Город будущего

Сергей Геннадьевич Новиков
1 ноября 1945 года Председатель СНК СССР И.В. Сталин подписал постановление правительства о мерах по первоочередному восстановлению 15-ти разрушенных немецкими захватчиками городов России. Четвертым в этом списке значился Новороссийск.

Вскоре в Новороссийск была направлена творческая бригада во главе с академиком архитектуры Борисом Иофаном. Сегодня об этом человеке мало кто помнит. Но в предвоенное десятилетие с именем Иофана связывались самые дерзновенные и невероятно амбициозные архитектурные проекты – павильоны СССР на международных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939). Однако наибольшую славу архитектору принесло участие в реализации  проекта строительства  Дворца Советов.

В 1937 году в Москве, на месте снесенного храма Христа Спасителя, развернулось беспрецедентное по своим масштабам строительство. Здание, высотой 416 метров, весом 2 млн. тонн, вмещало в себя суммарный объем шести самых известных  нью-йоркских небоскребов. Окончание строительства было намечено на 1942 год.  Судя по размаху начатых работ, так бы и случилось, но в планы строителей вмешалась война. Продолжать строительство монументального гиганта в условиях послевоенной разрухи не решились, и проект был заморожен на неопределенное время (как оказалось, навсегда). Но мастерская Дворца Советов продолжала существовать, и творческий потенциал иофановского коллектива был немедленно переключен на реализацию востребованных временем проектов.

В феврале 1944 года академик Иофан и часть его творческой бригады прибыли в Новороссийск. Чтобы оценить состояние «города», столичным гостям приходилось передвигаться по разминированным тропам, проложенным среди руин и завалов строительного мусора.  Во время таких вот «пленэров» и рождались необычайно смелые идеи реконструкции Новороссийска.

В начале сентября Б.М. Иофан вновь приехал в наш город. Академик привез с собой практически завершенный проект восстановления Новороссийска. Горожане проявили к нему живейший интерес. Ведь, действительно, было на что посмотреть.

В соответствии с проектом генплана разрушенные кварталы предполагалось не восстанавливать, а создать на их месте совершенно новые городские образования. Архитекторы предлагали воспользоваться преимуществами окружающего ландшафта и «обвенчать» город с «просторами Цемесской бухты», создать такую архитектурно-планировочную структуру Новороссийска, чтобы город максимально раскрылся навстречу морю. Проект также предусматривал создание центральных городских проспектов, пятикилометровой парковой магистрали (шириной 100 метров) и перпендикулярной ей эспланады, связывающей городской парк с театром и главной городской площадью.

Основные общественные и административные здания предполагалось сосредоточить в районе набережной, на вновь создаваемой центральной городской площади. На самой же набережной авторы проекта предлагали создать мемориальную площадь, на которую бы выходило величественное здание музея, посвященного победоносному штурму Новороссийска в сентябре 1943 года. Специальный проход должен был соединить обе главных городских площади в единый архитектурный ансамбль.

В полном объеме генеральный план  Новороссийска был представлен городской общественности в мае 1946 года. Он предусматривал создание в городе новых парков, садов, просторных набережных, спортивных комплексов, учебных и детских учреждений, больниц, поликлиник, предприятий торговли и бытового обслуживания населения. Намечались пути создания современной городской инфраструктуры, решения транспортных проблем.

К сожалению, разработанный на высоком профессиональном уровне, генеральный план Новороссийска не стал для местных властей незыблемым градостроительным кодексом. Два обстоятельства в корне изменили сущность авторской идеи. Очень скоро, например, выяснилось, что место для размещения эспланады и новых городских площадей уже занято в результате стихийного восстановления жилищного фонда в центре города. Сносить наспех отремонтированные жилые дома, в то время как большинство новороссийцев прозябали в землянках и полуразрушенных подвалах, было делом немыслимым и даже кощунственным.

За одним отступлением от требований генплана последовали другие. Так постепенно распалась вся архитектурно-планировочная структура. От проекта академика Иофана не осталось почти ничего, за исключением нескольких километров парковой магистрали, которую на чистом энтузиазме успели проложить в ходе субботников и воскресников жители города. Парковая магистраль и сегодня остается любимым местом отдыха горожан, особенно, в районе пушкинки – уютного сквера, в котором в конце прошлого века столь удачно обосновался памятник великому поэту России.

* Мастерская Бориса Иофана. Перспектива центральной части города Новороссийска. Неосуществленный проект.