Об отце

Евгений Ширяев
Автор - Тамара Ширяева

МОЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
В ГИИВТ я поступила (1962) не случайно. Мой отец, Соболев Павел Иванович, в 1937 г. окончил механический факультет ГИИВТа. По его стопам через 20 лет поступила я.
Начиная готовить статью, разбираю доставшийся мне по наследству архив отца. Много книг, толстая папка вырезок из газет, журналов. Да я просто обязана написать в первую очередь и главным образом именно об отце, настоящем механике речных судов.
Мой отец, Соболев П.И. – потомственный речник. Ещё его отец, мой дед, Соболев Иван Николаевич, работал на различных должностях в Волжском пароходстве (буду дальше называть пароходство именно так, хотя его название за десятилетия претерпевало изменения).
Соболев П.И. (1911-1975) начинал работу в Волжском пароходстве маслёнщиком ещё в 1928 году. Окончил Нижегородский политехникум имени В.М.Зайцева (1931), затем с отличием ГИИВТ (1937) и всю жизнь работал на различных должностях (инженер, начальник группы тепло-технического контроля, механик-наставник) в Службе судового хозяйства (Механико-судовой службе) Волжского пароходства. Им написано много трудов и выполнено научных разработок по профилю его работы. Масса рацпредложений и изобретений, что позволило ему получить звание «Заслуженный рационализатор РСФСР». Увлекался он фотографией (что передалось частично мне), участвовал в выставках и получал призы, был внешкором различных газет. Выйдя на пенсию и имея сложнейшие проблемы с ногами, он продолжал активную жизнь, продолжал писать и т.д.

Здесь в статье помещена фотография с подписью: «Группа сотрудников Волжского пароходства, премированная поездкой на ВСХВ. Соболев П.И. 4-й справа (в тюбетейке). 1939 год».

Во время войны ряду работников транспорта предоставлялась бронь. Также и мой отец по брони продолжал работать в пароходстве. В тех условиях это тоже был фронт, хотя и трудовой. Вот передо мной документ (цитирую):
ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА Верхне-Волжского речного пароходства и бассейнового комитета речников. Выдана Соболеву Павлу Ивановичу     старшему инженеру МСС В.В п-ва за самоотверженную работу в дни Великой Отечественной войны. Приказ начальника В.В. п-ва № 33 от 13.12.1944 г. Начальник Верхне-Волжского речного пароходства Вахтуров. Председатель Баскомреч Сенин. 9 января 1945 г. г. Горький.
За многие годы и других грамот было много.
И ещё о войне. Вот фото отца в Берлине, вскоре после войны, член комиссии по приёму репарационных судов.

Особенно отец вспоминал о своей работе по  переводу пароходов пароходства с угля на дрова!!! Сейчас даже странно и вспоминать, но такая срочная и широкомасштабная проблема возникла в военные годы, когда прекратился подвоз угля. На эту тему он срочно написал отдельную книгу с практическими рекомендациями по переустройству котельных топок, с их чертежами и практическими инструкциями по технологии работы кочегаров в этих условиях. И о торфяном топливе тоже Соболев писал.
 Интересно, что эту же работу он выполнял также для котельных ряда горьковских организаций, в частности для сбербанка.
А эпопея с переводом пароходов на другое топливо на этом вовсе не закончилась. После войны, естественно, нужно было практически решать противоположную проблему – с дров обратно на уголь. А позднее возникла уже хорошая проблема перевода на мазут. А потом пошли теплоходы. Таких существенных проблем хватило на всю  жизнь моего отца, Соболева П.И., неизменного труженика на речном транспорте.

Здесь в статье помещена фотография Соболева П.И. 1948 года и фотография его начальника, начальника МСС (механико-судовая служба) с надписью на обороте: «Уважаемому Павлу Ивановичу! На добрую память о многолетней, совместной работе в Волжском речном пароходстве. 8.IX.1973 г.  Н. Круглов».

Теперь посмотрим на архив Соболева П.И.. Вот передо мной его книги разного формата:
• Эффективное сжигание антрацита в топках судовых котлов. Издательство «Водный транспорт». Москва. 1939.
• Отопление котлов дровами. Издание ЦК союза рабочих речного транспорта. Горький. 1942.
• Дрова и их рациональное сжигание на речных судах. Издательство Наркомречфлота СССР. Москва. 1943.
• Эффективное сжигание антрацита в топках судовых котлов. Издательство Министерства речного флота СССР. М. 1946.
• Выносной пародутьевой аппарат с групповыми диффузорами. Верхне-Волжское отделение ВНИТОВТ. Горький. 1946.
• Уточнение методики расчёта пародутьевых аппаратов и выбор рационального типа аппарата для антрацитного отопления. В сборнике трудов горьковского отделения ВНИТОСС. Горький. 1949.
• Обслуживание и ремонт инжекторов. Издательство Министерства речного флота СССР. Москва. 1950.
• Рациональное устройство дымовых труб и дымников речных пароходов. Издательство Министерства речного флота СССР. Москва. 1951.
• Топочное оборудование для судовых котлов мазутного отопления. Издательство Министерства речного флота СССР. Москва. 1951.
• Сжигание мазута в топках судовых паровых котлов. Издательство «Речной транспорт». Москва. 1955.
• Обслуживание и ремонт инжекторов. Издательство «Речной транспорт». Москва. 1957.
• Опыт применения термического водоумягчения. Издательство «Речной транспорт». Москва. 1957.
• Обобщение опыта эксплуатации катионитовых установок на судах ВОРПа. Верхне-Волжское научно-техническое общество водного транспорта. Горький. 1957.

Боже, да ведь только из названий этих книг видна вся история речного транспорта с довоенных и до хрущёвских времён! С точки зрения судового механика. Её можно бы современным студентам преподавать – знайте историю своего дела!.
Теперь смотрю толстую папку в твёрдом переплёте, озаглавленную: П.И. Соболев. Технические статьи, опубликованные в газетах, журналах, технических сборниках.
Разумеется, даже их перечень в краткой статье невозможно приводить. Назову только названия основных (не всех) изданий: Большевистская вахта. Водный транспорт. Большая Волга. Рыбинский рейд. Речной транспорт. Транспорт.
Вот первая статья в этой папке: Инженер П.И. Соболев. Подшипник с внутренним постоянным охлаждением. 1937 год. А вот о рулевом демпферном управлении. И много других.
В своих разработках Соболев сотрудничал с учёными ГИИВТа. Вот статья в соавторстве с доцентом ГИИВТа Иноземцевым. Вот благодарность отцу за отзыв на автореферат диссертации. А вот уникальное рукописное письмо профессора Волского М.И. (цитирую): В.В.П-во. Механико-судовая служба. П.И.Соболеву. Уважаемый Павел Иванович. Дайте рецепт и снадобье по очистке котла от накипи. 25.VIII.65. Проф. Волский.
Ещё о выше перечисленных книгах. Соболеву предлагали защищать диссертацию «по совокупности трудов», но он ответил, что ему некогда этим заниматься.
А вот последняя статья в подборке статей, не Соболева, а корреспондента газеты «Водный транспорт». Под фотографией подпись «Министр Шашков среди ветеранов речного транспорта», а в тексте фраза «Тов. Соболев сделал доклад о переводе судов с угля на дрова в военное время».

А вот итоговый документ, который – не знаю – как сократить. Цитирую частично:
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на механика-наставника службы судового хозяйства … тов. СОБОЛЕВА ПАВЛА ИВАНОВИЧА.
… За период работы в Волжском пароходстве под непосредственным руководством и прямым участием тов. Соболева П.И. осуществлено ряд крупных работ по теплотехническим вопросам флота.
При разрешении производственных задач им параллельно проведено ряд научно-исследовательских и экспериментальных работ и внедрено на флоте 37 рационализаторских предложений и технических усовершенствований с экономическим эффектом более 430000 руб.
Тов. Соболев П.И. имеет ряд изданных научных трудов, большое количество технических статей ……., имеющих большое практическое значение для речного транспорта.
В период Великой Отечественной войны  (1942 год) , когда в Верховьях Волги создалась сложная обстановка с топливом (отсутствовал уголь и мазут) тов. Соболев П.И. проявил непосредственное прямое участие в переводе пароходов на местное топливо, дрова, чем была обеспечена бесперебойная работа флота. При этом им было разработано и внедрено ряд рационализаторских работ по судовой топочной технике.
… является активным проводником новой техники ….
… оказывал большую практическую техническую помощь экипажам судов …
… имеет ряд почётных грамот … медаль ВДНХ.
… значками «Отличник социалистического соревнования».
Награждён правительственными наградами … …
… принимал активное участие в общественной работе …
Характеристика дана на предмет назначения персональной пенсии республиканского значения …
Главный инженер-заместитель начальника Волжского речного пароходства (Тихонов).
Секретарь партийной организации ВОРП-ва              (Ковенский)
Председатель месткома ВОРП-ва                (Назаров)

Теперь и обо мне, дочери своего отца. Я родилась в городе Горьком 26 мая 1940 г. и жила там с родителями и братом Володей на чудесной улице Звездинка. Но в общежитие на улице Пискунова 11 часто приходила к своим подружкам-сокурсницам. Наша дружба сохранилась на долгие годы. Мы и сейчас поддерживаем связь – я и Валя Фруэнтова, Алла Костромитинова, Роза Тихонова.
Очень благодарна я всем преподавателям за полученные знания и жизненные уроки.
Особенно запомнились преподаватели Волский М.И., Краковский И.И., Пономарёв Н.К, Соловьёв Н.И. Запомнились не только содержательными, но и интересными занятиями.

После окончания института – в 1962-1966 гг. - Чкаловский судоремонтно-судостроительный  завод, инженер-конструктор II категории.
Чкаловский завод строил и ремонтировал суда технического флота – земснаряды траншейные, грунтоотвозные баржи-шаланды и многое другое. Завод поставлял всему каскаду волжских и камских ГЭС, Волго-Донскому и Беломоро-Балтийскому каналам оборудование многих наименований. На строительстве практически всех гидросооружений страны работали дноуглубительные суда, спущенные на воду Чкаловским заводом имени Ульянова (Ленина).
На заводе, естественно, чтили Чкалова В.П. Там когда-то работал котельщиком отец Чкалова В.П., а сам Валерий Павлович сначала работал кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян». А фамилия их произошла от слова «чка» - плывучая льдина на Волге и Каспии. Так немного шутя говорили, что советская авиация ведёт начало от волжского речного транспорта.
Много я выполнила рабочих чертежей различных деталей и устройств в конструкторском отделе завода. Получалось (в ГИИВТе Соловьёв Н.И. хвалил моё черчение). В эти годы был освоен ряд новой продукции, сейчас трудно и перечислять Думаю, и мой малюсенький вклад в эти дела есть.
Сейчас с удовлетворением вижу, что завод по-прежнему занимает достойное место на речном транспорте. Вот цитата из Интернета: В 2003 году ОАО "Чкаловская судоверфь" стало лауреатом Всероссийской премии "Российский национальный олимп" в номинации предприятий малого и среднего бизнеса.

В 1966-1973 гг. - Горьковское центральное конструкторское бюро (ГЦКБ), уже старший инженер-конструктор. В Канавинском районе города Горького. За ГЦКБ записаны следующие виды деятельности:
Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях.
Разработка проектной документации для нового судостроения, модернизации, переоборудования, переклассификации и ремонта судов: эскизных, технических и техно-рабочих проектов, рабоче-конструкторской и плазово-технологической документации.
Плазово-технологическая подготовка производства, авторский надзор за строительством, который обеспечивает постоянную техническую поддержку и внесение изменений в исходный проект.
Начальник ГЦКБ Аляев А.Н. приветствует мой перевод, заявив, что хорошо знает моего отца. Это способствует благоприятному климату на работе. Здесь круг моих обязанностей шире. Приходится не только корпеть над чертежами, но и заниматься этой самой технологической подготовкой производства, ездить на конкретные объекты и решать на месте разные практические вопросы.

В 1973 г. я переехала в Москву, в связи с переводом мужа (Ширяев Е.В., выпускник эксплуатационного факультета 1959 г,). Здесь мой инженерный опыт хорошо пригодился в Техническом управлении Министерства речного флота, в котором я и работала до выхода в 1996 г. на пенсию. – главный специалист.
В техническом управлении меня приятно удивили знанием моего отца и хорошими воспоминаниями о нём. Это говорили и начальник управления Покровский Д.Д. (человек энциклопедических знаний не только в области речного транспорта), и другие.
Я - Отличник речного флота. Имею Медаль «300 лет российскому флоту». А также Бронзовую медаль ВДНХ за участие в создании стенда речного транспорта.
Фото: Среди сотрудников Технического управления Смирнов Н.Г. и Ширяева Т.П. (1 ряд в центре). 11 ноября 1996 г.

После выхода в 1996 г. на пенсию занимаюсь семьёй, особенно двумя милыми внучками. Учу их шить кукольные платья на купленной им в подарок лучшей швейной машинке Aurora 7010.
И пишу стихи. Они в другом произведении.