13. Догмат о Пресвятой Троице

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.1. Догмат о Пресвятой Троице.

«Догмат о Троице - есть основание и отправная точка всякого Богословия и Богомыслия»
Свт. Григорий Богослов (от себя добавим, - «В особенности же - Христианской Антропологии»).

Формулировка догмата: «Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица Единосущная и Нераздельная».

«Ипостась» - означает лицо (личность), если речь идёт о разумно-свободном существе.

Само слово «Троица» (Triax) не библейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II-го века свт. Феофилом Антиохийским. Учение о Троице дано в христианском Откровении. Естественная философия никогда не могла подняться до учения о Троице.
Догмат о Троице «непостижим» на уровне рассудка. Никакая спекулятивная философия не могла подняться до уразумения тайны Пресвятой Троицы. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, и не может быть выражена рационально.
Не случайно отец Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того чтобы принять догмат о Пресвятой Троице, человеческий ум должен отвергнуть свои претензии на способность всё познать и рационально объяснить.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причём только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом, в первую очередь с нравственным напряжением - «пробуждением совести».
В. Н. Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
Троица - есть основание не только всего христианского вероучения, но и всего нравоучения Христианской Церкви.
«Учение о Троице не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ЕЁ полноте - значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы…»
(В. Н. Лосский)
Учение о Триедином Боге сводится к трём положениям:
1). Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2). Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3). Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.