Высоцкий. Глава 7. Алгебра судьбы

Лариса Бесчастная
                Владимиру Высоцкому,
                соратникам и попутчикам судьбы его
                посвящается…


                Куда ни втисну душу я, куда себя ни дену,
                За мною пёс – Судьба моя, беспомощна, больна.
                Я гнал её каменьями, но жмётся пёс к колену –
                Глядит, глаза навыкате, и с языка – слюна…

                Я зарекался столько раз, что на Судьбу я плюну,
                Но жаль её, голодную, – ласкается, дрожит.
                Я стал тогда из жалости подкармливать Фортуну –
                Она, когда насытится, всегда подолгу спит…

                Однажды пере-перелил Судьбе я ненароком –
                Пошла, родимая, вразнос и изменила лик.
                Хамила, безобразила и обернулась Роком –
                И, сзади прыгнув на меня, схватила за кадык…

                (В.Высоцкий «Песня о Судьбе», 1976 г.)


          Утро налилось синевой и обещанием откровений. Приоткрытую форточку всколыхнуло дыхание весны. Встрепенувшиеся после долгого зимнего обморока тополя потянулись обнажёнными ветвями в ясное высокое небо. Сомлевшие под солнцем облака прозрачной дымкой распластались по яркой синеве хаотичными лоскутами.
          Стряхнув с ресниц наваждение пейзажем, непроизвольно смотрю на календарь: 11 февраля. Ба, да сегодня Великий Велесов день – середина зимы! А ещё день памяти Преподобного Лаврентия, прославившегося даром исцелений. Об этом февральском дне говорили: «Лаврентьев день то январем потянет, то мартом проглянет… и теплом приласкает, и морозом отдубасит». И всё-таки весна совсем близко: через три дня наступит любимый праздник наших предков-славян – Сретенье. «Тюп-Тюп-Тюп», – подтвердил мои расчёты белогрудый в красной шапочке дятел, старательно очищающий кору старого тополя.
          Взгляд скользнул по экрану монитора и выхватил название статьи, над которой я давно и кропотливо работаю – «Алгебра судьбы». Да уж, ещё та тема… арифметика с географией и с биографиями, да ещё по вертикали времён. Слишком много расчётов, потому как друзей-приятелей, коллег, попутчиков судьбы и «лиц влияния» у нашего героя тьма тьмущая и у каждого своё предназначение, своё число судьбы. Тут без алгебры никак, она ведь восполняет и обнажает оцифрованную биографию, закономерные неслучайности, целесообразность встреч и выбора на семи ветрах перекрёстков жизненного пути…
         
         
          Что такое «Число Судьбы»? Как утверждают нумерологи – это личный космический код человека, ведающий о его предназначении, о, так называемом, потенциале способностей и возможностей. Есть такая наука «Ведическая нумерология» – некая осовремененная система древних сакральных знаний «посвящённых», проще говоря: сублимация опыта разных народов, полученного за несколько тысячелетий.
          И не надо скептически улыбаться, уважаемый читатель, на мой кивок в сторону нумерологии! Священные числа есть у многих народов, ими пестрят почти все мифы и легенды, пословицы и поговорки. Вспомните тридевятые и тридесятые царства, семерых козлят, явление тридцати трёх богатырей, седьмое небо, распутья четырёх дорог, двенадцать апостолов, сорок сороков веков и девять заповедей Христа. А на Руси, к тому же, числа были крепко связаны с сакральным смыслом буквиц алфавита – до того, как его урезали на европейский манер.
          Вот примеры этого счёта:
          1 – Азъ – Бог, живущий и сотворяющий на земле (Он же – О'дин у асов) и «Я – сын Божий»;
          2 – Веди – мудрость на земле и небесах ведаю;
          3 – Глаголь – передача мудрости, движение, истечение;
          4 – Добро – развитие, полнота, достаток, преуспевание;
          5 – Есть – форма жизни, бытие человека и «сам по себе» человек;
          6 – Зело – неизведанное, не познанное нами, то, что сверх опыта и знания;
          7 – Земля – планета, почва, форма жизни – полная октава жизни;
          8 – Иже – соединённое единство, равновесие;
          9 – Фита – единство Духа и природы, слияние;
          10 – iжэи – истина вселенская, уравнивающая всё.
          А теперь посмотрим, как накоротке эти цифры толкуются в ведической нумерологии. Рассмотрим их определения в том же порядке:
          1– монада – и целостность и единство; 2 – дуада – единство и борьба противоположностей – дуализм и равновесие всего в мире; 3 – триада – «живое» единение противоположностей, то есть движение и развитие; 4 – тетрада – завершенность и прочность четверичной структуры мироздания; 5 – пентада – полнота бытия, человек-«вещь в себе». Далее: 6 – гексада – число творения и божественной симметрии мира; 7 – гептада – число тайны и мистического знания, целостность, всеохватность; 8 – огдоада – устойчивость, равновесие, причинно-следственная связь; 9 – эннеада – полнота и совершенство; 10 – декада – целостность, абсолют, завершённость.
          Имеют свои числа и ноты, и радуга, и, вообще, всё в природе земли и космоса – однако, не будем пока углубляться в примеры, уводящие на осмысление совпадений частотности и физической сути Звука и Цвета. Уточним только, что частотность характеризует все вибрации во Вселенной.
          И, наконец, рискну процитировать Освальда Шпенглера, прославившегося у нас в качестве автора фундаментального труда «Закат Европы», где он заявил себя не только философом, но и социологом, прекрасно разбирающимся в истории, культуре и математике.
          В этой книге, рассуждая о том, насколько культура является выражением и отражением идеи человеческого существования, немало страниц Шпенглер посвятил толкованию «смысла чисел».
          «Число, – пишет учёный, – это принявшая образ идея причинной необходимости, подобно тому, как представление о Боге, создаваемое заново каждой культурой из своих глубин, является принявшей образ идеей о необходимости судьбы. В этом смысле существование чисел можно именовать тайной, и религиозное мышление всех культур испытывало на себе их влияние».
          Определив „царство чисел“, как интуитивное отображение измеримой и неизмеримой мировой формы, наряду с царством звуков, линий и красок, Шпенглер заявил, что в творчестве математики не меньше, чем в собственных науках музыки, поэзии, живописи, физики, архитектуры и их совокупностей. В подтверждение своего концепта он сослался на то, что и Ньютон, и Гаусс, и Риман были художественными натурами и процитировал Карла Вейерштрасса – немецкого математика, признанного „отцом“ современного анализа. «Математик, – сказал тот, – в котором нет частицы поэта, не может быть совершенным математиком».
          Надеюсь, уважаемому читателю станет яснее мой посыл к Освальду Шпенглеру по мере движения внутри непростой эпохи нашего героя и его современников. Мы ещё вернемся к вопросам родства душ математиков, поэтов, музыкантов, архитекторов и художников, к узелкам на «красных нитях» их судеб – а пока окунёмся в „царство чисел“ по заявленной теме…
         
         
          «Да зачем нам это надо?! – может возмутиться уважаемый читатель. – Числа какие-то, вибрации, инсинуации! Подавай нам Высоцкого без всякой алгебры!»
          Минуточку, минуточку! Во-первых, не инсинуации, а выводы долгих и скрупулёзных исследований об уникальном явлении уходящей эпохи – о загадочном, сложном человеке, понятным всем. Об актёре и  поэте живой и подвижной эпохи, когда не пели «под фанеру», не ставили порнографические спектакли на сценах, не засоряли эфир только плохими новостями, скандалами, ужасами и «фэйками». Когда дети до ночи общались и бегали во дворах, а не зомбировались «стрелялками»,  когда они мечтали быть героями и набирались жизненного опыта, а не гонялись за «лайками», когда не было «керченских стрелков» и…
          Да зачем вам объяснять простые вещи! Ведь каждую эпоху творят люди – мы с вами, пришедшие вослед предыдущим поколениям, дабы строить грядущее для потомков. Мы и наше окружение, которое формируется по своим законам и отнюдь не только по нашей воле. Связи, связи, связи… вне времени и пространства… кружева неисчислимых сплетений, узелков и петель жизненных Путей.
          Давайте просто рассмотрим некоторые сплетения судеб и удивимся, насколько они целесообразны и закономерны.
          «Разберёмся!» – сказал бы наш герой…
         
         
          Прежде, чем обратиться к числам жизненного Пути людей и связей их судеб на примере Владимира Высоцкого и его окружения, напомню, что в предыдущей главе уже упоминались числа 2, 5, 7, 25 и 29. А в начале этой главы сделан акцент на числе 11. Оно тоже имеет прямое отношение к Высоцкому – это его «число судьбы». Такие числа есть у каждого из нас, они определяют потенциал, возможности самореализации и преодоления перипетий жизненного Пути. Вычисляются они сложением цифр даты рождения.
          В качестве примера приведу расчёт «числа судьбы» нашего героя, родившегося 25 января 1938 года: 2+5+0+1+1+9+3+8 = 29 = 2+9 = 11. Заметили упомянутое уже не однажды число 29? Запомните этот факт – пригодится в постижении «алгебры судьбы», а пока продолжу.
          Обычно полагается перейти к однозначному числу, то есть к 1+1=2, но дело в том, что некоторые числа считаются сакральными и упростить их может только судьба. К таковым относятся числа 10, 11, 22, 33, именуемые соответственно «числом совершенства», «числом откровений и мученичества», «числом мастера» и «числом полноты, достаточности».
          «Расшифровка» этих определений будет дана немного позже, а пока поговорим о дате рождения Владимира Высоцкого – 25-е января, о дне, когда ежегодно совмещается несовместимое. С одной стороны это дань светлой памяти страстотерпицы Татианы – день силы веры и воли… и печали, с другой – весёлая дата беззаботного студенчества, отмечающего, праздник молодости, стоящей на пороге жизни и рвущейся вперёд к самоутверждению и успеху, не ведая и не желая знать всей сложности взросления души. Праздник счастливой, самоуверенной и хмельной молодости. Очень точно об этой стороне Татьянина дня сказал Пушкин – «наше всё»:
         
          Друзья, в сей день благословенный
          Забвенью бросим суеты!
          Теки вино, струёю пенной
          В честь Вакха, муз и красоты!
         
          Не это ли свойственно нашему многогранному герою – не эта ли вольность и забубённость одна из граней личности Владимира Высоцкого – человека, которого с полным правом можно называть «всё наше»?
          Другая грань – трагичная двойственность натуры Поэта: бунтарство и смирение, нетерпимость к насилию и сострадательность, независимость и уязвимость, самостояние и болезненное восприятие критики обласканных властями «мастеров», публичность и острое одиночество – то самое одиночество в толпе, которое и благо и страдание самоутверждения. Не менее удивительно в нём сочетались публичность и застенчивость, твёрдость – даже жёсткость в реализации принятых им решений и ранящая неуверенность в себе.
          Крайности мировосприятия, максимализм и жажда познания нового, своевременные случайности, неистовость желания быть «первым на горизонте», вера в свою предназначенность и несуразность преткновений – не это ли всё вкупе дано ему судьбой, как избраннику для особой миссии? И не догадки ли об этой миссии сподвигли Высоцкого в счастливом для него 1976 году написать горькие строфы «Песни о Судьбе», а в 1977 – «Две судьбы» и «Мне судьба – до последней черты…»? А ведь в судьбоносном 1966 году, у подножия «взлёта по вертикали», он провозглашал иное:
         
          Возвращаются все, кроме лучших друзей,
          Кроме самых любимых и преданных женщин.
          Возвращаются все, – кроме тех, кто нужней.
          Я не верю судьбе, я не верю судьбе, а себе – ещё меньше.
          
          Однако в песне «Я скольжу по коричневой плёнке», написанной Высоцким в сумбурном 1969 году на фоне череды ярких событий, болезненных неожиданностей и «уходов в пике», Судьба в театре жизни исполняет одну из главных ролей:
            
          Оторвите от сердца аорту, –
          Сердце можно давно заменять!
          Не послать ли тоску мою к чёрту?
          Оторвите меня от меня!
          Путь блестящий наш – смех и загадка, –
          Вот и время всех бледных времён.
          Расплескалась судьба без остатка...
          Кто прощает, тот не обречён.
         
          Не сомневаюсь, что Высоцкий всё-таки верил в Судьбу. Чувственность, редкая внимательность к окружению, великолепная память и талант аналитика с цельнокупным восприятием событий не могли не способствовать этому. Иначе не пришла бы к нему такая образная метафора, когда он писал стихи «Набат»:
         
          …Видно с колоколен,
          Как печатает шаги судьба,
          И чернеют угли –
          Там, где были джунгли,
          Там, где топчут сапоги хлеба…
         
          А родились эти стихи в весьма не простом для Владимира 1972 году, когда он томился в ожидании разрешения поездки к жене во Францию – именно в процессе того путешествия будет написан его «Дорожный дневник», одна из глав которого называется «Приговорённые к жизни». Видимо, таковым он ощущал себя уже тогда. А когда Высоцкий понял, что он «избранник»? Скорее всего, в 1975-м, когда после крупного успеха за рубежом одной строкой «Баллады о борьбе» обозначил своё жизненное кредо: «Испытай, кто ты – трус иль избранник судьбы»… а потом было разное, заставившее его в 1979 поделился жизненным опытом: «…судьбу не обойти на вираже»...
         
         
          …Мысль моя останавливается на «вираже» и я машинально перебираю рифмующиеся с ним слова: витраж, метраж, кураж, монтаж… нет, не то! Я ещё бормочу «мираж, шантаж, коллаж», а взгляд уже утыкается в иллюстрацию к первой главе этой книги: стоп! Да вот же он – коллаж! И антураж маленького Вовы, пожелавшего носить военную форму точь-в-точь, как у его папы: галифе, «френч» и, главное, сапоги. Мечтал стать военным, даже в Суворовское училище поступал в 1948 году, но не приняли его – шумы в сердце нашли. Шумы со временем затихли, поскольку, как сказали врачи, «перерос» их мальчик, но тропа к военной карьере успела зарасти. И  потянулся Вова к музыке, тем паче, что имел абсолютный слух и великолепное чувство ритма…
          Судьба вмешалась? Несомненно. Как вмешалась она, когда он мальчишкой увлекался поисками и уничтожением «военных трофеев» в округе Эберсвальде – трое сверстников Володи серьёзно пострадали от взрыва, а ему огонь только брови опалил. А потом, в Москве, судьба в 1949 году отправила будущего «всенародного» артиста в Большой Каретный переулок – в 186-ю мужскую среднюю школу, определив ему особый круг общения на всю жизнь. Было ему той осенью всего 11 лет… одиннадцать?! Надо же какое совпадение с числом жизненного Пути!
          Что же это за число, прописанное двумя единичками, которые любители игры в лото называют «барабанными палочками»? И ведь не зря его так прозвали! Ещё те «палочки»: и «палки о двух концах», и волшебные дирижёрские палочки, и указки: налево пойдёшь… направо пойдёшь…
          Здесь уместно сделать небольшую оговорку. Дело в том, что в некоторых обстоятельствах и в случае ошибки выбора «на перекрёстке» судьбы, числа, которые считаются сакральными, могут упрощаться до однозначных – 11, например, становится «двойкой». Такое может случаться периодически, или однажды и до конца жизни – всё зависит от «структуры» предыдущего двузначного числа и преткновений на жизненном пути. Без опоры на теории нумерологов возьму на себя смелость назвать его «базовым» – условно, конечно, для простоты изложения. В нашем случае таковым будет число 29, в котором «двойка» –  единство и борьба противоположностей, то есть движение, а «девятка» – полнота и совершенство. Иными словами 2+9 это движение к совершенству.
          Однако перейдём к конкретике…
         

          Итак, число судьбы «ОДИННАДЦАТЬ».
          Его называют не только числом откровений и мученичества, но и числом космоса и Вселенной, а также числом-возмездием системе и перехода на уровень выше через самопожертвование.
          Люди с таким числом судьбы – особые посланцы, у которых есть что сообщить миру, они, как правило, не укладываются ни в какие стандарты и социальные рамки. Обострённая интуиция, способность находить в себе скрытые резервы и присущие им отвага и убеждённость выделяют их в любой среде обитания. При этом собственное ви'дение явлений и проблем, отличающееся от общепринятого, зачастую обрекает их на одиночество. Нередко представители этого числа либо вдохновленные провидцы и гении, либо сумасшедшие.
          Двойственность, несовместимость со стандартами и социальными рамками – то есть полный «неформат», а также способность к самопожертвованию и невероятная выживаемость – вот ключевые слова для определения потенциала личности с числом судьбы «одиннадцать», и Владимир Высоцкий полностью этому соответствовал.
          Непредсказуемый и многим непонятный он был явлением русской культуры эпохи живого общения голодных духоборцев, творцов и созидателей и свидетелем начала перевоплощения её в сытую и бездуховную эпоху потребителей и торгашей,  подстрекателей и захватчиков. От соборности – к раздорам и распрям, от искренности – к лицемерию и лжи, от искусства – к товару, от человечности – к роботизации. Ведь не с нуля же всё началось? Уже тогда появились признаки грядущего хаоса и разрушения многих культур, и наш герой, о котором протоиерей Михаил Ходанов сказал: «Высоцкий – это нетерпимость к фальши», чуял это обострённо и болезненно.
          О его «раздрае» очень метко высказался Давид Карапетян: «Выражаясь патетическим слогом Достоевского, можно сказать, что в душе Володи с переменным успехом боролись Наполеон и Христос. Казалось, что в последние годы прыткий корсиканец стал потихоньку одолевать кроткого галилеянина. Но этот перевес оказался иллюзорным...».
          Да, он боролся за то, чтобы быть самим собой, оставаться верным своим идеалам и убеждениям, и борьба эта приносила ему страдания – но разве не они являются привилегией Поэтов, ибо, как сказал Борис Пастернак: «подлинный художник всегда идёт путём страданий и, тем самым, повторяет путь Христа…»?
          Переполненный тревожными предчувствиями Владимир чуял, что не успеет выплеснуться, и спешил: «Я бегу, бегу – и не знаю куда!» – обронил он не предусмотренную сценарием реплику устами своего персонажа в фильме «Опасные гастроли». Неожиданные «марш-броски» наблюдали все попутчики нашего героя, догадывались, что сдерживать его бесполезно – и сопереживали.
          «Высоцкий жил самосжигаясь. Его несло, – вспоминает  актриса Алла Демидова. – Я не знаю, какая это сила, как она называется: судьба, предопределение, миссия? И он – думаю, убеждена! – знал о своём конце, знал, что сердце когда-нибудь не выдержит этой нечеловеческой нагрузки и бешеного ритма. Но остановиться не мог...». Не мог и не хотел. Он жил так, как жаждала его душа – с полной самоотдачей.
           «Володя всегда жил на грани. У него был выбор: стать обывателем, вкусно есть, пить, спать или в муках отдавать всё, что есть внутри… – вспоминает его двоюродная сестра Ирэна Высоцкая. – Он страдал от предельной остроты восприятия. Даже когда пел дома для нас, рвал душу, слишком выматывался, – таков его характер».
          Да, Высоцкий не щадил себя, выкладывался полностью. Он всё делал вопреки обстоятельствам, идя против течения. Слава и признание ему были необходимы не ради того, чтобы тешить своё самолюбие получать прилагаемые к славе дивиденды, а для самоутверждения – а с ним и утверждения проповедуемых им ценностей: Свободы, Справедливости, Правдивости и Добра во всех его ипостасях, кои  он перечислил однажды капитану Александру Назаренко. И делал он это из добротолюбия – добросердечно и добровольно. Далеко не многим такое было под силу.
          Он был явлением своего времени, а всякое явление порождает новые явления, одно из которых подметил писатель Виктор Бакин в книге «Владимир Высоцкий. Без мифов и легенд»: «Произошло невиданное за всю историю советского искусства уникальное явление – человек стал знаменит на всю страну без помощи средств массовой информации и даже вопреки им. Не было ни афишных объявлений, ни поддержки радио, телевидения и прессы. Насмешливые, иронические, ёрнические песни распространялись стихийно, переписываемые с одной магнитофонной ленты на другую, и становились достоянием огромной аудитории под названием СССР».
          Заметим, никто не утверждает, что наш герой был лишён честолюбия – отнюдь. «Вот уж кому не было чуждо «ничто человеческое, – поделился как-то в интервью с Борисом Кудрявовым режиссёр Александр Митта. – В Высоцком существовало одновременно несколько людей, и среди них, как равный с поэтом, мастером, авантюристом, мудрецом и лицедеем, жил ребёнок, доверчивый, ранимый, дерзкий и застенчивый…».
          Кстати, Митта родился с тем же «числом откровений и мученичества», что и Владимир, с которым он был знаком с конца 50-х годов. Однако его число «одиннадцать» после тяжёлого сиротского детства, благодаря счастливой встрече со своей «половинкой», свернулось в твёрдую равновесную «двойку», сохранившую дарованный ему судьбой потенциал мастера своего дела: интуицию, системное видение проблем и убеждённость в своей правоте.
          Кроме Митты с непростым числом судьбы «одиннадцать» родились дорогие Высоцкому люди: по-отцовски опекающий его Вадим Туманов и по-матерински заботливая «тётя Женечка». По сути, оба они, близкие по духу нашему герою, были ниспосланы ему для своевременной поддержки взамен вечно занятых и не всегда понимающих сына родителей.
          Евгения Степановна обладала редким даром чуткости к чужой боли, сопереживания и сострадания, а также отваги, если бралась помочь Владимиру, наперекор консервативному и чересчур лояльному к управленцам супругу. Она как никто понимала пасынка – принимала его таким, каков он есть, и всеми силами поддерживала его судьбоносные решения в выборе своего Пути. Но и твёрдости характера ей не приходилось занимать, хотя её «число судьбы» в процессе стабилизации жизни, как и у Александра Митты, превратилось в «двойку».
          По поводу предпринимателя и золотопромышленника Вадима Ивановича Туманова, получившего от властей «по-полной» за любовь к поэзии Есенина, весьма коротко и метко заметил режиссёр Станислав Говорухин: «Туманов – это непоющий Высоцкий». Это ставшее афоризмом определение он дополнил: «Я не знаю, кто из них от кого больше набрался – Туманов от „барда всея Руси“ или бард от Туманова». В устах литературоведа Юрия Карякина эта же мысль звучит так: «Володя пел за него <за Туманова>. Они друг друга открыли и отчеканили».
          Да, это так. И по характеру они схожи и судьбы у них обоих неординарные – оба правдолюбцы и бунтари, плывущие к выбранной цели против течения. Ведь не ради красного словца Высоцкий сказал однажды Станиславу Говорухину: «Если я утону, ищите меня вверх по течению».
          И Высоцкий, и Туманов – оба волей Божьей первопроходцы – и обоих в экстремальных ситуациях берегла судьба, давая им исполнить своё предназначение, меняя Настоящее для Будущего. Именно Туманову посвящены стихотворения Высоцкого: «В младенчестве нас матери пугали», «Был побег на рывок» и «Про речку Вачу и попутчицу Валю». А встретились они в Доме кино и сразу подружились в 1973 году, и думается, что неслучайно, а по предначертанию своих судеб, когда душа умудрённого опытом «сурового» старателя затосковала о поэзии, а поэту нужен был старший брат-наставник перед искушением западными «ценностями». Дружба двух самобытных личностей, в которой оба в трудные минуты отводили душу и делились размышлениями о жизни, продлилась до конца жизни Высоцкого и обогатила миры обоих.
          Кроме упомянутых наиболее близких нашему герою людей в группу современников с числом судьбы «одиннадцать» вошли его сокурсница Таисия Додина, приведшая Владимира на Таганку, «скалолазка» Лариса Лужина, советский Робин Гуд – Борис Хмельницкии?, актёры Иван Дыховичный и Леонид Филатов. Это те, с кем он тесно сталкивался на службе в театре и на киносъёмках, о чём немало рассказано в предыдущих главах.
          У каждого из них были свои преткновения на жизненном пути, о чём ещё будет сказано, однако встречи их с нашим героем были предопределены свыше. Недаром эзотерическая традиция считает число 11 знаком судьбы, управляемой божественной волей, а также знаком жизни и смерти, открывающим путь в высшие сферы бытия через очищение и покаяние – и рождённые под этим знаковым числом чуют это.
          Вспомним, к примеру, почти молитвенную «Балладу о бане», сочинённую Высоцким в 1971 году:
         
          Благодать или благословенье
          Ниспошли на подручных твоих –
          Дай им бог совершить омовенье,
          Окунаясь в святая святых!
          Исцеленьем от язв и уродства
          Будет душ из живительных вод –
          Это словно возврат первородства,
          Или нет – осушенье болот.
          Все пороки, грехи и печали,
          Равнодушье, согласье и спор
          Пар, который вот только наддали,
          Вышибает как пулей из пор.
          Всё, что мучит тебя, испарится
          И поднимется вверх, к небесам,
          Ты ж, очистившись, должен спуститься –
          Пар с грехами расправится сам…
         
          О покаянии есть у него ещё знаменитая «Банька по-белому» и страстная «Банька по-чёрному», а в сумбурном 1976 году родилась, якобы, шуточная песня «Ах, откуда у меня грубые замашки?», где есть такие строки:
         
          Начинал мытьё моё с Сандуновских бань я –
          Вместе с потом выгонял злое недобро.
          Годен – в смысле чистоты и образованья,
          Тут и голос должен быть – чисто серебро.
          Пел бы ясно я тогда, пел бы я про шали,
          Пел бы я про самое главное для всех,
          Все б со мной здоровкались, все бы мне прощали,
          Но не дал Бог голоса – нету, как на грех...
         
          Почти одновременно с «Банькой по-белому» родилась знаменитая «Охота на волков», а в год создания «Баллады о бане» – знаковое стихотворение «Бег иноходца». Название этого стихотворения – удивительно точное определение жизненного Пути под числом «Одиннадцать». В сакральном смысле в этом числе единица как бы отвергает десятку, символизирующую закон, что трактуется как «двойственность использования силы», приводящую либо к повышению духовности, либо к разрушениям и хаосу.
          Но на формирование личности и на правильный выбор троп на перекрёстках жизненного Пути влияют не только коллеги и друзья – наши судьбы творятся и по вертикали и горизонтали времён и пространств. И участвуют в этом и предшественники, и «разноудалённые» современники, равно как и каждый из нас, так или иначе, причастен к судьбам потомков и своих современников. Недаром братья Вайнеры считали, что «Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее». Конечно, в этом афоризме есть доля иронии, но по сути своей он всегда актуален.
          Людей, с которыми наш герой не соприкасался лично по причине отдалённости во времени или по статусу, но так или иначе имевших  отношение к его судьбе и творчеству назовём «лицами влияния». Среди таковых число судьбы «одиннадцать» имели Паустовский, Маяковский, Марина Цветаева, Бертольд Брехт, Пушкин и Гагарин. Из более молодых «шестидесятников» в эту группу вошли высоцковеды Владимир Иванович Корецкий из Волгограда и Анатолий Анатольевич Олейников из Новосибирска, ведущие активную деятельность во имя памяти об истинно народном герое. Вдохновляет их на это некая потребность находить и собирать у себя единомышленников – своих и Владимира Высоцкого. Почитание? Родство душ?  Или духовное братство попутчиков одного жизненного Пути? А возможно он завещал им продолжить начатую им миссию борьбы… с кем или с чем? Разберёмся.
          Библейский символизм говорит, что если «десятка» – это закон, то число «одиннадцать» несёт в себе революционное попрание всякой идеи законности. А если не попрание? Если по факту имеет место опора «единицы» на «десятку»? Ведь именно так случалось на всём жизненном Пути судьбе Владимира Высоцкого! Что же такого особенного в людях, рождённых с «категоричным» числом судьбы «десять»? Об этом мы сейчас узнаем…
         
         
          Для начала познакомимся с особенностями числа судьбы «ДЕСЯТЬ», именуемого также «декадой».
          Людей с кодом судьбы равным 10-ти выделяет высокая духовность, уверенность в себе, целеустремлённость, самодостаточность, несуетливость и  стремление к совершенству во всём. В большинстве своём «десятки» жизнелюбивые и цельные натуры способные к творчеству и объёмному видению мира. Многие из них прирождённые лидеры – сильные духом, волевые и ответственные личности. Внимательность, ответственность и творческая активность определяют их поступки, а избирательность в контактах – их круг общения.
          Однако, несмотря на то, что «декада» признана числом абсолютной полноты и тотальной завершенности, она не гарантирует гладкую, без взлётов и падений, жизнь. Бывает, что периоды активности «десяток» сменяются приступами апатии и даже депрессией, а дружелюбная и равноправная контактность – приступами эгоцентризма и попытками подавления партнёра. Тем не менее, способность учиться на ошибках и использовать жизненный опыт с пользой для дела помогает рождённым под знаком «декады» преодолевать трудности и делать правильный выбор на перекрёстках жизненного Пути. В основном, такие люди успешны и уважаемы окружением и, как правило, надёжные друзья и партнёры.
          А теперь посмотрим, так ли это в окружении нашего героя.
          В группу особо значимых попутчиков Владимира Высоцкого, имеющих число судьбы «10», вошли Людмила Абрамова, Оксана Афанасьева, Давид Карапетян, Людмила Целиковская и Николай Дупак. Случайно ли в ней оказались две его любимых женщины: мать его сыновей и утешение в последние, самые трудные, годы? Вряд ли. И Людмила, и Оксана, якобы, нечаянно «вторгшиеся» в судьбу Высоцкого при случайных обстоятельствах стали его опорой в определённый свыше период жизненного Пути. Также вовремя появился в его судьбе Карапетян, который не только поддержал мятущегося Владимира на распутье конца 60-х и начала 70-х годов и способствовал его крещению в Армении, но и связал «французские узелки» их судеб, поскольку был женат на француженке, ставшей переводчицей Высоцкого и подругой Марины Влади.
          О роли в судьбе нашего героя Целиковской и Дупака поведано в предыдущих главах: не было бы их – не было бы ни Театра на Таганке, ни всего, что с ним связано, включая звёздные роли Высоцкого, его Татьяну и многих других людей, огранивших его как актёра и как личность. О Николае Лукьяновиче Дупаке, значимость которого для театра прикрыта тенью славы Юрия Любимова, следует сказать отдельно.
          Это уникальная личность: герой войны, великолепный актёр и талантливый архитектор, спроектировавший и отстроивший театральный комплекс на Таганке, отмеченный Государственной премией СССР – но главное, он очень надёжный человек. И справедливый. Именно Николай Лукьянович был опорой актёрам, нередко страдающим от категоричности главного режиссёра, а для Высоцкого он, фактически, стал ангелом-хранителем, спасая того от дисциплинарных взысканий и прикрывая его «самоволки» во время нервных срывов и «уходов в пике». Как бы ни старался главреж оттеснить Николая Лукьяновича от управления театром, актёры очень уважали и ценили своего директора. «Дупак – просто святой человек, нет таких больше и не будет, – справедливо отозвался о нём Лев Дуров, –  кто слово дурное скажет о нём – пойти и морду набить подлецу». В унисон коллеге высказался Александр Пороховщиков: «Любимов – гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак!»
          А ведь Николай Лукьянович не только строительством и ремонтом театра занимался, он и гастроли по стране и за рубежом организовывал, и давал возможность Высоцкому сниматься в кино и разъезжать с концертами. И ещё одно важное дело для театра он сотворил: переманил из Киева в Москву талантливого художника Давида Боровского…
          Да, на редкость надёжный и верный партнёр был ниспослан судьбой ТнТ и «русскому Гамлету». Бог даровал Николаю Лукьяновичу крепость духа и долголетие и он до сих пор в деле. Он содействовал  строительству культурного центра-музея Владимира Высоцкого на Таганке, появлению новых  столичных театров, нескольких музеев Высоцкого за рубежом и переименованию Верхнего и Нижнего Таганских тупиков в улицу Высоцкого.
          Были у нашего героя надёжные сотоварищи и за стенами театра. Среди них Лилия Майорова – жена режиссёра Митты, а также талантливая художница, оформившая более ста книг для детей и выдумавшая книжки-раскладушки, ставшие популярными во многих странах. Она и кукол творила в театре Образцова и моду на прозрачные плащи и обувь «на манке» ввела в стране, отчего получила неофициальный статус «королевы стиляг»». Эта мудрая и деликатная женщина поддерживала Высоцкого, когда тот пребывал в депрессии и душевной маяте или страдал от одиночества в своей «трёхкомнатной камере».
          Были они соседями в элитном доме на Малой Грузинской улице, где, кстати,  Митта получил квартиру благодаря протекции Владимира, да и раньше они общались семьями – немало праздников вместе встречали в прежнем «гнёздышке» режиссёра, однако, по-настоящему дружил Высоцкий с хозяйкой дома, а не с коллегой. Лилия Моисеевна была старше его на десять лет и ей, умудрённой опытом, он доверял полностью – и не ошибся в её надёжности: Майорова до сих пор хранит его тайны, всячески уклоняясь от интервью, и лишь однажды обронила краткое и ёмкое высказывание о своём друге: «Высоцкий был сверхчистым, очень трогательным человеком. Но и очень скрытным, индивидуальным. От него не исходило зло…»
          К попутчикам нашего героя, рождённым с числом жизненного Пути «десять», и, так или иначе, в разное время сопричастным с его судьбой и творчеством, можно отнести упомянутого в предыдущих главах автора гимна Театра на Таганке Юрия Левитанского, режиссёра Леонида Гайдая и композитора Микаэла Таривердиева. В эту же группу органично входит режиссёр Виктор Мережко, с которым у Высоцкого были не только уважительные и приятельские отношения, но и деловые контакты. Например, как свидетельствует кинорежиссер Геннадий Полока, он попросил как-то у Мережко книгу по русскому фольклорному стихосложению, и тот принёс ему эту книгу – «толстый талмуд, в котором были русские народные песни – обрядовые, свадебные... И Володя этот талмуд штудировал… когда писал свои народные песни-стилизации».  Мережко и во время проблем со здоровьем помогал ему, как мог.
          К «декадам» примкнул и владелец 54-этажной башни «Высоцкий» в центре Екатеринбурга – Андрей Николаевич Гавриловский, вложивший в её строительство и открытие в ней музея Владимира Высоцкого немало сил и средств.
          Относительно сотрудничества с Гайдаем, справедливости ради замечу, что таковое у Высоцкого не сложилось по собственной оплошности актёра – не довелось нам увидеть его в звёздной роли Остапа Бендера, на которую он был утверждён после долгих хлопот режиссёра. Дело в том, что в начале съёмок Владимир ушёл в «загул» и Леонид Иович решительно снял его с роли, поскольку был чрезвычайно требователен к дисциплине. По этой же причине не приглашал он Высоцкого и в другие свои фильмы, хотя по свидетельству его супруги Нины Гребешковой весьма благоволил к его творчеству.  Пример тому то, что в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» царь включает магнитофон и слушает песню на стихи Аполлона Григорьева «Поговори – хоть ты со мной» в исполнении Высоцкого. Ну, хоть так…
          Что касается Микаэла Таривердиева, то тут особый, выходящий за рамки цехового сотрудничества, случай духовного родства и мистического сплетения нитей судеб двух неординарных личностей – музыканта и поэта, одинаково обострённо чующих ритмы и вибрации звука. Но об этом будет поведано в следующей, эзотерической, части «алгебры судьбы», а здесь – коль уж мы коснулись музыки – поговорим о коллеге нашего героя Виталии Шаповалове, который, будучи профессиональным музыкантом, был ему надёжной опорой в постижении искусства игры на гитаре. Более двенадцати лет они сидели рядом в гримерной Театра на Таганке и, разумеется, общались на самые разные темы – прежде всего, обсуждали, как добиться в песне гармонии звучания слова и гитары. Иногда Шаповалов аккомпанировал Вольдемару – так он уважительно звал Владимира, а, бывало, они и пели вместе.
          Поющих актёров на Таганке было немало, а профессионалов с музыкальным образованием – единицы. Кроме Виталия Шаповалова, прозванного в театре Шапеном, к ним относились Борис Хмельницкий с кодом судьбы как у нашего героя – «11» и Анатолий Исаакович Васильев с числом жизненного Пути – «три».
          Тройка, она же триада, а в русской традиции – Троица, открывает ряд сакральных чисел и мистическим образом входит в «коды судьбы» почти всех партнёров Высоцкого по сцене и съёмочной площадке как с числами жизненного пути 3, так и 6 и 9. Вносит она свою лепту и в другие числа судьбы, например, в «четвёрку», войдя в базовое число 31.
         
         
          Знакомство с обозначенной этими числами творческой плеядой начнём с «ТРИАДЫ». Таким «кодом судьбы» отмечены таганцы Юрий Любимов, Алла Демидова, Анатолий Васильев, а также Всеволод Абдулов. К этой же группе избранников судьбы относятся поэт Борис Пастернак, подаривший русскому театру «Гамлета», популярные барды Булат Окуджава и Александр Галич, сочинительница опережающей время музыки София Губайдулина и кинорежиссёр Михаил Швейцер, снявший Высоцкого в фильмах «Бегство мистера Мак-Кинли» в 1975 году и «Маленькие трагедии» в 1979-м.
          Под знаком «троицы» родилась и двоюродная сестра нашего героя – Ирэна Высоцкая, ставшая востребованной детской писательницей и журналисткой. Она моложе брата почти на 16 лет и, по сути, относится уже к новому поколению, что представляет особый интерес при знакомстве с её взглядами на взаимоотношения в семье Высоцкого и в круге её общения.
          Что же дарует своим избранникам «триада», символизирующая тройственную природу мира, состоящего из Неба, Земли и Человека – то есть триединство?
          Люди с числом судьбы «три», обычно, талантливы и многогранны, щедры и энергичны. Почти все они обладают развитым воображением и блестящими способностями в сфере искусств и словесности. Они самостоятельны, на всё имеют своё мнение, которое могут выразить ярко, смело и красноречиво – и все они стремятся в гармонии во всём. Как правило, «триады» наделены чувственностью, творческой активностью и большим потенциалом, благодаря которому могут формировать реальность своими идеями, помыслами и устремлениями. При этом они, обычно, полагаются только на себя и следуют своим идеалам, принципам и устремлениям.
          В целом, «тройки» „свободные художники“, не подлаживающиеся под «классиков жанра» и стремящиеся к поиску чего-то нового, необычного. Наиболее экспрессивные из них могут быть резкими и непреклонными в общении, требующими абсолютного послушания, однако умеющими по-своему ладить с партнёрами-единомышленниками, если это целесообразно. К таковым можно смело отнести Юрия Любимова, экспрессии которому добавляет мистическое совпадение базового числа его судьбы с числом дня рождения – 30. Это придало ему бесстрашия, независимости и эксцентричности, а также резкости и непреклонности в общении.
          Другие, более сдержанные и рассудительные актёры, как, например, Алла Демидова и Анатолий Васильев, правильно оценивая реальность и будучи достаточно  разборчивыми в контактах, уважают мнение партнёра и достаточно лояльны в сотрудничестве. Более того, они способны к сочувствию и стремятся подержать друзей и коллег.
          Есть среди «триад» ещё и романтики, и идеалисты: страстные, искренние и верные. Они имеют высокие нравственные требования, ценят дружбу и семейные ценности, на них можно положиться во всём. Именно в эту группу вошли самые близкие нашему герою люди с числом судьбы «три» – Ирэна Высоцкая и Всеволод Абдулов, у которого, пожалуй, самый длительный стаж непрерывной дружбы с Владимиром – 20 лет.
          Трепетность и искренность этой дружбы отмечена многими их современниками, и вот как свидетельствовал о ней в новом тысячелетии Николай Дупак. Заметив, что слухи о том, что у Высоцкого была толпа друзей – это миф, он вспомнил случай, когда некто, назвавшийся другом, попросил Дупака позвать к нему Владимира, а тот  ответил ему: «У меня друг один – Сева Абдулов, всё!». Рассказав об этом эпизоде, Николай Лукич с горечью добавил: «Когда в Москве открывали улицу Высоцкого, никто из так называемых друзей не пришел. Никто!»
          Справедливости ради, заметим, что бывший директор «Таганки» не совсем прав: Иван Бортник на этом мероприятии был, и даже сказал несколько слов журналисту первого канала ТВ. Поскромничал, а ведь он был один из немногих, кто стал истинным другом нашему герою с первого дня существования Театра на Таганке, и союз их был предопределён судьбой Бортника, вернее числом его жизненного Пути, равным 6-ти.
         
         
           Число судьбы «6» – «ГЕКСАДА» содержит в себе все положительные представления, связанные с искусством, красотой и гармонией. Оно несёт потребность любви и по-настоящему глубокой связи с другим человеком, опирающейся на взаимное понимание, приятие и уважение. «Шестёрка» связана с интуицией, с чувством долга и ответственностью по отношению к близким людям и соратникам, стремлением при необходимости помогать людям вплоть до самопожертвования. Многие из них живут интересами коллектива, ценят любую поддержку и помощь и умеют радоваться успеху других. Они ответственны за свои поступки и всегда доводят дело до конца. Бескорыстие – одно из главных их качеств. Некоторые могут впадать в крайности: либо бывают экстравагантными и слишком требовательными или обидчивыми, либо, наоборот, пренебрегают собственными интересами ради общественных.
          Тем не менее, все «гексады» являются духовными личностями, поскольку по сакральной сути их число судьбы считается «числом Творения»: Бог за шесть дней сотворил мир. Кроме того, являясь символом космического равновесия, оно считается числом здоровья – духовного и физического, а из-за внешнего сходства с каплей воды шестёрку называют ещё и числом Купалы, почитаемым в шестой, «банный», день недели. В целом же, при благоприятных обстоятельствах число судьбы «шесть» обещает спокойную и безопасную жизнь – и даже при трагических случайностях она будет благосклонна.
          Кроме Ивана Бортника в группу «гексада» вошли коллеги Высоцкого по актёрскому делу Валерий Золотухин, Нина Шацкая, Ия Саввина и Станислав Говорухин. К ним присоединился и Артур Макаров из компании Большого каретного переулка. Члены этой «великолепной шестёрки» в разное время были верными соратниками нашего героя, но объединяло их ещё одно удивительное совпадение: все они были Сергеевичами! Случайно ли это – трудно сказать, но в том, что в переводе с латинского языка имя Сергей означает «высокочтимый», «знатный», «ясный», на мой взгляд, таится некий знак высоты либо социального положения, либо духовности отцов-попечителей. Кроме перечисленных актёров число жизненного Пути «шесть» было и у поэта Андрея Вознесенского – друга всей Таганки.
          Из «лиц влияния» в судьбе Высоцкого к группе «гексада» относятся автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл, известный также как математик, логик, философ, диакон и фотограф, и Галилео Галилей, ставший главным героем одного из таганских спектаклей. Любопытно, что к этой группе примкнул и упомянутый выше Освальд Шпенглер, считавший, что „Человек, придерживающийся фактов, и поэт никогда не поймут друг друга“. И наконец, «гексада» является числом судьбы известного высоцковеда Марка Цыбульского, принадлежащего к поколению сыновей Владимира Высоцкого.
          Здесь уместно обратить внимание на один интересный факт: всех одиннадцать обладателей «шестёрок» можно разделить на две подгруппы по базовым числам «24» – потенциал судьбы стабильность и равновесие и «33» – потенциал «Мастера-Учителя». Дело в том, что 33 относится к сакральным числам, именуется «числом Полноты» и в потенциале его обладателей способность  генерировать идеи, объединяющие других людей, и возможность стать руководителем большим коллективом – естественно, при определённом стечении обстоятельств. В эту отмеченную свыше подгруппу вошли Говорухин, Вознесенский, Бортник, Шпенглер и Цыбульский – люди многосторонне талантливые и образованные. Кто из них использовал свой потенциал – не будем углубляться в этот факт – пусть он останется информацией к размышлениям или поводом к исследованиям.
          Не станем вдаваться и в подробности судеб перечисленных выше мужчин с числом жизненного Пути «шесть» – о них немало сказано в предыдущих главах, а поговорим о двух уникальных женщинах этой группы, каждая из которых вполне могла бы стать идеальной женой мужчине с числом судьбы «11». Впрочем, Леониду Филатову именно таковой стала Нина Шацкая,  которая не только продлила мужу жизнь после тяжёлой болезни, но и постаралась сделать её полноценной, жертвуя собственной карьерой.
          Тёплые отношения были у неё и с нашим героем, с которым они, кроме соучастия в проектах Театра на Таганке, в буквальном смысле «спелись». То есть пели дуэтом песни Высоцкого «Жили-были на море…» и «Сначала было Слово печали и тоски» в фильме Говорухина «Контрабанда», выпущенном в люди в 1974 году, пели они и на концертах таганцев.  Владимиру настолько понравилось их с Шацкой сотрудничество, что он загорелся идеей сделать совместную пластинку – но, к сожалению, как и многие его идеи, реализовать её не удалось.
          Дружба Высоцкого с актрисой Ией Саввиной началась со съёмок в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища» в 1968 году, где они сыграли дуэт, но не певцов, а двух одиноких сердец, обретших любовь и повенчавшихся перед разлукой. Поручика Брусенцова и сестру милосердия Сашу развела гражданская война, а сыгравшие их актёры сохранили трепет доверительных отношений до конца жизни.
          Вот что поведала об этом Ия Саввина в беседе с Марком Цыбульским: «У нас с Володей были замечательные, потрясающие, чистейшие дружеские отношения. Володя меня просто обожал, а я считаю, что он уникальный, невероятный человек. Я могла сидеть на ковре у его ног до шести утра, когда он пел. Я его бесконечно люблю. Есть три человека – Высоцкий, Раневская и Ефремов. Это люди, о которых я не могу писать и не могу говорить. Мой лексикон не может охватить масштаб их дарования и таланта… Когда Высоцкого не стало, я привозила на его могилу цветы отовсюду, где была. Даже из Ирландии, помню, огромный роскошный букет привезла – пропустили через таможню. Привозила и говорила: „Это тебе, Володечка…“».
          Не имеющая актерского образования «журналистка» Ия Саввина стала знаменитой в 1960 году после дебюта в фильме Иосифа Хейфица – «Дама с собачкой», где ей досталась главная роль. Это была её первая работа в кино – и сразу такой успех: даже на Каннском фестивале ей был присуждён специальный приз. Естественно, она стала на виду жёлтой прессы, а уж когда «засветилась» в дуэте с Высоцким, – тем паче. И шептались, и писались смелые домыслы об их «больше, чем любовь» связи… а таковая случилась у Саввиной не с Владимиром, а с его коллегой – таганцем Анатолием Исааковичем Васильевым, с которым Ия прожила 32 года – до конца жизни. Жили они душа в душу и вместе воспитывали сына Саввиной от первого брака, родившегося с синдромом Дауна…
          Вот какие славные подруги и сподвижники были у нашего героя, ставшего значимым и ярким явлением уходящей эпохи. Но и главная муза его, Марина Влади, родилась с «кодом судьбы», принадлежащим к сакральному ряду «троицы». Её число жизненного Пути равно девяти.
         
         
          «ДЕВЯТКА», она же – «эннеада», считается числом целостности и самодостаточности. Она символизирует средоточие умственных и духовных достоинств, утраивающих гармонию и творческую мощь тройки, самостояние её обладателей, а также их постоянство и упорство в достижении цели – вплоть до жертвенности.
          Однако в каждой «эннеаде» таится противоречие между замкнутостью самодостаточности и стремлением к расширению своего пространства. То есть во внешней гармонии «девятки» замаскирован её внутренний конфликт с потенцией кризиса. С одной стороны люди этого числа, будучи весьма романтичными, импульсивными, страстными и обаятельными, способны щедро дарить окружающим свою любовь, а с другой стороны – они же могут стать высокомерными и даже беспощадными с теми, кто выступит против них.
          В основном же,  «эннеады», старающиеся следовать заложенному в них стремлению помогать другим людям, не требуя ничего взамен, способны добиться успеха и вдохновлять окружающих. Нумерологи считают, что из таких личностей получаются идеальные сподвижники для людей с числом судьбы «11» – вместе они способны достигнуть весьма и весьма ощутимых успехов. Это судьбоносное число жизненного Пути далеко не у случайных попутчиков Владимира Высоцкого.
          Во-первых, в группе «девятки» кроме Марины  Влади ещё двое членов его семьи: Алексей Владимирович Высоцкий – «дядя Лёша» и младший сын – Никита. Этим же «кодом» помечены судьбы друзей, благодаря которым Владимиру посчастливилось мужать в товариществе Большого Каретного – Левона Кочаряна и Анатолия Утевского. «Девятка» определила также судьбы значимых для творчества нашего героя соратников: режиссёров Анатолия Эфроса, Евгения Карелова и Виктора Турова, композитора «Алисы в стране чудес» Евгения Геворгяна, французского  музыканта Константина Казански и идеального партнёра в фильме «Плохой хороший человек» – Олега Даля.
          Во-вторых, среди «девяток», которых можно отнести к «лицам влияния», косвенно способствовали огранке талантов Владимира Высоцкого такие яркие личности, как поэт Сергей Есенин, «клоун с осенью в душе» – Леонид Енгибаров и преданный Таганке генсек по должности и поэт в душе Юрий Андропов. Как засвидетельствовал в своих воспоминаниях Вениамин Смехов, знакомый с сыном генсека, Андропову очень нравились военные песни Высоцкого.
          К сподвижникам Высоцкого в группе «эннеада» из более позднего времени примкнула польская журналистка Марлена Зимна, всю свою короткую жизнь посвятившая увековечиванию памяти «иноходца эпохи». Она не только создала музей Владимира Высоцкого в своём родном городе Кошалин, но и выпустила две книги о нём с собранным ею материалом о покорении им горизонтов за границами СССР.
          И наконец, число судьбы Ирины Апексимовой, родившейся в Волгограде и в 2015 году ставшей директором ТнТ, тоже «девятка». Именно она, моя землячка, вписывает любимовскую Таганку в неспокойное новое время. Но о ней и некоторых других «девятках» речь пойдёт позже, а сейчас поговорим о дяде нашего героя, об их сподвижничестве.
          А началось оно, на мой взгляд, едва крохотного Вовочку на пороге роддома передали в крепкие и надёжные руки парня, явившегося за новорожденным вместо отца. Не было ли это знаком судьбы Высоцкого, указующим на то, что именно этот, неоперившийся ещё, родственник станет ему ближе строгого и всегда далёкого отца?
          «Не в строгости дело, – через много-много лет ответит нам в книге «Мой брат Высоцкий. Истоки» двоюродная сестра нашего героя. – У наших отцов души разные. Отец Володи, Семён Владимирович, был занят собственной карьерой, что сделало его человеком очень осторожным. Но осторожность и Владимир Высоцкий – понятия несовместимые. Я помню, когда в жизни Володи появилась Марина Влади, его отец гордился, прежде всего, тем, что невестка состоит в Коммунистической партии Франции».
          Да это так: отец Высоцкого был слишком лоялен к властям и чужое мнение было ему важнее новаторского творчества сына, тогда как его младший брат всячески поощрял племянника. Как свидетельствует в той же книге Ирэна Высоцкая, её отец «…одним из первых оценил песни племянника. Он их записывал дома на бобинный магнитофон «Комета» и тиражировал в своей рабочей студии ещё в конце 50-х. Этот альбом первых песен Володя так и называл: „У дяди“».
          По сути, братья Высоцкие были антиподами, хотя оба дослужились до полковников. Правда старший был и остался «штабным», а младший прошёл всю войну в боях: участвовал в обороне Одессы, Керчи и Севастополя, освобождал Украину и Польшу, брал с боем Берлин – и уж точно не терялся перед начальством, всегда мог постоять за свои убеждения и семью. Орденов и хорошей репутации ему вполне хватило, чтобы его кандидатура выдвигалась на должность военного атташе в Англии, но… помешала „пятая графа“ в биографии.
          А может, быть и это преткновение было провидением свыше? Он был нужен своей стране, чтобы написать всю правду о войне и создать при Министерстве речного флота РФ студию документальных фильмов. Да и семью сподручней было поддерживать в родной среде, и новое поколение воспитывать, включая своего неуёмного племянника, всем сердцем сопережившего опыт «дяди Лёши» и вложившего его истории в свои стихи и песни. Они были очень дружны и единодушны, и оба тратились безоглядно, и жизни свои прожили слишком быстро – Алексей Владимирович прожил почти на четверть века меньше старшего брата, не дожив до 60-летия.
          Судьба? Разумеется, да. У Семёна Владимировича Число судьбы равно «4», а базовое число – 31, упомянутое выше при описании «триад». То есть в данном случае «единица», являющаяся символом целостности и единства, как личности, так и природы, укрепляет «троицу», делает человека с числом жизненного Пути «четыре» конкретным и избирательным в выборе своих целей, а также решительным и настойчивым в их достижении.
          
         
          Итак, рассмотрим Число судьбы «4», именуемое также – «ТЕТРАДА».
          Оно символизирует материализацию, формат и схематичность. Сущность четвёрки: целостность и устойчивость четырёхстихийной структуры мироздания путём гармонического объединения или уравновешивания противоположностей. Люди с этим числом судьбы, как правило, трудолюбивые, практичные и целеустремлённые материалисты с твёрдым характером, с обострённым чувством справедливости и склонностью к реформированию реальности. Им, отнюдь, не чужды яркие и разносторонние способности и стремление к творчеству, но многие из них предпочитают самоутверждаться в качестве организаторов, руководителей и инициативных администраторов.
          Кроме Семёна Владимировича «тетрадами» в пространстве Высоцкого являются его старший сын Аркадий, ведущий актёр Таганки Николай Губенко, сокурсник Георгий Епифанцев, прославившийся исполнением главной роли в фильме «Угрюм-река», поэт Евгений Евтушенко и певец Иосиф Кобзон. К «тетрадам» относится и лучшая Офелия Советского Союза – Анастасия Вертинская.
          Из «лиц влияния» на судьбу нашего героя в эту небольшую группу следует включить режиссёра Всеволода Мейерхольда, портрет которого красовался в кабинете Юрия Любимова – страстного ценителя новаторских театральных систем и мастера своего Дела.
          Кстати, о мастерах.
          Кроме числа «31» базовым числом у «четвёрок» может быть и число «22», которое называется «числом Мастера» и считается сакральным. Однако это отнюдь не значит, что его обладатели обречены стать мастерами своего Дела и прославиться. Оно столь же противоречивое, как и число «11»: в нём сокрыто обещание судьбы, зависящее от обстоятельств и выбора человека в трудной ситуации. С одной стороны оно сулит счастье и благополучие, а с другой – борьбу с искушениями и соблазнами, и тяжкие испытания. Всё зависит от выбора и нередко «22» периодически, а то и навсегда трансформируется в классическую «четвёрку». В любом случае люди с числом судьбы «22», как правило, харизматичные, неординарные личности, «держащие удар», умеющие управлять собой и вызывающие уважение окружающих. Это  самодостаточные люди с задатками лидера.
          В ближайшем окружении Высоцкого с кодом судьбы «22» родились режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, снявший Высоцкого в «Опасных гастролях», художник Зураб Церетели, воздвигнувший ему памятник, и «русская Брижит Бардо» – Татьяна Иваненко, много лет занимавшая особое место в судьбе Владимира и родившая ему дочь. Именно о ней, как о самой самоотверженной и верной подруге нашего героя с теплом говорили Карапетян и Юнгвальд-Хилькевич, из-за неё же разошлись пути-дороги Высоцкого с Игорем Кохановским.
          Татьяна Иваненко отличалась не только красотой, но и целеустремлённостью, благодаря которой стала актрисой. И театр для себя она выбрала сама – им стал Театр на Таганке, где она обосновалась в 1966 году и нашла свою нелёгкую судьбу.
          О себе же Георгий Эмильевич заявил следующее: «Я не борец! Правда, никому не лизал задницу, но и не отстаивал с пеной у рта каждый свой кадр». Да, не лез на рожон, и расслаблялся «горячительным». От самоубийства алкоголем его спасла женитьба на незаурядной женщине, ради которой он сумел покончить с пагубным пристрастием, но кино уже превратилось из искусства в товар, и Юнгвальд-Хилькевич посвятил себя семье и живописи. Кстати, художником стал в конце жизни и Станислав Говорухин. В итоге оправдал «Число Мастера» лишь Зураб Церетели, сумевший пренебречь всеми преткновениями, включая открытую травлю сторонниками  классицизма за  памятник Петру I.
          Ярким представителем «тетрад», можно даже сказать – «эталоном», высветившим все возможности человека с этим кодом судьбы, является Николай Губенко, которому Любимов дал прозвище «Атаман». Этот талантливый «одессит», сразу ставший ведущим актёром молодого театра, не побоялся оставить сцену ради получения профессии режиссёра, он же во время раскола ТнТ в 1993 году основал театр «Содружество актёров Таганки» и стал его художественным руководителем. А перед этим событием Николай Николаевич успел потрудиться на посту последнего министра  культуры СССР  и в качестве депутата Госдумы Федерального собрания Российской Федерации II и III созывов – он и великолепную книгу написал – «Театр абсурда», о которой позже у нас ещё будет разговор.
          А не потому ли Губенко стал столь успешным, что судьба осчастливила его обретением разумной и верной «половинки»? Речь идёт о Жанне Болотовой, родившейся с кодом судьбы «восемь», отвечающим за любовь и искусство, которые бессмертны.
         
         
          «ВОСЕМЬ» – число Вселенной, число бесконечности, символ достатка и благоденствия. Людям «восьмёрки» присущи стремление к успеху, эффективность, практичность, расчётливость и цепкий ум. Они энергичны, способны к концентрации усилий и нацелены на конкретный результат. Иными словами, они стремятся к овладению материальным миром и созданию материального базиса. Основа их успеха – компетентность, борьба, осмотрительность и тяжелый, усердный труд. Свои планы они, как правило, проводят в жизнь с величайшей осторожностью и благоразумием. Эти люди могут быть как надёжными партнёрами, так и жёсткими, замыкающимися в себе личностями – но за внешней оболочкой почти всегда таится своевольная и мятежная душа ищущего свой путь духовного развития бунтаря, способного на безумные эксцентричные выходки. Однако ни расчётливость, ни вспышки мятежности не мешают им помогать тем, кто попадает в  сложную ситуацию.
          В негативе «восьмёрка» – она же «ОГДОАДА» выдает крайне хитромудрых материалистов, ради денег готовых на всё и безразличных к страданиям других. С другой стороны «восьмёрка» может быть почти  совершенной и эффективной у людей просветлённых и склонных к мистицизму при поиске некой схематичной сверхгармонии.
          Кто же ещё кроме Жанны Болотовой из окружения Высокого родился с этим непростым кодом судьбы?
          Начнём с «крайностей» – с русского француза, художника, скульптора  и мистика Михаила Шемякина и администратора театра на Таганке Валерия Янкловича. Первый озорной романтик и собутыльник по случаю, второй – трезвый прагматик. Оба были очень близки с Владимиром в период покорения им далёких и близких горизонтов. Следующая пара – побратимы юношеского дружеского союза с Большого Каретного: Игорь Кохановский и Василий Шукшин.
          Далее обозначим троицу «огдоад» среди соратников актёра Высоцкого в театре и кино. В неё вошли таганский сценограф Давид Боровский и режиссёры Геннадий Полока и Иосиф Хейфиц. Благодаря этим троим сподвижникам в мир вышли блистательные работы нашего героя в спектакле «Гамлет», в легендарной «Интервенции», где Высоцкий, вдобавок, явил всем скрытый талант великолепного танцора, и в фильме «Плохой хороший человек». За роль фон Корена в фильме Хейфица в 1974 году Владимиру был присуждён приз на фестивале в итальянском Таормине. Впрочем, поскольку Советский Союз официально в этом фестивале не участвовал, он эту международную награду не получал. Это не удивляет – такие осечки в судьбе были часто, и роли проходили мимо, и кадры из фильмов вырезались. Однако Геннадий Полока при любой возможности снимал Владимира в эпизодах и включал в свои фильмы его песни.
          К «восьмёркам» относится и внук Анастаса Микояна – музыкант Стас Намин, о мистических узелках сплетений жизненного Пути которого с красной нитью судьбы Высоцкого будет поведано чуть позже.
          А пока разберёмся с очень интересной группой современников нашего героя с кодом судьбы «7», символизирующим «движение к идеалу».

            
          «СЕМЁРКА», именуемая также «гептадой», олицетворяет одухотворённую материю. Это число мира, единства, жертвенности и мистицизма, победы духовного над материальным. В древности «семёрку» считали числом совершеннейшим. Она сулит понимание того, что, полностью постигнув материю, можно не гнаться за деньгами, а обратиться в сторону углубления внутреннего опыта и сконцентрироваться на духовном развитии. Человек с числом судьбы «7» легче других справляется со своими проблемами благодаря накопленному внутреннему опыту и умению разрешать конфликты. Он может быть отличным советчиком и магнетически действует на других. В негативном смысле семёрка проявляется в нервозности, желании уйти от действительности. А в целом, семёрка считается счастливым числом, приносящим удачу. Это некий «знак ангела».
          Переходя к группе приближённых к Владимиру Высоцкому «семёрок», заметим, что в общении с этими людьми он всегда чувствовал себя комфортно. Самыми близкими ему среди них в разное время были его первая жена Иза Высоцкая, двоюродный брат Александр Высоцкий – сын «дяди Лёши», актёрская чета ленинградцев Нина Ургант и Кирилл Ласкари и Белла Ахмадулина с мужем-художником Борисом Мессерером.
          Также в эту избранную группу вошли прозаик Василий Аксёнов, композитор Альфред Шнитке, поэт Иосиф Бродский, оценивший Высоцкого первым из «классиков», и актриса Марианна Вертинская, которой Владимир, гостюя в доме Вертинских за несколько лет до замужества, предсказал брак с её сокурсником и своим соратником – актёром ТнТ Борисом Хмельницким.
          Число судьбы «7» имели также Архип Иванович Куинджи, живопись которого Высоцкий очень любил, и два высоцковеда, написавшие о нём популярные книги: Виктор Бакин и Владимир Новиков.
          Не менее интересны и люди с числом судьбы «пять», именуемым также «пентадой»
         
         
          «ПЕНТАДА» является «кодом судьбы» людей «далёких и близких» в одном лице, поскольку их кредо – независимость. Человек с таким числом судьбы, как правило, некий микрокосмос, «вещь в себе», живущая в своём обособленном микромире. Почему? Дело в том, что «пятёрка» символизирует собой замкнутую систему четырех стихий с центром, откуда можно управлять как внешними, так и внутренними природными силами.
          Люди числа «5» всегда находятся в состоянии поиска, напряжения и совершенствования, стремясь вырваться из материального заточения к свободе и власти над стихиями и формами этого мира – вне времени и пространства. Они энергичны, чувственны, любознательны, и, чаще всего, великодушны. Общение необходимо «пятёркам», чтобы ощущать свою значимость. Целеустремлённость, сосредоточенность, упорство, независимость и владычество духовности над материальным миром, помогает им жить и… выживать. «Пентада» считается непредсказуемым, но счастливым числом, и, в основном, «пятёрки» успешны.
          Интересно, что лишь в группе «пятёрок» у нашего героя «лиц влияния» не меньше, чем попутчиков и близких друзей. Непредсказуемость и даже некая странность делает их заметными в коллективах. Итак, посмотрим кто из «пентад», так или иначе, нарисовался в судьбе Владимира Высоцкого.
          Во-первых, это его мать – Нина Максимовна – образованная, артистичная и весьма странная женщина, способная сжечь переписку сына с его первой женой и прямо в дверях швырнуть обратно подарок поклонников Высоцкого, принёсших ей альбом с его фотографиями, снятыми ими во время случайного и неизвестного концерта в их городке. 
          Во-вторых, актёры и режиссёры Фаина Раневская, Вениамин Смехов и Андрей Тарковский, с которыми у Высоцкого по разным причинам были уважительные, но сдержанные и немного отстранённые отношения.
          В-третьих, танцор Михаил Барышников, сумевший станцевать в традициях классического балета песни „барда всея Руси“ и Леонид Мончинский, с которым Владимир в 1976 году – сразу после знакомства на прииске Вадима Туманова, сговорился написать книгу «Чёрная свеча». Дописывал её Мончинский сам, издана она была Иркутским отделения Советского фонда культуры в 1992 году.
          Из «лиц влияния» на творчество Высоцкого пентадами были русский шансонье Александр Вертинский, композиторы Дмитрий Шостакович, Фредерик Шопен и Исаак  Дунаевский. Кроме них в эту подгруппу можно включить члена ЦК Анастаса Микояна и писателя Исаака Бабеля, лишь одна удачная метафора которого про «гибельный восторг» вдохновила Высоцкого на песню «Кони привередливые» и сделала его почитателем всего творчества известного одессита…
         
         
          …Майский ветер дерзко толкнул занавеску, и та чуть не сбила чашку с остывшим кофе. Уж не намёк ли это, что пора освежить «Алгебру судьбы» на семи ветрах времён? Проветрить и рассмотреть невидимые узелки параллельных и вертикальных нитей судьбы сподвижников нашего героя. Ведь я уже про все числа рассказала…
          – А про «двойки» где информация? – перебил мои размышления строгий мужской голос.
          Не успеваю я удивиться, как невидимого оппонента одёргивает звонкий девичий голосок:
          – Да зачем нам какие-то «двойки»? У меня и так уже мозги пухнут от этой алгебры и чисел всяких!
          «Наверное, за занавесками прячутся…» – пытаюсь я материализовать нелепую ситуацию с фантомами и сержусь:
          – Да будет вам рассказ про «двойки»! И про двойки, и про пятёрки, и про мистическое число 25!
          – Опять двадцать пять?! – дуэтом возмущаются невидимые читатели. – Ничего нового мы не ждём, когда уже так много букв и цифр тут вывалено!
          – Это бабушка надвое сказала…– неуверенно возражаю я. И тут вспорхнувшая занавеска мягко ложится мне на плечи. – Всё, всё. Я поняла Нужна пауза.  Послушаем пока дуэт Высоцкого с Ниной Шацкой…
         
         
            ПРИМЕЧАНИЯ.
            
1. На иллюстрации в группах с числами судьбы (ЧС) лица сверху вниз:
ЧС=3 – Абдулов, Любимов, Васильев, Демидова, Ирэна Высоцкая.
ЧС=5 – Раневская, Мончинский, Смехов, Иваненко (22=4) Аркадий Высоцкий (4)
ЧС=9 – «Дядя Лёша», Марина Влади, Анатолий Эфрос, Олег Даль, Никита Высоцкий,
ЧС=10 – Николай Дупак, Оксана, Карапетян, Целиковская, Абрамова
Центр: ЧС=5 – Мать. ЧС=11 – Туманов, Филатов, В. Высоцкий (худ. Ильяс Бичурин)
ЧС = 4 и 7 – Отец (4), Иза Высоцкая, Ахмадулина, Мессерер, Бродский
ЧС=6 – Бортник, Говорухин, Золотухин, Шацкая, Саввина
ЧС=8 – Шемякин, Полока, Хейфиц, Кохановский, Янклович
            2. Ссылки на видео и стихи по теме приведены в первой рецензии
            
            Начало:
Часть 1. ВОСХОЖДЕНИЕ
Высоцкий. Глава 1. Приговорённый к жизни – http://www.proza.ru/2018/01/25/132
Высоцкий. Глава 2. Вертикаль – http://www.proza.ru/2018/04/11/61
Высоцкий. Глава 3. Горизонты – http://www.proza.ru/2018/07/03/989
Высоцкий. Глава 4. Быть или не быть самим собой – http://www.proza.ru/2018/07/24/295
Часть 1. Клубок судьбы
Высоцкий. Глава 5. Нити судьбы – http://www.proza.ru/2018/11/26/1651
Высоцкий. Глава 6. Числа, звёзды и орбиты – http://www.proza.ru/2019/01/25/24
            Продолжение – будет

            Внимание! Можно увеличить картинку. Для этого зажмите одним пальцем клавишу Ctrl и осторожно покрутите колёсико мышки вперёд или нажмите «+». Вернуть всё в исходное положение можно покрутив колёсико назад.