Кухаренко в 2004г( С."Интересный Киев". "От рокового угла Прорезной").
В феврале 2001г КиевРада передаёт дом арендатору "Гранд Плаза" (директор Марцин С.И.).
В апреле 2004 КиевРада продаёт дом тому же предприятию (но уже ДП "Gelegen Inc". USA). Предприятие обязуется создать в доме 5-тизвёздочный отель "Лейпциг" на 209 номеров, привлекая финансы украинской компании "Индустриальный Союз Донбасса" ( С.Тарута, О.Мкртчан). Но в связи с "изменениями в составе акционеров и передачей части акций Швейцарской Компании CARBOFER" за 5 лет предприятие "Гранд Плаза" к ремонтным работам так и не приступило.
Хотя сессия КиевРады решением от 31.01.2008г приняла решение: "п.3. Осуществить реконструкцию здания под отель "Лейпциг"..., а сессия от 17.09.2008 постановила, что "открытие отеля площадью 12 тыс.м2 на 180 номеров произойдёт весной 2012 г. к чемпионату Евро-12".
При этом 18 ноября 2009г. журнал "Корреспондент" сообщал:
" ISTIL Real Estate"(директор всё тот же Марцин С.И.) завершает операцию по приобретению пустого отеля на Прорезной,24 в Киеве для развития проекта " 4 отеля "Лейпциг". Сумма договора 35 млн длр. Инвестиции 25 млн длр. ISTIL-групп принадлежит британскому бизнесмену пакистанского происхождения Мохаммаду Захуру.
С этой целью компания подписала соглашение на управление отелем с международным оператором Marriott international. Гостиница должна работать под брендом RenaissanceHotelKiev и включать 173 номера. При этом звёздность отеля снижается с 5 до 4 звёзд (в доме невозможно организовать бассейн, предусмотренный стандартами 5 звёзд )".
К Евро-12 здание восстановлено не было.
Спустя ещё 4 года, 10 февраля 2016г. издание "Interfax- Україна" под заголовком " Мохаммад Захур негативно оценивает перспективы для инвестиций в страну" сообщило:
" Работы по строительству Киевского отеля "Renaissance" заморожены, т.к. возникли сложности с финансированием: ЕБРР отказал Компании в кредите, а банк UniCredit покинул рынок Украины..."- заявил собственник ISTIL-групп."
Ну как тут не вспомнить "Перепутье" Алексея Кольцова (1840г):
Хоть не так оно - не выгодно,
Но, положим, делать нечего.
В непогоду - не до плаванья,
За большим в нужде не гонятся.
Куда глянешь - всюду НАША степь,
На горах - леса, сады, дома;
На дне моря - груды золота;
Облака идут - наряд несут.
"Не выгодно", "непогода", "нужда" - продолжают управлять нами , хотя всё - НАШЕ.
Моё первое впечатление от дома : " В этом доме не может жить человек", - оказалось верным.
Этот прекрасный дом предстал предо мной (после завершения поиска его истории) ультрасовременным, своенравным, колоритным, мистическим, живым организмом, который не подчиняется ничьей воле и никаким решениям КиевРады, групп, компаний, операторов, банков, полиции, прокуратуры; желаниям людей великих и простых; знаменитых и не оставивших следа в истории. Над Домом они не властны.
Потому что у Дома есть жилец
Иллюстрация - фото 1905г./фото автора
© Copyright:
Арина Ермолова, 2019
Свидетельство о публикации №219071101174