История одного бычка. Из дневника Даши Орловой

Наиль Акчурин
   Лето 1912 года в средней полосе России выдалось жарким, а для крестьян села
 
Земляничное Симбирской губернии оно к тому же оказалось хлебородным. Все жители,

не обременённые домашними делами и заботами, трудились, не покладая рук, в поле.
 
Мне уже исполнилось двенадцати лет, и я, как могла, помогала своим братьям и отцу

 – сопровождала телегу с зерном от поля до амбара. Дорога была длинной, управлять

 лошадью, с гружёной мешками телегой, было непросто, но красота природы – яркого

 солнца, бескрайних лугов и леса наполняли меня счастьем. По дороге встречался

Васька – бедный сирота. Он выполнял работу помощника пастуха, помогал пасти

хозяйское стадо. Парень был старше меня года на два. Каждый раз, когда телега

проезжала мимо, Васька верхом на коне догонял и говорил свои шутки-прибаутки. Я

смеялась и в тоже время переживала за Ваську – один он остался с матерью. Отца и

двух старших братьев за конокрадство сослали на каторгу. На деревенском сходе

решался вопрос о выселении их за пределы села, но народ проголосовал в поддержку

бедной женщины. Так они и остались жить в деревне. Мать помогала по хозяйству в

семье Рыбаковых, а Васька пас скот. Жалели их люди: что ждёт впереди этого парня?

С детьми он в школу не ходил. Хотя дьякон Порфирий матери Василия предложил для

сына место в классе, но она отказалась: не к чему это нам, пусть работает, коль

это на роду у него написано.

В селе все сверстники, над Васькой часто посмеивались – вечно чумазый и голодный,

пользуясь различными замысловатыми словечками, он любил побалагурить, словно

клоун из бродячего цирка веселил маленьких детишек. Всем это вроде бы нравилось,

но, в глубине души, детвора Ваську побаивалась, мог он исподтишка сделать какую-

нибудь пакость или подлость: наябедничать или оговорить, а, то кого послабей

ударить и унизить.

  Внутренний голос подсказывал, что нужно сторониться Васьки, но мальчишка будто

преследовал и не упускал случая сопроводить и пообщаться. Зная, что он окажется

на пути телеги, мама отрезала краюху хлеба и просила угостить Ваську. Пастух

словно  знал, что его ждёт подарок, с улыбкой подмигивал, как должное брал и ел

теплую краюху хлеба. Делал это нарочито смешно, уподобляясь собачонке, и глядя на

него, я всякий раз невольно от души смеялась.

Смех, радость бытия и несметный урожай радовали сердце. За один день нам удалось

с отцом и братьями заполнить зерном целый амбар.

На вырученные деньги от урожая мы купили трактор и по решению родителей отправили

в город учиться старшего брата Григория.

    С трактором работать стало намного легче. В наступившем тринадцатом году наш

урожай удвоился. Пастух Васька теперь при каждом удобном случае был рядом  с

трактором, и, естественно, получал свою краюху хлеба. Такое чудо техники

облегчало труд, высвобождало рабочие руки, и думалось, что в следующие годы в

город уедут учиться все братья, а может быть, если всё хорошо сложится в жизни,

отец и матушка направят учиться в город и меня.

 Но вот наступил 1914 год, началась война, которая тяжким бременем легла на плечи

народа. Мы все переживали за Григория. Ведь в дома сельчан стали приходить

похоронки. А Григорий от нашей семьи ушёл на фронт.

Однако, Отечество, свою землю, государя защищать надо. Это понимали в селе почти

все, за исключением нерадивых, безземельных крестьян, таких как Васька. В селе их

было не так много – по пальцам перечесть.
 
  Ваське исполнилось уже шестнадцать лет. Невысокого роста, щуплый он походил на

бывалого, сноровистого мужичка, хотя грамоту не знал, но рассуждать любил: а

какая ему разница царь ли, немцы ли? Краюху хлеба ему всегда дадут. А скот он

везде скот, его пасти надо. Это лучше, чем под пули живот подставлять.

Вскоре, в деревне появились листовки и воззвания: «Долой войну!». А затем,

отчаянные люди, призывавшие людей к окончанию военных действий. Народ их слушать

не хотел и не стал, староста попросил в село больше не приходить. Они ушли и до

лихой поры не появлялись, но листовки в дома кто-то подбрасывал. Кто? Все думали,

что Васька и его дружки. Больше-то некому.

Из-за войны планы поменялись и об учёбе в городе помышлять не приходилось. А тут

ещё в селе появились агитаторы от различных партий, призывая народ к активному

участию в управлении страной.

 Отдельно от народа жить неправильно, и на семейном совете было решено поддержать

на выборах крестьянскую партию эсеров.  Отец с братьями вместе с сельчанами

ходили на собрания и слушали представителей этой партии, за которых потом

голосовали.

 Жизнь вскоре очень сильно изменилась. На радость всем закончилась война. А потом

совсем неожиданно царь отрёкся от власти. Говорили, что без царя жить будет

лучше. Конечно, хотелось в это верить. Но, как же стадо может жить без пастуха?

Как народ будет жить без самодержца?

  А дальше к власти пришли «большевики» во главе с Лениным. В село приехали

красноармейцы, старосту за опрометчивое слово расстреляли, а на его место

управлять людьми поставили Ваську.

 Народ поначалу смеялся: как же этот безграмотный нерадивый мужик будет управлять

людьми?

Оказалось, что управлять в их понимании, это не создавать и выращивать урожай, а

грабить и убивать.

Поначалу Васька ездил со своими дружками на тарантасе, конфискованном у помещика,

и отнимал у людей приглянувшееся добро для своего дома. С нашего дома они сорвали

железо для крыши. Матушка Ваську было пристыдила: «Вася, мы же тебя всегда

подкармливали».

А Васька на это отвечал, как его научили наставники: «Значит, так богу было

угодно».

Безнаказанность, порождает большее зло, стал Васька ездить по дворам  и отнимать

у людей хлеб. Говорил, что по распоряжению начальства.

А однажды, приехал пьяный к нам в дом, с весьма смелым и ничем необоснованным

предложением. Он захотел, чтобы я стала его женой.  Требования были настойчивыми

– отцу и братьям едва удалось оградить меня от него и его дружков. Они грозились,

в случае не согласия, на самые суровые меры воздействия.

И что теперь делать? Как жить? Стали люди думать, как от Васьки избавиться? В

селе народ живет законопослушный и добропорядочный. Лишний грех на душу брать

никто не хочет. Оставалось только молиться богу и просить у него заступничества.

Но ведь Господь всё слышит. И вскоре, случай такой представился.

В летний вечер 1919 года в сельсовете, как обычно, было организовано застолье,

грозившее к полуночи превратиться в оргии с мордобоем и визгом, приехавших из

города большевичек. Так Васька и его сподвижники проводили политучёбу по вопросу

мировой революции.

И вот нежданно, в село прискакал на постой отряд белогвардейцев.  Каким образом

он объявился в нашем крае, можно объяснить лишь перипетиями гражданской войны и

мольбами исстрадавшегося от беззакония народа. Сельчане обрадовались этому

событию. Большевицкое мракобесие опостылело всем без исключения. Встретив на

околице отряд, люди, с надеждой на восстановление должного порядка, указали

дорогу к сельсовету, где собиралась банда красных представителей.

Есаул дал команду: «Рысью», и отряд последовал к центру села.

Только не объяснимо, из-за чего и почему, неведомая сатанинская сила берегла

узурпаторов. В тот момент, Васька со своим приятелем вышел на крыльцо покурить.

Завидев всадников в погонах, стремительно приближающихся на крыльях Ангела

смерти, Васька вмиг протрезвел, открыл дверь хаты, крикнул: «Белые», и бросился

бежать. Побежал к лесу и его друг курильщик. А те, что остались в хате, посчитали

крик Васьки за розыгрыш и продолжили пьянствовать. Тут отряд их и арестовал,

после чего препроводил в сарай под замок, так называемую походную тюрьму.

Васька  с дружком бежали быстро, и оторвались было от преследователей. Так бы,

наверное, они и скрылись, но прозорливая бабка Мария – строгая, набожная старуха,

из зажиточного крестьянского рода предложила: «Сынки пойдёмте сюда. Я вас в

подполе у себя спрячу, а то не ровен час, преследователи вас настигнут».

Слова бабки Марии показались Ваське ласковыми, почти материнскими, и он доверился

ей. Вместе с другом они зашли в дом и залезли в подпол. Бабка Мария закрыла за

ними проём на засов, положила сверху коврик и пошла, звать есаула с нарядом

солдат.

 На следующий день состоялся суд, на котором присутствовали все сельчане. Мать

Васьки расстреливать вместе с сыном не стали. Её слова прощения за себя и за

сына, обращённые к присутствующим на сходе, тронули сердца людей. Они поверили в

искренность сказанных слов, хотели и надеялись, не допустить такого безобразия в

своей дальнейшей жизни: когда невежда становится законодателем жизненных устоев.

Но они ошиблись.

Совсем скоро бандитская власть возвратилась в село. Варвары пришли творить зло.

На место Васьки поставили такого же безграмотного активиста-вымогателя. Он

захотел суда над людьми, над бабкой Марией, и таким образом, отомстить за своих

дружков. Массовых расстрелов, с первых дней правления, побоялся. У кого же он

будет отбирать урожай, и сдавать его государству? И ещё подумал: а вдруг, если

случай представится, и его также покарают?

Но всё же, суд есть суд, и решение должно было быть принято. Тогда глава дома

Рыбаковых предложил всем сельчанам скинуться деньгами – кто, сколько может и

купить в качестве компенсации матери Васьки молодого бычка. Люди предложение

поддержали, а Васькина мать возражать не стала. Да к тому же позже Ваське красные

командиры поставили памятник, как борцу революции. И разве могла она – простая

женщина – мечтать о таком почёте? А бычок всё же, какая ни есть, а для неё

компенсация за непутёвого сына.

Июль 2019г.