АН- 2 был обречён

Сергей Засухинпоздеев
Верхнетоемский  АН- 2  был обречён…

     Катастрофа пассажирского самолета  в Тойме произошла из-за многочисленных нарушений в аэропорту правил воздушных перевозок.  Расследование ЧП закончено, но вопросы остаются. Половина пассажиров того злосчастного  рейса будет нетрудоспособной, как минимум ещё 8-10 месяцев, так серьёзно пострадали они в случившейся, 5 декабря, авиакатастрофе.  Шестеро получили переломы позвоночника, у одной женщины вдобавок к этому, сильно травмирован череп.  Могло, конечно, кончиться  намного хуже.
     Драма в  Верхней  Тойме (комиссия называет случившееся, куда как скромно – аварией без человеческих жертв) высветила положение настолько скверное, что приходишь в ужас при мысли, сколько раз жизнь пассажиров подвергалась огромному риску.
     Подготовка рейса, службой организации перевозок, велась с просто-таки поразительным небрежением к инструкциям, которые, как известно, пишутся не только на основе  теоретических расчётов, но и с учётом случавшихся в Аэрофлоте ЧП.
было оформлено девять пассажиров, однако в последний момент  на борт взяли ещё трёх человек с багажом, они – заметьте – в расчётную загрузку не входили. 
     Этим не ограничилось.  Одна пассажирка, зарегистрировав багаж, умудрилась с помощью аэропортовского грузчика втащить в самолёт две неучтённые коробки с шампанским, общим весом  39 килограммов да ещё 30-ти  килограммовую полуось к грузовому автомобилю.  В небольшое воздушное судно людей и багаж втискивали, словно в автобус, и в этих условиях взлетать было просто нельзя, ибо фактически полётная масса «Аннушки» на 315 килограммов превышала допускаемый  максимум.  Был ещё один громадный фактор  риска:  из-за неправильно размещённой основной части багажа, нарушена была центровка самолёта.  Угроза катастрофы становилась всё более реальной.
     Она произошла сразу же, на первых минутах полёта.  Машина, едва поднявшись в воздух, стала терять устойчивость и управляемость и с высоты, примерно 70 метров, рухнула вниз, упав в нескольких сотнях метров от аэропорта.
    В Верхнетоемском ЧП нет и намёка на случайность, к нему привела длинная цепочка брака, нарушений инструкций. Что можно ожидать, если в аэропорту нет досмотра багажа и ручной клади пассажиров, нарушается порядок оформления перевозочной документации?  О какой безопасности перевозок можно вести речь, если любому, случайному, человеку обеспечен свободный доступ к самолёту? И это, кстати, не только в Верхней Тойме, но и в любом аэропорту северной глубинки. Значит, и там может случиться нечто подобное. Не дай Бог…
*****
Областная газета  «Правда Севера»  от 30.01. 1996 год.
Анисим  Пильч.