Верхнетоемский АН- 2 был обречён…
Катастрофа пассажирского самолета в Тойме произошла из-за многочисленных нарушений в аэропорту правил воздушных перевозок. Расследование ЧП закончено, но вопросы остаются. Половина пассажиров того злосчастного рейса будет нетрудоспособной, как минимум ещё 8-10 месяцев, так серьёзно пострадали они в случившейся, 5 декабря, авиакатастрофе. Шестеро получили переломы позвоночника, у одной женщины вдобавок к этому, сильно травмирован череп. Могло, конечно, кончиться намного хуже.
Драма в Верхней Тойме (комиссия называет случившееся, куда как скромно – аварией без человеческих жертв) высветила положение настолько скверное, что приходишь в ужас при мысли, сколько раз жизнь пассажиров подвергалась огромному риску.
Подготовка рейса, службой организации перевозок, велась с просто-таки поразительным небрежением к инструкциям, которые, как известно, пишутся не только на основе теоретических расчётов, но и с учётом случавшихся в Аэрофлоте ЧП.
было оформлено девять пассажиров, однако в последний момент на борт взяли ещё трёх человек с багажом, они – заметьте – в расчётную загрузку не входили.
Этим не ограничилось. Одна пассажирка, зарегистрировав багаж, умудрилась с помощью аэропортовского грузчика втащить в самолёт две неучтённые коробки с шампанским, общим весом 39 килограммов да ещё 30-ти килограммовую полуось к грузовому автомобилю. В небольшое воздушное судно людей и багаж втискивали, словно в автобус, и в этих условиях взлетать было просто нельзя, ибо фактически полётная масса «Аннушки» на 315 килограммов превышала допускаемый максимум. Был ещё один громадный фактор риска: из-за неправильно размещённой основной части багажа, нарушена была центровка самолёта. Угроза катастрофы становилась всё более реальной.
Она произошла сразу же, на первых минутах полёта. Машина, едва поднявшись в воздух, стала терять устойчивость и управляемость и с высоты, примерно 70 метров, рухнула вниз, упав в нескольких сотнях метров от аэропорта.
В Верхнетоемском ЧП нет и намёка на случайность, к нему привела длинная цепочка брака, нарушений инструкций. Что можно ожидать, если в аэропорту нет досмотра багажа и ручной клади пассажиров, нарушается порядок оформления перевозочной документации? О какой безопасности перевозок можно вести речь, если любому, случайному, человеку обеспечен свободный доступ к самолёту? И это, кстати, не только в Верхней Тойме, но и в любом аэропорту северной глубинки. Значит, и там может случиться нечто подобное. Не дай Бог…
*****
Областная газета «Правда Севера» от 30.01. 1996 год.
Анисим Пильч.