Кумекалка продолжительная, потому что вековая

Арина Ермолова
               
                Кумекать -  понимать, соображать...,
                думать  и толковать о  чём-то.
                В.Даль "Толковый  словарь живого
                великорусского  языка"


                І СМЕРКАЄ, І СВІТАЄ,
                ДЕНЬ БОЖИЙ  МИНАЄ...
                Т.Г.Шевченко


     Сегодня,  стоя  на  перекрёстке улиц Владимирская-Прорезная, я  подумала, что,  пожалуй, самое  интересное и  неугомонно-динамичное происходит на перекрёстках.
     Новое перепутье  дорог всегда  вызывает  в душе лёгкое  смятение и  неуверенность. А  если  нет конкретного маршрута,  то  ты прямо  "Витязь  на  перепутье". Хотя у того камень былинный с  конкретным указателем был : "жыву не бывати"; "женату быти"; "богату  быти".
     Но у меня маршрут есть. И  конечный  его  пункт - именно  этот  перекрёсток: ул.Прорезная 24/39  или  ул. Владимирская 39/24.
     Уже  который  раз возвращаюсь  я  на  этот  перекрёсток, чтобы увидеть  дом.  Дом невероятной "антикварной" красоты;  терракотово-бежевого окраса; со  стройными белоснежными  колоннами, балясинами, ротондами;  мистическими скульптурами женщин, будто опоясывающих  его вход-врата.
     Увенчан  дом ( на  мой взгляд)  увеличенным во  сто  крат булатным шлёмом Михаила  Романова, хотя у свода найдётся  сходство и с  шапкой Мономаха Киевской (подарок  Золотой орды) и  Алмазным венцом  Петра I.
    
     Думаешь "крепко", когда  крепко затрагивает. Моё первое  впечатление (пару  десятилетий  назад) от  дома: в  этом  доме  не  может  жить  человек...

     И действительно,  более 30  лет в  доме  никто  не  живёт.
     Но молчаливые стены  дома (им  более века), внутренний, в трепетных  тенях, закрытый от  людей дворик, хранят память о своих создателях и владельцах.

     Сегодня я знаю  о нём  много.
     Возможно (хотя настоящая История не  любит  этого  слова), я иногда очень  отвлекалась в  своих  поисках истории дома на  какие-то приметы-примеры конкретного  времени; чересчур углублялась в  документы (архивные малороссийские родословные,  гербовники); книги  о  Киеве. Но  очень  хотелось "разговорить" его.

     Мне "свезло",  потому что  практически  не  осталось "белых  пятен" во  времени  жизни  дома.
     Хотя разбирательства с  Постановамы (укр.) КиевРады по  ремонтам,  реконструкциям, передаче  дома  в  субаренду, продаже дома "иностранным  компаниям" (директора  которых  имеют  украинские  фамилии и живут в  Киеве),  окунули  меня опять  в  войну!

     Жлобы ("Жлобство - хамство, невежество, трусость и  нахальство". М.Жванецкий),  зарабатывающие на истории и  культуре,  пошли  войной против  дома  на  Прорезной  24/39.
     Им,  "правнукам  поганым", славных украинских  меценатов:  Ханенко, Тарновских, Терещенко, Симиренко, Чикаленко, Алчевских, Бобринских, Потоцких, Скоропадских...,- наверняка не известны  слова   Е.Х.Чикаленко:

     -Треба любити Україну не  лише  до  глибини  душі, а  й до глибини власної кишені (собственного  кармана-укр.).

     Специально для  них  и  их  карманов (по  дому на  Прорезной):
     "25 мая 2018г в  ЕРДР были  внесены сведения об  открытии  уголовного производства № 420 181.......108 по ч.5  ст. 191 УК  Украины. По  факту нарушения закона  в  сфере охраны культурного  наследия привлечена прокуратура  и  СБУ" (кіеvvlast.com).
     О  жлобах - фуххх...

     А теперь о  доме.  Но  прежде -  об  улицах  Владимирской и  Прорезной.

     Владимирская  -  старшая  сестра  Крещатика, берёт начало от  Старокиевской  горы (" откуда есть  пошла Русская  земля").
     После жуткого  разгрома в  1240г. и  последующих опустошительных набегов татаро-монголов,  это  место было  оставлено жителями(люди  ушли  на  Подол) . А  здесь  хозяйничали степь  и  ветра почти  400 лет. Дал  жизнь  этому району в  30-х  годах 17в митрополит Пётр  Могила, восстанавливая Софийский Собор (вокруг  собора  вырастают  мазанки с огородами  и плетнями). Но  улица Владимирская появляется лишь  спустя 200 лет , соединив Собор с  Университетом св. Владимира.

     Улицу Прорезную проложили  в начале  60-х 19в среди  оврагов,  буераков и  древних  валов и  начали  её  активно  застраивать.
     Участок на  месте  дома № 24 в  виде  дворянского  поместья принадлежал жене действительного  ст. советника  Е.Поповой. Типичный тогдашний  Киевский  дом  был  на десяток  комнат , с  "деревянным  флигелем, хозяйственным двором, конюшней, амбаром, каретником, палисадником, деревянной  купальней и фруктовым  садом с  беседкой" ("Забудова  Киева", М.Б.Кальницкий)


     В 1878 г. хозяином  поместья становится В.В. Тарновский- общественный и  культурный  деятель, коллекционер,  продолживший традиции меценатства своего  рода.
     Василий  Васильевич собирает богатейшую  коллекцию казацко-гетьманских древностей,  издаёт  альбом офортов  Т.Шевченко, основывает музей украинского быта (сейчас Черниговский областной исторический музей им. В. Тарнoвского), собранные  им  экспонаты составляют основу  музеев  Т.Шевченко в Киеве  и  Каневе.
     Он  становится последним  владельцем "знаменитой усадьбы в  Качановке (сейчас - национально-культурный  заповедник), где бывали и  жили Шевченко, Глинка, Гоголь, Маркевич, Собинов и др. писатели, художники, музыканты "(Н.С. Лесков.ППС т.11).
     Именно с  экспонатов казацкой  эпохи (сабля Б.Хмельницкого,  вещи И.Мазепы),  принадлежащих В.Тарновскому, И.Репин делает  наброски, а заодно переносит  и самого  владельца этих  экспонатов (казак в  высокой  чёрной  папахе) на  своё  полотно "Запорожцы пишут письмо  турецкому султану".
     Дом  на  Прорезной 24 становится музеем, где  Василий  Васильевич сам  проводит  экскурсии.
     Но в 1898 г. В. Тарновский вынужден продать и  Киевское  поместье,  и  Качановское.


     Киевское поместье  покупает Пётр Александрович Григорович-Барский владелец Киевской  типографии и крупнейшего  в  городе  магазина  канцтоваров.
     Род  Григоровичей ещё в 1787г. был  внесён в  Киевскую  родословную  книгу, а в 1915 - в  Гербовник Дворян Всероссийской империи. Гербовый  девиз рода "Труд - моя  сила" оправдывали все члены  рода.
     Пётр Александрович, почитающий  своего прадеда архитектора Ивана Григорьевича (автор  фонтана "Самсон", Покровского Храма на  Подоле, церкви Св. Николая  Набережного, Гостинного Двора и др. сооружений) , задумал соорудить самое  роскошное  здание в  Киеве.
     Согласно городовой  реформе 1870г., городские  власти Киева получили  право самостоятельно утверждать все  проекты обывательских застроек (ранее всё  согласовывалось в Петербурге).
     П. Григорович-Барский нанимает для  сооружения  5-тиэтажного здания архитектора Карла Шимана. Как  оказалось, архитектор Шиман  "выезжал на  подставных" : не  имея диплома техника-строителя,  "кооперировался" с  гражданскими  инженерами, имеющими  диплом,  которые лишь  ставили  свою  подпись в  городской  управе,  а  участия в  строительстве  не  принимали ("Зодчество и  зодчие". М.Б.Кальницкий).

     Из-за постоянных  нарушений в  строительстве, а  также  бума на застройку  Киева и роста цен на  стройматериалы,  владелец  стройки вынужден был  под  залог  будущего  дома взять  заем в  Кредитном Союзе у купца А. Сироткина.
     Газета "Киевлянин" в  августе 1900г. сообщила, что "строительство  коробки дома завершается. Смета работ  составляет около  300 000руб."
     Кредита на  строительство  оказывается недостаточно, П. Григорович-Барский разоряется,  выставив недостроенный  дом  на  аукцион.

     Новым  владельцем дома становится владелец залогового векселя, купец 2 гильдии  Александр  Григорьевич  Сироткин.
     Действует  он по-купечески  чётко:

     - за полтора года  завершает  строительство; здание оказалось  самым высоким в  Киеве - 42,5 м;
     - "разбирается" с К.Шиманом, подключив архитектурно-строительную  инспекцию;
     - выстраивает  дворовой 3-хэтажный  флигель;
     - проводит в дом  электричество;
     - устанавливает в  доме водяное  отопление;
     - устанавливает лифт( первый в  Киеве);
     - выполняет  убранство  помещений.
     В  новом  доме размещаются  магазины, аптека, меблированные  номера "Палермо", квартиры.
     Дом  получает  имя  владельца: "Доходный  дом А.Сироткина".
    
     Карл  Шиман  на  доме всё же  "заработал": основал частное архитектурное бюро, на фирменном  бланке которого в  качестве брифкопфа было  изображение доходного  дома  Сироткина.
    
     В  1906 г. на 1 этаже дома открывается кафе-кондитерская "Marcuise"(фр.- маркиза),  хотя в  справочниках Киева оно  значилось как "МаркізЪ".
     Поставляет в  кафе  сладости  фабрика  Валентина  Ефимова -АО "Демеевская паровая  фабрика шоколада и  конфет"( год  основания - 1897). К 1906 году  фабрика имеет солидную  репутацию, большой ассортимент конфет, шоколада, пастилы, пряников, нуги, варенья. В 1904г. её  продукция отмечена "Золотом" на  выставках в  Лондоне  и  Брюсселе.
     Отдельные  обёртки к  шоколаду  расписывались известными  художниками , работающими в  ту  пору в  Киеве - В.Васнецовым и М.Врубелем.
     Позже  фабрика  носит  названия: " 1-я Советская кондитерская  фабрика"; кондитерская фабрика  им.К.Маркса; корпорация ROSHEN.

     Кафе  "Маркиза становится самым  популярным местом в  Киеве. Сюда,  случалось, "захаживал Михаил  Булгаков полакомиться шоколадными  конфетами,  которые  по желания покупателей  укладывались в  терракотовые яйца или  вазочки"("Карамельный век: очерки о киевских кондитерских и  конфетных  фабриках", Пещеренко П.Н.).

     "Лампы, увитые цыганскими шалями, бросали два света: вниз - белый электрический, а  вбок и  вверх - оранжевый. Звездою голубого пыльного  шёлку разливался  потолок, в  голубых  ложах сверкали крупные бриллианты и  лоснились рыжеватые  сибирские  меха" -  это  уже  Михаил  Афанасьевич о  "Маркизе" в  "Белой гвардии".
     Завсегдатаями кондитерской были К.Паустовский и А.Вертинский.
     В "Повести о жизни" Константин  Паустовский пишет: " Над открытыми настежь окнами кондитерских и кофейных натягивались полосатые тенты от  солнца. Сирень, обрызганная водой, стояла на ресторанных  столиках..." ( Возможно, оттого  сейчас современные тенты зовут  "маркизами"?).
     А  Александр  Вертинский вспоминает: "А  женщины! Как пели  они! Чувствительные киевские  купцы плакали под утро..." ( С."Интересный  Киев". "Киевские  кабаки").

     В 1910г. после  смерти А.Сироткина, владелицей доходного  дома  становится  его  жена Ирина Сироткина.

     20 августа 1918г. ВЦИК издал декрет " Об отмене права частной  собственности на недвижимость в  городах",  который привёл к изъятию доходных  домов из  частной  собственности. Произошла национализация  и дома  по  Прорезной, 24.
     Некоторые многокомнатные квартиры в доме  стали  коммунальными и были разделены между  семьями, общими становились кухня, коридор,санузел.
     Коллективный быт имел перспективную цель: создать дружную и  тесно связанную группу людей, которая должна была  стать новой  ячейкой общества, заменив  патриархальную  семью.
     Лозунг 20-х : "Превратим мещанско-поповский Киев в индустриальную  столицу!" осуществлялся.
     " В 1927г. кафе  "Маркиза" закрывается санэпидстанцией в  связи с  отравлением мороженым (подобных  случаев было  аж 14)"("Карамельный век: очерки о киевских кондитерских и  конфетных  фабриках", Пещеренко П.Н.).       
     Открывается ресторан "Спартак",  как более соответствующий  идейным требованиям  эпохи.

     Война стала  причиной повторного  уплотнения жилья. Киев за  время  войны  потерял более 39/ жилого фонда. Потому  все многокомнатные квартиры на  Прорезной, 24 становятся  коммунальными.

     К  концу 40-х город  почти  восстановился.
     " На  улицах появились люди с антисоветской  внешностью. Шок вызывало  даже  их  появление осенью без  головных  уборов с  причёской "кок". Трудящиеся в  одинаковых фуражках восьмиклинках с  матерчатой  пуговицей ... рычали от  возмущения: "Стиляги! Западные  извращенцы!" Но  в подавляющем  большинстве стиляги были  интеллигентные ребята,  которые...слушали джаз, "чужую"  музыку,  читали Ремарка и  Хемингуэя,стихи стиляг Евтушенко  и Вознесенского...
     "Коктейль-холл",  открывшийся в  доме  на  Прорезной,24, стал любимым  местом киевской  богемы:  артистов,  художников, писателей... Здесь  подавали необычный коктейль "Маяк"  зелёного  цвета:  ром и яичный  желток ".("Забытые  страницы киевского быта". В.Быканов).
     Модный бар  просуществовал  недолго. Вывеска,  так возмущающая трудящихся, сменилась  на более  привычную: Кафе "Чайка".

     В  1968г. на  двух  этажах  дома открывается ресторан  немецкой  кухни "Лейпциг"  с коронными  блюдами: бифштекс по-гамбургски и хоппель-поппель (омлет с  картофелем и  мясом,  жареном на  свином  жире).

     В  годы  перестройки "Лейпциг" уже  никого  не  балует своими  изысками  и закрывается.
     Что  касается жилой  части  дома,  то  она  постепенно  разрушается:  в 1956 демонтируется угловая башня-свод; в 1986 Горсовет отселяет жителей  дома для  осуществления капитального  ремонта.
     К  ремонту так  и не  приступили. А  пожар 1992 г. уничтожает часть внутреннего  интерьера дома и  повреждает  конструкции. Здание приходит  в  аварийное  состояние и "Киевпроект" во  всех  своих заключениях рекомендует его  разобрать. Ещё  пять  лет  здание  пустует...

     Далее история  дома  может  быть ещё менее правдивой,  т.к. её рассказывали  и "творили" люди, которые  были  арестованы,  находились под  следствием, передали  свои  полномочия другим лицам и т.д.

     "В 1997-99гг вместе с  архитектором Гречиной В.М.(уже нет в  живых),  мы  сделали проект  привязки дома на  Прорезной,24 под  отельный  комплекс. Приглашённые из Львова  мастера осторожно  усилили  фундамент, покрасили  стены... Когда  убрали  строительные  леса вокруг "Лейпцига", восторги  киевлян не  утихали  долго"-  давал  интерью бывший начальник ГУ охраны  культурного  наследия  Р.Кухаренко в  2004г( С."Интересный Киев". "От рокового угла  Прорезной").

     В  феврале 2001г КиевРада передаёт дом арендатору "Гранд  Плаза" (директор Марцин С.И.).

     В апреле 2004 КиевРада продаёт  дом тому же предприятию (но  уже ДП "Gelegen Inc". USA). Предприятие обязуется создать в  доме 5-тизвёздочный отель "Лейпциг" на 209  номеров, привлекая  финансы украинской компании "Индустриальный  Союз Донбасса" ( С.Тарута, О.Мкртчан). Но в  связи с "изменениями в  составе акционеров и  передачей части  акций Швейцарской  Компании  CARBOFER" за 5 лет предприятие "Гранд Плаза" к  ремонтным работам  так и не  приступило.

     Хотя сессия КиевРады решением от 31.01.2008г приняла решение: "п.3. Осуществить реконструкцию здания под  отель "Лейпциг"..., а сессия от 17.09.2008 постановила,  что  "открытие отеля площадью 12 тыс.м2 на 180  номеров произойдёт весной 2012 г. к чемпионату  Евро-12".

     При  этом 18  ноября 2009г. журнал "Корреспондент" сообщал:
     " ISTIL Real Estate"(директор всё тот же Марцин С.И.) завершает  операцию по  приобретению пустого  отеля на Прорезной,24 в  Киеве для развития проекта " 4 отеля "Лейпциг". Сумма  договора 35 млн длр. Инвестиции 25 млн длр. ISTIL-групп принадлежит британскому бизнесмену пакистанского  происхождения  Мохаммаду Захуру.
     С этой целью компания подписала соглашение на  управление  отелем с международным  оператором Marriott international. Гостиница  должна  работать  под  брендом  RenaissanceHotelKiev и  включать 173 номера. При этом звёздность отеля снижается с 5 до 4  звёзд (в  доме  невозможно организовать  бассейн, предусмотренный стандартами 5 звёзд )".

     К  Евро-12 здание  восстановлено  не  было.
 
     Спустя ещё 4 года, 10 февраля 2016г. издание "Interfax- Україна" под  заголовком  " Мохаммад Захур негативно оценивает перспективы для  инвестиций в  страну" сообщило:
     " Работы по  строительству Киевского отеля "Renaissance" заморожены, т.к. возникли сложности с  финансированием:  ЕБРР отказал Компании в  кредите, а банк UniCredit покинул  рынок Украины..."- заявил собственник ISTIL-групп."

     Ну  как тут  не  вспомнить "Перепутье" Алексея  Кольцова (1840г):

     Хоть не так оно - не выгодно,
     Но, положим, делать нечего.
     В непогоду - не до  плаванья,
     За большим в  нужде не гонятся.
     Куда глянешь - всюду НАША  степь,
     На горах - леса, сады, дома;
     На  дне  моря -  груды  золота;
     Облака идут -  наряд  несут.

     "Не выгодно", "непогода", "нужда" - продолжают управлять нами , хотя всё - НАШЕ.

     Моё первое  впечатление  от  дома : " В этом  доме не  может  жить человек", - оказалось  верным.

     Этот  прекрасный дом  предстал предо  мной (после завершения поиска  его  истории) ультрасовременным,  своенравным, колоритным, мистическим, живым  организмом, который не  подчиняется ничьей воле и никаким  решениям  КиевРады,  групп, компаний, операторов, банков, полиции, прокуратуры; желаниям людей  великих  и простых; знаменитых и не  оставивших следа в  истории. Над  Домом  они  не  властны.
    
     Потому что у Дома есть  жилец



     Иллюстрация - фото 1905г./фото  автора