Кого родила Кобылица. Конёк-Купидон

Елена Шувалова
   «Богиня-кобыла превращалась в  трехликую  богиню-музу.  Ее   три   лика   соответствовали   Размышлению,  Памяти   и   Песне». Так пишет Иван Ефремов в своём романе «Таис Афинская».

    Наша Кобылица, в которой мы уже сразу видим Музу, родила трёх коней – двух прекрасных вороных с золотыми гривами и конька-горбунка. Они и соответствуют, возможно, этим самым «Размышлению, Памяти и Песне».

   Два коня – Размышлению и Песне, а один – памяти. Как мы думаем и практически уверены в своём выводе, прекрасные кони – это Стихи и Проза, Поэзия и Проза, - принципиально новые, пушкинские. Поэзия – это и есть песня, а Проза, как писал Пушкин, «требует мыслей и мыслей», то есть, размышления.

   Конёк – Горбунок, таким образом, соответствует Памяти. Что это такое? История? Наверное. Но только не как сухая и холодная наука, а как что-то живое, пропущенное через сердце… Память и сердце впервые соединил К.Н. Батюшков, в стихотворении «Моему гению»: «О память сердца, ты живей Рассудка памяти печальной!..». Пушкин же откликался такими стихами: «Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я…» («Что в имени тебе моём?..»).

   Мы бы сказали, что Конёк-Горбунок – это сердце самого Пушкина. Или – способность выразить своё сердце. А что это за способность, как не пушкинский гений?.. То есть, Кобылица-Муза, - она и  мать пушкинского гения. Если это – сама Москва, - то разве это не так, - и в физическом, и в метафизическом смысле?.. А если вернуться к мифологии, так эта Кобылица ещё и Афродита, или Венера, - потому что ничто не рождается без Любви, - а тем более, - Поэзия, Проза, и – Гений…  Собственно, и сам гений – это прежде всего – Любовь. То есть, это – Амур. Ну вот, здесь мы снова возвращаемся к Апулею, - к его сказке об Амуре и Психее. И конёк наш – это Амур, сын Венеры! Древнеримский автор Апулей первым (насколько возможно отследить) ввёл с литературу сюжет заколдованного в чудовище принца (бога). И таким «чудовищем» представлен в его сказке о Душе-Психее бог Любви Амур-Купидон. Сёстры Психеи говорят о нём как о безобразном драконе. А дракон – это почти уже конёк-горбунок! То есть, наш Конёк-Горбунок – это заколдованный Амур-Купидон. Почему он «заколдовался»? Да потому что отношение к нему было – как к шутовской погремушке, а не как к Гению Поэта. Если Поэта определяют на должность Шута, - на должность камер-юнкера, - то его гений естественно (вернее, противоестественно) становится шутовским атрибутом! Поэту-шуту положен горбатенький Пегас. Горбы его – это и спелёнутые крылья, и – полукружия сердца… Отчасти он, может быть, и осёл, - тот самый, в которого превратился Луций, - аналог Амура в романе Апулея. Кроме пары горбов, у него огромные (аршинные) уши. Уши выдавали Пушкина ещё в колпаке Николки (юродивого, то есть, - шута) в «Борисе Годунове». А здесь они так велики как будто для того, чтобы  заставить Конька перекувыркнуться, - как заколдованного в козлёночка братца Иванушку, - чтобы расколдоваться, стать тем, кто он есть… А есть он - Амур, - бог Любви...

  В русском языке  слово «аршин» означает меру длины - 71 см. Аршин — это нормативное расстояния натяжении тетивы лука, расстояние вытянутой руки; в латинском языке «arcus» — «лук». Натянутые таким образом уши конька должны содержать в себе стрелы. Лук и стрелы - атрибут Купидона...

  Образ гения-конька, скорее всего, восходит к образу конька («hobby-horse») Лоренса Стерна, - из его романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Hobby-horse Стерна – это некая страсть, которая уводит человека от обыденности. Любимое дело, причуда, «пунктик». От этого слова пошло слово «хобби». Конечно, гений – это нечто гораздо большее. Но, с другой стороны, наверное, можно сказать, что к о н ь к о м Александра Пушкина была Поэзия.

   А ничтожен и горбат, и похож на детскую игрушку он именно как «конёк шута».

   Сергей Ефимович Шубин видит прообразом Горбунка одного из персонажей Виктора Гюго, - а именно горбуна Квазимодо из романа «Собор Парижской Богоматери». Насчёт Квазимодо мы бы усомнились. Хотя, может быть, и он – тоже… Но первым из образов «писателя Юго», как его называл Пушкин, здесь использован образ шута Трибуле из драмы «Король забавляется». Именно он – прообраз нашего Конька-Горбунка.

  Во-первых, и вся драма содержанием своим напоминает содержание жизненной драмы Пушкина последних 3-х лет. А шутом в этой драме – повторим, - и был именно Пушкин.

 Во-вторых, именно здесь у Гюго шута Трибуле называют … «горбатым Купидоном»:

Маро

Есть тема для стихов:
Горбатый Купидон в объятиях грехов!..

И потом, тот же Маро:

Маро (тихо)
Сюда идут король и Трибуле-Амур!..

А между этими репликами:

Горд (смеется)
Он оседлал кобылу -
Конька из дерева!

Так здесь – и Амур, и Кобыла, и Конёк!..


   Пьеса "Король забавляется" была написана В. Гюго в 1832 году и издана тогда же. В Париже из-за неё был скандал (её запретили после первого представления, Гюго подал в суд...). Пушкин, пристально следящий за творчеством "французского гения", не мог не прочесть этой пьесы именно в этот период, - то есть, - за год-два до начала создания "Конька-Горбунка". Событие конца 1833 года - Указ о камер-юнкерстве, - не могло не обратить его мыслями к этой пьесе, где французский король забавляется так же, как и русский царь...

 
  Мы много об этом размышляли и теперь совершенно уверены, что Конёк-горбунок - это уродец для читателей-профанов, читающих сказку как Ершовскую. Тайный смысл этого Конька в том, что он - Купидон-Амур. И подсказка - "ключ", - к этому даёт Царь-Девица, когда говорит Царю: "а последний {котёл}- молоком, - вскипятя его ключом". Купидон - это "кипящий". Царь-Девица проверяет Царя, - Амур ли он? Потому что Царь-Девица - это, конечно, - Психея (Душа). Она с помощью котлов расколдовывает своего вечного и единственного мужа - Купидона (Амура), - мнившегося Чудовищем (у Апулея). И мужем её оказывается - Иванушка. Но - почему? Потому что дух свой ( и душу) отдал ему - Конёк-Горбунок.Ведь он исчез после того, как подул на котлы. И это было самым трудным заданием для чудесного конька:

Вот уж служба так уж служба!
Тут нужна моя вся дружба...

И ещё он говорит Ивану:
 
И скорее сам я сгину,
Чем тебя, Иван, покину!

 Вот он и сгинул, - весь перейдя, - в Ивана. За счёт него Иван так божественно преобразился. В нём проявился бог любви Амур, - и Царь-Девица дала ему свою руку...

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/07/20/1504