Оформление отношений с Богом

Татьяна Васса
Мы живём в мире форм и имён. Из материальных элементов этого мира мы составляем различные формы и даём им имена. Мы создаём ритуалы в различных областях нашей жизни, в том числе и религиозные.
Вот как определяет значение этого слова Большой Энциклопедический словарь. 2000.:
РИТУАЛ (от лат. ritualis - обрядовый) - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).
Думается, что потребность в создании ритуальных действий кроется в самой природе человека. Если бы не так, никто бы их не создавал и не нуждался. Но, люди, как мы знаем, бывают разные. Некоторые имеют активную потребность в ритуале, иногда даже до такой степени, что обожествляют его и пристально следят, чтобы ни одно слово, ни одна буква, ни одно действие не потеряли своего места и были исполнены досконально. Если происходят некии отклонения, то у данной категории людей возникает крайняя тревога, что та цель, которую они преследуют, исполняя ритуал, теперь будет недостижима или отдалена.
Есть другая категория людей, у которых потребность в ритуальных действиях мала, или вовсе отсутствует. Я бы назвала таких людей: "Бог в душе". Здесь уместно привести слова Христа:«Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин. 6, 63).
Или же мы имеем такие слова апостола Павла в его втором послании к Коринфянам в 3-й главе (4-6):" Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что' от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит."
В языческом сознании всё основано на жертве, на принципе: "Ты - мне, я - тебе", в том числе и во взаимоотношении с Богом и богами. Ритуал принесения жертв в любой форме направлен на получение желаемого благополучия. В Христианском же сознании всё основано на Любви. Любовь взаимна, но не возмездна. Она - бескорыстна и не ожидает в ответ никакого воздаяния.
Возьмём Христианство:
Религиозные люди желают получить Духа Святого через исполнение ритуальных действий, следуя языческому принципу.
Не религиозные люди, не имеют потребности в оформлении своих отношений с Богом через ритуалы, они следуют принципу "Дух животворит, плоть не пользует ни мало".
Огорчает, что те и другие вовлекаются в споры друг с другом утверждая, что именно их понимание истинно. Особенно налегают на свою правоту люди религиозные, которые оформили свою связь с Богом множеством ритуальных действий.
В этом мире каждому доступны те отношения с Богом, которые созвучны его внутренней природе. Милосердно и, по-христиански, будет предоставление друг-другу строить индивидуальные отношения с Богом с той искренностью и чистотой как в данный момент времени видится человеку, а не городить стены недопонимания из взаимных обвинений, не сажать в тюрьмы за "неправильный взгляд", не сжигать и не колесовать, как это было и в России в прежние времена.