Этика три-плюс

Алексей Добров
Нравственное воспитание должно основываться на привычке и навыке доброго чувства.
               
                Назаров Владимир Николаевич

                О Добре - детям. И себе:  восполнение недополученного

  Говорят, если хочется что-то яснее понять – сначала нужно попытаться объяснить это ребёнку, тем более что каждый из нас, даже не будучи родителем или педагогом-воспитателем, однажды сталкивается с необходимостью дать кому-то своё «правильное» понятие о добре и зле.

  Помните, у Маяковского: «…и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо?»

  Известно: дети запечатлевают образ поведения своих близких, поэтому прежде всего в воспитании – личный пример.
Но лет с трёх наступает возраст почемучек.
  Если подростки спрашивают, чтобы соотнести ответ с поступками отвечающего, сравнить с ответами других авторитетов и сделать вывод, то малыши ответы на свои бесчисленные «почему» принимают как единственную реальность.

  Как для них связать, например, понятия добра и счастья, если сам уже отчасти ожесточён явью жизни, в какой-то степени стал опустошённым циником, лицемером, очерствел, сердце «замёрзло», потому что через глаза в мозг из «окна Овертона» вошли голубые льдинки Холодной Цифры, каждый из нас в какой-то степени смотрит на мир, на людей, на себя через внедрённое в нежном детстве «зеркало тролля»?

  Хорошо, если дитё самостоятельно смотрело только добрые мультики, а злые – с комментариями старших, как прививки. Если ребёнку читали только добрые сказки, книжки, например, «Притчи для детей и взрослых» А.Лопатиной и М.Скребцовой, на которые можно опереться в ответе, если ему пели добрые колыбельные, если он слушал такие «программные» песенки как, например, «Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук» или такие стихи:

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
                А. Лесных

  Если на слуху у него соответствующие поговорки, если ему (и себе!) обезопасили общение с гаджетами:  обеспечивая наилучшие условия детям, обеспечиваем их и себе – слушаем и смотрим вместе с ними, следуем призыву быть «как дети» - искренне добрыми!

  Но как пытливому человечку обеспечить переход из его доброго воображаемого мира в мир конкурентной борьбы, достаточно жёсткий мир детсада, условия далеко не совершенной школы, не говоря уже о дальнейшем? Ведь жизнь – череда боёв за Добро нашего мира, постоянная борьба, преодоление препятствий, противостояние. В Союзе детей к боевой жизни и «чувству локтя» отчасти готовила, воспитывала школа, скауты, спартаковцы, тимуровцы, пионерия, спорт, различные кружки. Даже у дикарей существуют лагеря для подростков, инициация. Добро должно быть сильным и дружным. Значит, нужны добрые товарищи, нужно уметь искать их, а для этого нужно учиться видеть Добро в людях, чувствуя Его в себе, чувствуя себя Собой.
  Как иначе не допустить так называемого когнитивного диссонанса, конфликта представлений о мире, возникающего в результате традиционного «воспитания» – одной из главных причин попадания в сообщества типа АУЕ, в сети наркодилеров,
  причины психосоматических, невротических, психотических расстройств, неадекватной требовательности, конфликтных отношений – изломанных судеб?

  Как, например, плавно сменить образ доброго Деда Мороза на образ бога-Добра, бога-Любви, развить и укрепить Доброе мировоззрение? 
  Для начала, наверно, самому нужно постараться как-то совместить в своей жизни добро и счастье, регулярно строить Прекрасное Далёко для себя и потомков в воображении и не только, мечтая о Нём, приводя себя в соответствие Ему, чтобы Лучшее будущее начало потихоньку становиться настоящим?

  Закон:  если в воспитании не уделять времени живой этике как руководству к действию, не грести против зла энтропии, развала и разброда – будет сносить:  добро в душе воспитуемого (как и в душе воспитующего) обязательно будет уступать место злу, ибо «Царствие Небесное (имею в виду состояние сердца) силою берётся», или «бог тянет за руку, а чёрт за обе ноги».
  «Живая этика» – это не отсылка к Агни-йоге, а противопоставление долженствованию, механическому привитию поведенческих норм, часто ведущему к лицемерию, типа  «скажи дяде «спасибо!», а за глаза чертыхнуться в адрес дяди.
  Живая – значит желанное состояние души, особое, Доброе счастье, осознанное чувство, а не просто этикет. Честность, Справедливость, Достоинство, Доброжелательность и им подобные Чувства, возвышающие над собой-маленьким, отдельным, дающие душе Силу, уму – Смысл. Как только человечек ощутит счастье Высоты чувства – он начнёт выбирать её сам, начнёт становиться самостоятельным, обретать крылья, стремиться к счастью Полёта, желать видеть такими же счастливыми всех. Не станет разменивать Дружбу на деньги, Любовь на просто физиологию.

  Значит, ребёнку нужны знания, примеры, образы, связанные с такими чувствами, нужны и взаимоотношения, дела, формирующие характер,  Состояние духа, определяющие судьбу. Так человечек становится Человеком.
  Слепой от рождения, живя среди таких же, не знает, что значит видеть. Но если уж прозрел – всегда будет стремиться видеть, хотя бы представлять себе Явь, ведь это Счастье. Так и здесь, «Пробудившийся» уже не «уснёт»! И других «будить» станет, чтобы они тоже «Увидели», чтобы Радоваться вместе.

  Пишу, перечитываю, чтобы понять прежде самому. Достаточная же для общедоступного изложения ясность мне, похоже, не светит.
  «Переводить» себя для кого-то мне очень трудно, да и «язык» читателя нужно знать, а для детей писать ещё сложнее.
  Да, это актуально, интересно, поэтому буду пытаться, но уверен:  у тебя, добрый читающий, это получится гораздо лучше – стоит только взяться! Я, быть может, лишь наведу на какую-то идею, вызову Желание?

  Конечно, малышам лучше всего сказка. Например, это может быть сказка о царстве добра и царстве зла в душе каждого человека, царствах, которые не пересекаются, но в каком царстве жить, какого царя поселить в своём сердце – выбираешь сам. Селишь царя-Добро – на душе становится тепло, радостно, всех хочется понимать, любить, видеть счастливыми, мир видится цельным и ярким, многокрасочным, чудесным. Даёшь захватить трон души царю-Злу – видишь всех врагами или временными союзниками, мир раскалывается на своих и чужих, на себя одинокого-несчастного и враждебное окружение, теряет краски, оттенки, становится чёрно-белым, затем серым.

  Подростку же можно сказать, что добро и зло – это состояния мира души. Либо одно – либо другое. Тумблер – воля. Искать тумблер, переключатель – значит становиться хозяином своего мира, хозяином себя. Хозяином – значит сотворцом, аватаром, богом-Добром, контролирующим «тумблер», добивающимся только Доброго счастья, стремящимся к Добру, преодолевающим всевозможные препятствия на пути к доброй Цели – Счастливым уже только этим.

  Простейший способ контроля – отбор мыслей:  о чём думаю – тем и стаю. Думаю о Добре, делая ли доброе дело, читая ли добрую книгу, общаясь ли с добрым человеком – чувствую Добро, стаю Добром. На душе становится тепло, радостно, легко, я свободен и счастлив, чувствую себя здоровым, вижу всех добрыми, даже когда они бывают злыми – понимаю, почему они злятся и какими они могут быть добрыми.

  Можно, например, сравнить людей с диполями – см. «Исповедь о Главном», глава «О «правильном»: «Человек представляется мне диполем – этакий диполь Зло-Добро, но при сближении, даже мысленном, взаимопритягиваются одинаковые полюса…»
 
  Говоря о смысле жизни со знакомым с основами электрики школьником, можно сравнить жизнь с током:  если ток – это движение от минуса, отрицательного полюса к положительному, то жизнь – это движение от зла к добру.
  Без внешнего зла нет тока жизни. Хотя в благополучном детстве, особенно когда родители усиленно ограждают ребёнка от всего худого, безобразного, даже от фактов смерти, жизнь представляется почти сплошным благом, её можно сравнить с захватывающим, радостным плаванием по спокойной, доброй, бесконечной реке. 
  Сталкиваясь во взрослости со злом, «перекатами» реки судьбы, сильный человек начинает бороться с этим злом, разрушать его, наконец, отталкиваться от него. Таким образом, для большинства жизнь связана прежде всего именно с борьбой со злом. Многие при этом не замечают, как сами стают злом – впускают его в душу.
  Увы, очень немногие однажды «просыпаются» и начинают стремиться прежде к Добру, понимая и оправдывая зло, понимая необходимость зла, при этом не принимая его в своё сердце.
  Начинают «течь» по жизни сознательно, целенаправленно, стремиться к Добру в полную силу, с желанием, удовольствием, радостно, созидая. Стремление всем существом к идеалу и есть Жизнь. Полная, насыщенная, предельно активная – счастливая.

  Зло, помогает оно или мешает, заставляет меня бороться, преодолевать, но должно оставаться внешним, я не позволяю ему войти в душу! А вошло – выгоняю Добром.

  Воспитывать желательно так, чтобы каждая неприятность, каждый удар кнута судьбы был стимулом стремиться к её прянику что есть сил, действовать в известном «правильном» направлении. Чтобы во взрослости удары этого кнута напоминали о необходимости стремиться к Цели, о счастье долга, счастье движения, самореализации, счастье задействования всех своих ресурсов.

  Обязательно дать ребёнку, играющему с солдатиками, понимание арьергардности борьбы со злом, разъяснить, что  одно из условий счастья в том, что зло нужно стараться использовать как помощника («кто нам мешает – тот нам и поможет!»), как то, что толкает к добру и от чего можно активно отталкиваться в направлении наибольшего желания.
  Например, «нашим» солдатам нужно добраться до сада с волшебными яблоками или совершить иные подвиги сказочных героев, а на них вдруг нападает неприятель. Чтобы выполнить главную задачу – добраться до яблок, нужно не дать себе увязнуть в борьбе с врагом, часто не обязательно его уничтожать, можно, например, обойти его главными силами, применив обманный манёвр, отвлечь, выделить специальный отряд, прикрывающий устремившиеся к Цели основные силы. 
  Мол, бороться со злом на пути к счастью приходится только в том случае, если не понятно, как иначе бороться за добро, быть добрым-счастливым.

  Да, «добро должно быть с кулаками», но не кулаки с как бы добром, которое незаметно превращается в зло! Чем сильнее добро души, тем слабее в ней зло, тем сильней Человек. Значит, силу добра нужно «накачивать», а это большая наука и практика, большой Труд, может быть, главный смысл жизни, путь к Счастью или путь Счастья.
  Кулаки нужно «качать» периодически – для здоровья и защиты, для самоуважения и уважения противником, который может стать другом, а силу добра души – постоянно насколько можно – для полноты счастья.
  Если стараться весь день, просыпаться и засыпать с мыслью о главном, то Сила будет расти даже во сне, Добро будет крепнуть.

 
  О противостоянии одержимых. Каждый в жизни встречается с дерущимися, соперничающими, когда приходится делать выбор:  либо пройти мимо, либо броситься разнимать, начать увещевать, либо ввязаться в конфликт на чьей-то стороне, либо обратиться за помощью.
  С опытом жизни всё больше становится видна правота каждого, обусловленность его состояния и действий, особенно хронически ругающихся соседей. Всё меньше времени требуется для оценки ситуации и принятия решений, всё чаще действуешь по интуиции, спонтанно, и всё чаще не вмешиваешься, если не просят – только молишься за каждого, сочувствуешь, желаешь доброго счастья:  всё больше понимаешь, что стороны стоят друг друга, что они должны обменяться ударами, чтобы понять себя.
  Но как объяснить это ребёнку? Комментировать агрессивные мультики, боевики, детективы? Разбирать, анализировать школьные ссоры в свете, например, межличностной конфликтологии?

  Как дать понятие о счастье злом и добром, о приоритетности борьбы за Добро?
  О различных способах защиты, способах уворачивания от стрел зла, об отождествлении себя с любящим и понимающим неуязвимым Наблюдателем, оценивающим и отбирающим приходящие в голову мысли, отождествлении себя с Добром сердца как защите абсолютной?
  О Добром Образе Жизни?
  О создании личностной программы, например, помочь ребёнку составить некий личный «кодекс воина-защитника» по примеру былинных богатырей, индейцев, самураев, «Науке побеждать» А.В.Суворова, «реконструкторов», «поисковиков»?

  Работа, конечно, большая, но – благодарная!


  Поговорки о добре:

Доброе семя — добрый и всход.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесёт.
Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван – ни людям, ни нам.
Добрая совесть клеветы не боится.
Доброму и сухарь на здоровье.

Доброе дело питает и душу и тело.
Добра желаешь, добро и делай!
Доброму человеку помочь — не убыток.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Сделал кому-то добро - забудь, а сделали тебе добро - помни всю жизнь!
Добро творить — себя веселить.
Добро делать спешить надобно.
Доброе дело крепко.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добро делаем — добро и снится, а худо делаем — худо и снится.
Добро и во сне хорошо.

Нет худа без добра.
Добро не умрет, а зло пропадёт.
Добро не горит, не тонет.
Добро худо переможет.
Добро кверху, а худо ко дну.

По добру — добро, а по худу — худо.
Добро помни, а зло забывай.
Доброго держись, от худого удались.
Учись доброму, худое на ум не пойдет.
Добра ищи, а худо само придет.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро наживай, а худо изживай.

Доброе слово сказать — посошок в руку дать.
Доброму слову — добрый ответ.
Доброе слово — глоток воздуха.
Доброе слово — тоже помощь.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрым словом и бездомный богат.
Добрые слова дороже богатства!

Добрый пёс на ветер не лает.
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
Доброе молчанье — чем не ответ!
Доброе молчанье лучше пустого болтанья.
Добро не лихо — ходит тихо.


Добро семьёй живет.
Добрый сосед — как хлеба сусек.
Доброму гостю хозяин рад.
Добрый друг лучше ста родственников.
Доброе братство лучше богатства.


Добрый человек добру и учит.
Доброму добрая память.