Прокурорку надо любить Часть I

Валерий Волченко
(Продолжение книги "Азиатский роман")

СИНИЙ ГОРОД

Из тесного ущелья буйный Терек врывается в долину и здесь, на берегах его, у подножия синих гор, под ласковым южным солнцем раскинулся Синий город. Вечерами, с голубых экранов телевизоров, доносится песня-гимн города:

И мне ночами нередко снится,
В каких бы ни был я краях,
Мой синий город Орджоникидзе -
Любовь моя.

Хорошие люди живут в городе дружной советской семьёй: осетины, грузины, ингуши и чеченцы, армяне, русские, украинцы и евреи. Можно встретить грека, болгарина, поляка, туркмена и узбека, да разве перечислишь всё это многонациональное братство весёлых, трудолюбивых и предприимчивых людей.

Живут мирно, не без разногласий, конечно.  Бывает, в пылу спора, осетин скажет урусшагу[1]:
- Собрать вас всех и выслать из Осетии!
- Согласен! - отвечает тот. - Нас выслать, а сюда атомную бомбу бросить.
Или, украинец отпустит национальную шутку, анекдот расскажет, по поводу еврейской хитрости.
- Хохол родился - еврей заплакал, - тут же парирует еврей.
Иногда, поссорятся и даже подерутся, чего не бывает в семье. И вновь, вместе работают и отдыхают, празднуют, выезжают на природу в красивейшие места, каких много на Кавказе.

Трудятся на множестве заводов, фабрик и прочих государственных предприятий, и учреждений. Каждый ежедневно что-нибудь приносит с работы домой, в своё гнёздышко. С кондитерской фабрики тайно выносят шоколад, конфеты, сахар, мёд, яйца, какао, орехи и прочие вкусности. С лампового завода лампочки, с мясокомбината колбасу и мясо, с ликёроводочного - водку, коньяк, вино. С молзавода тащат сыр, творог, под одеждой в резиновых грелках сметану, сливки и молоко. Кто работает с живыми деньгами, - какая-то часть должна, обязательно, прилипнуть к его трудолюбивым рукам.

Советский Союз - страна дефицита и несунов, народ старается на деле осуществить, провозглашённое советской властью, всеобщее равенство. Только, зря старается, кто при власти, всегда оказываются "равнее". Да и "несут" они уже машинами. Это называется шабашкой[2].

Чем выше должность, тем круче шабашка. А должности, это номенклатура партийных комитетов, без согласования с парткомом должность не получить. В должностном лице сочетаются два начала: интересы партии, выражаемые вышестоящим лицом, и личные интересы, выражаемые шабашкой. Единство и борьба противоположностей - всё по Марксу.
Партия и правительство борются с несунами, их ловит милиция, организуя систематические рейды. На проходных предприятий устраивают досмотры, но явление массовое, народное, а с народом бороться... себе дороже.
……..
……..

……..
……..

В кабинете начальника отдела кадров ОПАП-2[3], у окна сидит какой-то тип, заросшая чёрной щетиной физиономия напоминает сапожную щётку.
- Шофера пока не требуются, набора нет, - разочаровывает меня начальник отдела кадров, благообразный седой старичок. - Будет набор, с удовольствием Вас возьмём.
- И когда ожидается это удовольствие?
- Возможно, через месяц, заходите, узнавайте! - в голосе его звучит доброжелательность, усиливающая надежду. Мне уже известно, что стать таксистом в этом городе чрезвычайно трудно.

***

Как-то пришла мысль зайти в отделение КГБ к майору Ковалёву. Вдруг, поможет с устройством в таксопарк, связи у него наверняка есть.
- Здравствуйте, Матвей Филипыч! - поприветствовал я своего бывшего шефа.
Ковалёв оценил мой внешний вид, на лице изобразил неприступную крепость:
- Не ожидал, что окажешь мне честь, - съехидничал он. - Вылетел всё-таки из ГБ?
- Ну и что? Ни чуточки не жалею.
- А я ведь знал, что этим кончится, вовремя чуйка сработала! - говорит довольный Матвей Филиппович. - Всё-таки, что случилось? Слышал, достал ты там своего начальника?
- Вас же знакомят с приказами по личному составу.
- В приказе лишь воля его издающего, истина приказу неведома!
- Один вьетский ублюдок на меня охотился, - приоткрыл я завесу тайны. - Пришлось его пристрелить. Так получилось, или он, или я.
- Ну вот, а говорят "Cherche la femme[4]", - Ковалёв, похоже, мне не очень верит.
- Была женщина, Матвей Филиппович... была, - мне расхотелось о чём-либо его просить. - Пойду, с Вашего позволения.
- Чем заняться думаешь?
- Думаю, в таксисты.
- Ну-ну, попробуй, - сквозь будничный тон, я уловил в этом "ну-ну" какой-то скрытый намёк.

От Ковалёва зашёл проведать ментов. В дежурной части дежурный, уже старший лейтенант, Коста Цараев, по-русски Костя, а в обиходе все зовут его Костиком, занимается доставленным пьяным гражданином.
- Что пил, сколько пил? - пытает Костя доставленного.
- Забыл, не помню, - мямлит гражданин.
- Водка пил?
- Пил.
- Пиво пил?
- Пил.
- Сколко пил?
- Много.
- На двер ресторан писал?
- Писал.
- Твой чилен прохожий видел?
- Не знаю.
- Как не знаю? Тебя почему сюда доставлял?
- Я двер ресторан ссал.
- Всё пиши, как было! - Костя кладёт перед злостным нарушителем лист бумаги и ручку.  Тот пытается что-то нацарапать, выводя непослушной рукой непонятные каракули и, обессиленный, бросает ручку.
Костя вынужден писать сам. Он знаменит тем, что ни разу в жизни, не написал без ошибок слово "мужчина". Он пишет: мучина, мущина, муччина, мучжина или мучщина, придумает ещё кучу вариантов, но написать правильно ему не судьба. Костя пишет старательно, от усердия высунул кончик языка. Затем протягивает лист мне:
- Проверяй!
Раньше я, иногда, исправлял ошибки в сочинённых им документах.

Обиснение
Я сидэль ресторан пиль водка и многа пиво. Мочевой пузир мене не видержала, я силно хотэль, как из ружа. Тогда бежал улица и доставал своя чилен на обществений место. Милиция доставлял миня дежурная част.
Миня прочитана, моя слова верна.

- Ха-ха-ха! - не в силах удержаться, схватился я за живот.
- Исправляй! - требует Костя.
- Костик, лучше перепиши! - пытаюсь я его убедить. - Иначе, начальник ругаться будет.
Костя надулся, обиделся. Конечно, грех над ним смеяться, но тут такой цирк, разве удержишься.

Из дежурки, бесцельно вышел на площадь, не зная, чем себя занять.
- Серёжа! - я оглянулся на девичий голос. Бог ты мой, Оксана! Мы не виделись года два, она изменилась, стала стройнее, другая стрижка, вся другая.
- Дальневосточный климат тебе на пользу, шикарно выглядишь! - сказал я, сгребая её в объятия. - Ну что, в "Нар"?[5]
Она молчит, но я чувствую: как и раньше, готова со мной хоть на край света. Я беру её за руку и иду к единственной машине на стоянке такси.
- К "Нару" едем? - спросил я таксиста.
- Садитесь!

Устроились с Оксаной на заднем сиденье. На переднем сидит рыжий тип. Даже не рыжий, а светло-русый, здесь всех не чёрных зовут рыжими. Что-то в нём показалось мне знакомым.
- Выходи, мне ехать нужно! - говорит таксист рыжему.
- Ехай! - отвечает тот.
- Я тебе сказал, это городская машина, и смена у меня закончилась, за город не поеду.
- Рыжий, тебе куда нужно? - вмешался я, желая ускорить развязку.
- Что ты сказал?! - с гонором обернулся рыжий и я узнал его: брат дежурного Кости Цараева. - Ты как меня назвал?!
- Я спросил, рыжий, куда едешь? - ответил я, делая ударение на слове рыжий. В ответ получил слабую, но оскорбительную пощёчину. "Ах ты гадёныш!" - я метил левой сломать ему нос, но попал в ухо.

Завязалась потасовка, в машине неудобно, удары получаются слабые. Рыжему неудобно больше, чем мне.
- Выйдем! - говорит он, и мы, как по команде выскакиваем из машины.
На что надеется этот наглый "моська"? Я схватил его за локти и, в следующее мгновение, подсечкой поставил на четыре кости. Занёс ногу, чтобы одним ударом опрокинуть на спину... Кто-то обхватил меня сзади и оторвал от земли. Менты.

Теперь, дежурный, старший лейтенант милиции Цараев разбирается со мной. Своего "рыжего" брата сразу отпустил. Не слушая моих объяснений, и объяснений Оксаны, он усердно пишет.
- Читай и подпиши! - говорит Коста.
Читаю его неразборчивую галиматью, из которой все же понятно, что я, в нетрезвом, оскорбляющем человеческое достоинство состоянии, в общественном месте, приставал к незнакомым гражданам, устроил драку, оказал сопротивление работникам милиции.
"Враньё, гнусная клевета! Кровная месть старшего лейтенанта Цараева!" - дописываю я внизу и отдаю Косте.
- В нулёвку! - приказывает Коста старшине помдежу.
- Костик, ты это меня?! - кричу я. - Меня, в обезъянник?!
Рано утром Коста выпустил меня на волю.
-  Ти так болше не попадись, не отпущу! - попрощался он со мной.
- Костик, со мной была девушка, её адрес? - с надеждой спрашиваю я.
- Не знаю, я его обиснение не писал.

На следующий день, с утра оценил своё состояние и удивился: с чем это вчера в ресторан собирался ехать? Пьяный придурок, опарафинился бы по полной перед Оксаной. Дело дрянь, кроме отложенного на чёрный день червонца, осталось тринадцать рублей с мелочью. "Чёртова дюжина, не к добру!" - мелькнула суеверная мысль.
В буфете столовой, окинув алчным взором разложенные в витрине деликатесы, выпил стакан кефира. Это завтрак. Сегодня иду в таксопарк третий раз, наверно последний, не получится, пойду в другое место.

Постоянное присутствие "Сапожной щётки" в кабинете начальника отдела кадров начинает раздражать.
- Набора нет, водилы пока не требуются, - в очередной раз "обрадовал" меня благообразный старичок.
- Когда будет?
- Заходите, узнавайте!
Надежда рухнула, я достал из мятой пачки "Прима" последнюю сигарету и медленно побрёл прочь.

- Созрел, - сказал начальник ОК.
- Он ещё в прошлый раз созрел! - отозвался "Сапожная щётка", чем-то недовольный.
- Ты не знаешь людей, этот - упёртый! - возразил начальник ОК. - Догоняй, уйдёт!

- Эй парень, подожди! - неожиданно услышал я за спиной сиплый тенорок. - Хочешь скажу, когда будет набор?
- Конечно хочу! - ответил я, с недоверием разглядывая вышедшего на свет "Щётку". Ну, вылитый Галустян, один в один.
- Давай червонец! - потребовал он.
- Сразу червонец! Может пятёрки хватит? - материальный и физический голод вынуждает меня торговаться.
- Я тебе что, крохобор? - возмутился "Щётка". - В "Наре" какую-то жошку[6] – официантку за четвертак снимают, а ты за "Волгу" червонец пожалел!
- Откуда я знаю, вдруг ты меня разводишь?
- Мамой клянусь! - "Щётка" вытаращил чёрные честные глаза на плутоватой роже, стараясь изобразить порядочного человека.
- Ладно, убедил! - я отдал ему десять рублей, словно от сердца отодрал.
- В четверг к четырём приходи, комиссия будет здесь, - он указал на небольшое помещение рядом с проходной.
- Какая ещё комиссия?
- Будут проверять права, будут спрашивать пьяница или нет, как знаешь машину и правила движения, - пояснил "Щётка". - Ответишь, будешь таксистом, не ответишь - червонец не отдам!

"Сапожная щётка" не соврал, приёмная комиссия собралась ровно в шестнадцать ноль-ноль, в кабинете инженера по безопасности движения. Впускают по одному. Кандидатов человек пятнадцать, все боятся, экзамен по правилам движения у местных шоферов считается самым паскудным делом. Да и у здешних "гайцов", направление на сдачу Правил дорожного движения, считается самым страшным наказанием. Я хорошо знаю ПДД и то, ощутил витающий в воздухе страх, начал сомневаться. Нужно непременно сдать этот экзамен, иначе, хоть на гоп-стоп выходи.

Председательствуют инженер по безопасности движения и один из замов директора таксопарка. Члены комиссии - начальники автоколонн и ещё какие-то начальники среднего звена. На стенах развешены плакаты с дорожными знаками, схемами узлов и агрегатов автомобиля.
- Чем смазываются резьбовые втулки? - приступает к допросу один из членов комиссии.
- Резьбовые втулки передней подвески, как и игольчатые подшипники крестовин кардана шприцуют нигролом, - чётко отвечаю я.
- Как называется этот знак? - другой член показывает на красный кирпич.
- Сквозной проезд запрещён.
- А этот?
- Прочие опасности.
- Водку любишь? - спрашивает инженер по безопасности движения.
- К спиртным напиткам равнодушен.
- А к женщинам? - хитро смотрит зам директора.
- Женщины на меня не в обиде.
По улыбающимся физиономиям понял, что экзамен сдан. Послышались возгласы начальников автоколонн:
- Дайте мне! Мне дайте!

Я стал добычей начальника первой колонны Тамика Тедеева. Он подвёл меня к ряду стоящих под забором машин и указал на невзрачную, цвета мокрого асфальта "Волгу" на лысой резине:
- Это твоя! - сказал он, подавая мне ключи. - Карбюратор, трамблёр и бензонасос, у меня на складе, резину получишь, когда соберёшь. Остальное доставай сам. Восстанавливай и работай.
Тамик ушёл, а я, даже от беглого осмотра, впал в тоску, машину растащили. "Доставать" самому придётся: фару, аккумулятор, радиатор, стеклоочистители, помпу, бобину, задние фонари, домкрат, весь инструмент и замок багажника. И в кармане, хорошо если три рубля наскребётся.
.......

.......

Пробило ротор трамблёра, деталь, как и всё, в дефиците. Достал у знакомого ЗИЛовский ротор. Он подходит на Волгу, если немного обточить на наждаке с боков. В мастерской, где станок с наждаком, у окна беседуют двое ингушей, кладовщик Иса  и таксист Ибрагим.
- Не будет работать! - понаблюдав за мной, категорично заявил Ибрагим.
- Куда он денется, ещё как будет! - возразил я, продолжая обтачивать.
- Что ты ему объясняешь? - вмешался кладовщик. - Животы таким вспарывать надо!
Я не понял в чём дело, но, подавив желание выяснить отношения, обточил ротор и ушёл.

Вечером, в общаге, я спросил приятеля Мусу Анташкиева:
- Не понимаю, чего кладовщик Иса на меня взъелся?
- Всё проще, чем нам кажется, - ответил Муса. - Кладовщик здесь царь и бог дефицита. Ты не обратился к нему, не предложил три или пять рублей за копеечный ротор. Ты лишил его этого удовольствия, обошёлся без него, получается унизил,  вот он и психанул.
Рано утром Муса меня разбудил:
- Я сейчас поеду в Назрань, поехали вместе! - предложил он. -  Там у меня родственник, Султан, он найдёт тебе ротор.

Приехали в столицу ингушетии Назрань.
- Муса, почему Назрань называют "Западным Берлином"? - спросил я.
- Потому, что здешняя публика ничего не уважает, кроме ножа и пистолета.
Родственник Мусы Султан занимается с двух или трёхлетним сынишкой Беланом. Муса переговорил с ним на резком отрывистом языке.
- Присмотри за Беланом,  чтобы не убежал! - сказал Султан и ушёл.
Сидим ждём на лавочке в тени большой поленницы дров. Муса забавляется, запихивая Белану в штанишки пучок травы, мальчонка злится и бросается в драку.
- Зачем дразнишь, щенок он тебе что-ли? - укоряю я его.
- Он не щенок, это мой любимый племянник, - Муса взял ребёнка на руки и, придумал новую забаву: стал учить его отборному русскому мату. Белан оказался способным учеником, с удовольствием повторяет незнакомые слова.
Вернулся Султан, дал мне ротор и, посадив сына на колени, решил нам продемонстрировать его успехи.
- Белан, сколько тебе лет? - спрашивает он, рассчитывая, что сынишка ответит: два годика.
- Пасол на ###! - отчётливо и громко сказал Белан.
Муса мгновенно сорвался с места. Взглянув на разом потемневшее лицо Султана, я последовал его примеру, но время упущено.  Тугой порыв ветра с фурчанием поднял волосы на моей голове, впереди поскакало тяжёлое полено. Второй раз в жизни, мне чуть не снесли голову увесистым куском древесины. Ну, ладно, первый раз было в детстве, по собственной глупости. Сейчас-то, за что мог пострадать?
Вообще, как поеду в эту Назрань, обязательно найду приключений. Да ладно бы на задницу, так нет, сразу на голову. Рок, предсказанный в детстве старой цыганкой, следует за мной неотступно. Бывает, не один раз за день мне доводится уходить от "костлявой".


Продолжение:
http://www.proza.ru/2019/07/24/903

__________

1. Урусшаг (урушшаг) – русский (осетинск.).

2. Шабашка – доход, помимо основного заработка, зачастую криминальный  (прим. автора).

3. ОПАП-2 – так назывался таксопарк в г. Орджоникидзе (прим. автора).

4. Сherche la femme - Ищите женщину (франц.).

5. Нар – название ресторана (прим. автора).

6. Жошка (зоска, лянга) – игрушка, кусочек меха с пришитым свинцовым грузиком. Игрок подбрасывает её вверх внутренней стороной стопы, раз за разом, не давая упасть на землю. На местном акценте, зоска звучит, как «жошка». Из-за сравнения этой игрушки с участком тела внизу живота обнажённой женщины, выражение «жошка» стало применяться к женщинам лёгкого поведения, как пренебрежительное, равнозначное, применяемому в других местностях, выражению «мочалка» (прим. автора).


«Прокурорку надо любить» - вторая книга трилогии «Я не умел убивать», продолжение "Азиатского романа".