Лето 1912 года в средней полосе России выдалось жарким, а для крестьян села
Земляничное Симбирской губернии оно к тому же оказалось хлебородным. Все жители,
не обременённые домашними делами и заботами, трудились, не покладая рук, в поле.
Мне уже исполнилось двенадцати лет, и я, как могла, помогала своим братьям и отцу
– сопровождала телегу с зерном от поля до амбара. Дорога была длинной, управлять
лошадью, с гружёной мешками телегой, было непросто, но красота природы – яркого
солнца, бескрайних лугов и леса наполняли меня счастьем. По дороге встречался
Васька – бедный сирота. Он выполнял работу помощника пастуха, помогал пасти
хозяйское стадо. Парень был старше меня года на два. Каждый раз, когда телега
проезжала мимо, Васька верхом на коне догонял и говорил свои шутки-прибаутки. Я
смеялась и в тоже время переживала за Ваську – один он остался с матерью. Отца и
двух старших братьев за конокрадство сослали на каторгу. На деревенском сходе
решался вопрос о выселении их за пределы села, но народ проголосовал в поддержку
бедной женщины. Так они и остались жить в деревне. Мать помогала по хозяйству в
семье Рыбаковых, а Васька пас скот. Жалели их люди: что ждёт впереди этого парня?
С детьми он в школу не ходил. Хотя дьякон Порфирий матери Василия предложил для
сына место в классе, но она отказалась: не к чему это нам, пусть работает, коль
это на роду у него написано.
В селе все сверстники, над Васькой часто посмеивались – вечно чумазый и голодный,
пользуясь различными замысловатыми словечками, он любил побалагурить, словно
клоун из бродячего цирка веселил маленьких детишек. Всем это вроде бы нравилось,
но, в глубине души, детвора Ваську побаивалась, мог он исподтишка сделать какую-
нибудь пакость или подлость: наябедничать или оговорить, а, то кого послабей
ударить и унизить.
Внутренний голос подсказывал, что нужно сторониться Васьки, но мальчишка будто
преследовал и не упускал случая сопроводить и пообщаться. Зная, что он окажется
на пути телеги, мама отрезала краюху хлеба и просила угостить Ваську. Пастух
словно знал, что его ждёт подарок, с улыбкой подмигивал, как должное брал и ел
теплую краюху хлеба. Делал это нарочито смешно, уподобляясь собачонке, и глядя на
него, я всякий раз невольно от души смеялась.
Смех, радость бытия и несметный урожай радовали сердце. За один день нам удалось
с отцом и братьями заполнить зерном целый амбар.
На вырученные деньги от урожая мы купили трактор и по решению родителей отправили
в город учиться старшего брата Григория.
С трактором работать стало намного легче. В наступившем тринадцатом году наш
урожай удвоился. Пастух Васька теперь при каждом удобном случае был рядом с
трактором, и, естественно, получал свою краюху хлеба. Такое чудо техники
облегчало труд, высвобождало рабочие руки, и думалось, что в следующие годы в
город уедут учиться все братья, а может быть, если всё хорошо сложится в жизни,
отец и матушка направят учиться в город и меня.
Но вот наступил 1914 год, началась война, которая тяжким бременем легла на плечи
народа. Мы все переживали за Григория. Ведь в дома сельчан стали приходить
похоронки. А Григорий от нашей семьи ушёл на фронт.
Однако, Отечество, свою землю, государя защищать надо. Это понимали в селе почти
все, за исключением нерадивых, безземельных крестьян, таких как Васька. В селе их
было не так много – по пальцам перечесть.
Ваське исполнилось уже шестнадцать лет. Невысокого роста, щуплый он походил на
бывалого, сноровистого мужичка, хотя грамоту не знал, но рассуждать любил: а
какая ему разница царь ли, немцы ли? Краюху хлеба ему всегда дадут. А скот он
везде скот, его пасти надо. Это лучше, чем под пули живот подставлять.
Вскоре, в деревне появились листовки и воззвания: «Долой войну!». А затем,
отчаянные люди, призывавшие людей к окончанию военных действий. Народ их слушать
не хотел и не стал, староста попросил в село больше не приходить. Они ушли и до
лихой поры не появлялись, но листовки в дома кто-то подбрасывал. Кто? Все думали,
что Васька и его дружки. Больше-то некому.
Из-за войны планы поменялись и об учёбе в городе помышлять не приходилось. А тут
ещё в селе появились агитаторы от различных партий, призывая народ к активному
участию в управлении страной.
Отдельно от народа жить неправильно, и на семейном совете было решено поддержать
на выборах крестьянскую партию эсеров. Отец с братьями вместе с сельчанами
ходили на собрания и слушали представителей этой партии, за которых потом
голосовали.
Жизнь вскоре очень сильно изменилась. На радость всем закончилась война. А потом
совсем неожиданно царь отрёкся от власти. Говорили, что без царя жить будет
лучше. Конечно, хотелось в это верить. Но, как же стадо может жить без пастуха?
Как народ будет жить без самодержца?
А дальше к власти пришли «большевики» во главе с Лениным. В село приехали
красноармейцы, старосту за опрометчивое слово расстреляли, а на его место
управлять людьми поставили Ваську.
Народ поначалу смеялся: как же этот безграмотный нерадивый мужик будет управлять
людьми?
Оказалось, что управлять в их понимании, это не создавать и выращивать урожай, а
грабить и убивать.
Поначалу Васька ездил со своими дружками на тарантасе, конфискованном у помещика,
и отнимал у людей приглянувшееся добро для своего дома. С нашего дома они сорвали
железо для крыши. Матушка Ваську было пристыдила: «Вася, мы же тебя всегда
подкармливали».
А Васька на это отвечал, как его научили наставники: «Значит, так богу было
угодно».
Безнаказанность, порождает большее зло, стал Васька ездить по дворам и отнимать
у людей хлеб. Говорил, что по распоряжению начальства.
А однажды, приехал пьяный к нам в дом, с весьма смелым и ничем необоснованным
предложением. Он захотел, чтобы я стала его женой. Требования были настойчивыми
– отцу и братьям едва удалось оградить меня от него и его дружков. Они грозились,
в случае не согласия, на самые суровые меры воздействия.
И что теперь делать? Как жить? Стали люди думать, как от Васьки избавиться? В
селе народ живет законопослушный и добропорядочный. Лишний грех на душу брать
никто не хочет. Оставалось только молиться богу и просить у него заступничества.
Но ведь Господь всё слышит. И вскоре, случай такой представился.
В летний вечер 1919 года в сельсовете, как обычно, было организовано застолье,
грозившее к полуночи превратиться в оргии с мордобоем и визгом, приехавших из
города большевичек. Так Васька и его сподвижники проводили политучёбу по вопросу
мировой революции.
И вот нежданно, в село прискакал на постой отряд белогвардейцев. Каким образом
он объявился в нашем крае, можно объяснить лишь перипетиями гражданской войны и
мольбами исстрадавшегося от беззакония народа. Сельчане обрадовались этому
событию. Большевицкое мракобесие опостылело всем без исключения. Встретив на
околице отряд, люди, с надеждой на восстановление должного порядка, указали
дорогу к сельсовету, где собиралась банда красных представителей.
Есаул дал команду: «Рысью», и отряд последовал к центру села.
Только не объяснимо, из-за чего и почему, неведомая сатанинская сила берегла
узурпаторов. В тот момент, Васька со своим приятелем вышел на крыльцо покурить.
Завидев всадников в погонах, стремительно приближающихся на крыльях Ангела
смерти, Васька вмиг протрезвел, открыл дверь хаты, крикнул: «Белые», и бросился
бежать. Побежал к лесу и его друг курильщик. А те, что остались в хате, посчитали
крик Васьки за розыгрыш и продолжили пьянствовать. Тут отряд их и арестовал,
после чего препроводил в сарай под замок, так называемую походную тюрьму.
Васька с дружком бежали быстро, и оторвались было от преследователей. Так бы,
наверное, они и скрылись, но прозорливая бабка Мария – строгая, набожная старуха,
из зажиточного крестьянского рода предложила: «Сынки пойдёмте сюда. Я вас в
подполе у себя спрячу, а то не ровен час, преследователи вас настигнут».
Слова бабки Марии показались Ваське ласковыми, почти материнскими, и он доверился
ей. Вместе с другом они зашли в дом и залезли в подпол. Бабка Мария закрыла за
ними проём на засов, положила сверху коврик и пошла, звать есаула с нарядом
солдат.
На следующий день состоялся суд, на котором присутствовали все сельчане. Мать
Васьки расстреливать вместе с сыном не стали. Её слова прощения за себя и за
сына, обращённые к присутствующим на сходе, тронули сердца людей. Они поверили в
искренность сказанных слов, хотели и надеялись, не допустить такого безобразия в
своей дальнейшей жизни: когда невежда становится законодателем жизненных устоев.
Но они ошиблись.
Совсем скоро бандитская власть возвратилась в село. Варвары пришли творить зло.
На место Васьки поставили такого же безграмотного активиста-вымогателя. Он
захотел суда над людьми, над бабкой Марией, и таким образом, отомстить за своих
дружков. Массовых расстрелов, с первых дней правления, побоялся. У кого же он
будет отбирать урожай, и сдавать его государству? И ещё подумал: а вдруг, если
случай представится, и его также покарают?
Но всё же, суд есть суд, и решение должно было быть принято. Тогда глава дома
Рыбаковых предложил всем сельчанам скинуться деньгами – кто, сколько может и
купить в качестве компенсации матери Васьки молодого бычка. Люди предложение
поддержали, а Васькина мать возражать не стала. Да к тому же позже Ваське красные
командиры поставили памятник, как борцу революции. И разве могла она – простая
женщина – мечтать о таком почёте? А бычок всё же, какая ни есть, а для неё
компенсация за непутёвого сына.
Июль 2019г.