О Рождестве, Новом годе, и не только

Аркадий Кузнецов 2
    Декабрь – особый месяц в календаре. Во всём христианском мире и ряде других стран он проходит в ожидании Рождества и Нового года. Не будет откровением заметить, что новогодние праздники – самые любимые у большинства наших соотечественников. С детства они связаны с наряженной ёлкой, подарками от Деда Мороза, зимними гуляниями, пожеланиями всего-всего в наступающем году…Светлые, радостные и совсем не политизированные празднества – даже в советское время. Но вот что здесь к чему, чем отличается встреча Нового года от встречи Рождества, почему конец года – время, когда возможны всякие чудеса? Далеко не всякий может ясно ответить на эти вопросы. Слишком многое перепуталось в нашей жизни, слишком многое было в недавнее время забыто, и прежде всего – то, что относится к религии, семейным традициям, благотворительности, светской жизни в лучшем смысле этого понятия. Многие рождественские традиции переходили на Новый год – ввиду того, что в советском обществе не приветствовалось само упоминание о Рождестве.

И даже сейчас, спустя уже немалый постсоветский период, наблюдается много путаницы. Новый год воспринимается как семейный праздник, а Рождество по телевидению встречают в основном лишь трансляцией церковной службы. В магазинах – аляповатые Деды Морозы, больше напоминающие Санта Клаусов, и тут же – огромное количество животных символов наступающего года по китайскому календарю, но нет привычных для Европы пастухов, волхвов с дарами, редко можно увидеть и Вифлеемскую звезду. Положение усугубляется тем, что у нас как бы два Рождества и два Новых года – по новому и старому стилю, причём официальный Новый год приходит не позже, а раньше официального Рождества. Мы говорим перед 25 декабря о «католическом» Рождестве и тут же передаём по радио весёленькие англоязычные протестантские песенки. До сих пор редко можно услышать колядки (в России, а не на Украине и в Белоруссии). Что такое щедрование, «бабий день», «Меланьина свадьба» - об этом до сих пор многие не знают. Лишь в последние годы наметились шаги к некоторым мировым стандартам – например, гулянья в новогоднюю ночь на Красной площади (хотя новогоднюю ночь на Арбате устраивали ещё в начале перестройки). Давайте посмотрим хотя бы в общих чертах, что к чему в череде зимних праздников, вспомним старые российские обычаи и присмотримся к интересным традициям в разных странах мира!

«Почему смена одного года другим – повод для праздника?» (Реплика инопланетянина в фильме «Эта весёлая планета»)

Почему? И почему это происходит в разгар зимы, среди снегов и мороза? Тут нам нужно вспомнить далёкие первобытные времена… Древние люди заметили момент, когда начинает – после 22 декабря – прибавляться день, и уменьшаться тёмная зимняя ночь. Значит, есть надежда на весну, тепло и новый урожай – ведь зародилось новое солнце! Этот-то момент и справлялся как начало нового года у северных народов. Например, у славян это был праздник, посвящённый богу солнца и даров Даждьбогу, проводы уродливого Корочуна – самого короткого дня в виде коряги, которую забрасывали подальше в лес. Кукла-Коляда (в виде козы) проносилась по домам с пожеланием всех благ и осыпанием земли сухими ягодами. В Древнем Риме также закрепили Новый год в это время - 1 января. Праздник новолетия посвящался Янусу – двуликому богу конца и начала.

Наряду с январским Новым годом могли существовать и другие варианты – мартовский, сентябрьский (как в России до Петра). Но всегда новогодие считалось временем, когда ослабевают привычные мировые законы – как при смене начальства. Поэтому нужно и отвадить нечистую силу – рядясь в маски, и нагадать себе судьбу в новом году, и верить во всякие чудеса, и вообще вволю повеселиться. Отсюда пошли маскарады, пляски, гадания, столь привычные в эти дни. Постепенно во всей Европе стали отмечать Новый год именно 1 января, а у нас это произошло по петровскому указу с 1700 года. Ныне это – праздник большинства стран мира, в некоторых странах отмечается наряду с традиционным Новым годом.

                О Рождестве.

Уже первые христиане были убеждены, что Сын Божий тоже родился в дни солнцеворота. В IV веке стало официально отмечаться Рождество Христово, заменившее восточный праздник Непобедимого Солнца в день 25 декабря. Окончательно христиане стали отмечать Рождество в один определённый церковными соборами день два века спустя. Лишь армянская церковь празднует Рождество в один день с Крещением.

В средние века Рождество воспринималось прежде всего как церковная служба и стало главным праздником в католической церкви. Праздник дополняли представления на городских площадях на евангельские темы – мистерии. Со временем их почти вытеснил кукольный вертепный театр( изображающий вертеп – пещеру, место рождения Христа). Окончание поста предполагало – после первой звезды, напоминавшей о звезде Вифлеемской – обильное застолье. В народной традиции Рождество стало открывать святочные дни – «двенадцать святочных деньков» с тем же шествием по домам, угощением и песнями, славящими Христа и заключающими в себе добрые пожелания. Многое здесь осталось от языческих традиций – ряженые, маски животных и т.п. Новый год стал приходиться как раз на середину этих дней.

С появлением в XVI в. протестантских церквей Рождество стало обрастать традициями более светского характера. С этого века в Германии и странах Северной Европы распространилось украшение городов елями и другими хвойными деревьями или их ветвями как символами вечной жизни. Поначалу ветви украшали лишь зажжённые свечи. Стало распространяться и представление, что Рождество – детский праздник, в который они получают подарки. Ведь дети – непорочное подобие младенца Христа. Впрочем, повторное дарение подарков было возможно и в Новый год, и на Крещение. В качестве их дарителя стал чаще всего выступать человек, изображавший святого Николая (или Отец Рождества). Ранее Николай Угодник дарил подарки в свой день – 6 декабря (это сохранилось в Голландии).Уже ко времени написания сказки Гофмана о Щелкунчике и Мышином короле Рождество на Западе стало семейным, благостным, в меру чинным, в меру весёлым торжеством с детскими хороводами вокруг ёлки, сладостями на её ветвях и сказкой, рассказанной под ней. А ещё в эти дни надо было позаботиться обо всех, кому нужна помощь, как помогал им Христос. Отсюда – благотворительные раздачи подарков бедным, инвалидам, сиротам. Отсюда – и святочные рассказы о том, что в жизни любого человека, часто нуждающегося, должно состояться что-то светлое…

Всё это двести – сто лет назад распространилось и в России. Только подарки стал дарить более привычный для нас Дед Мороз из русских сказок. А затем – 70-летний разрыв. «Только тот, кто друг попов, ёлку наряжать готов». Это – вначале. Затем власти спохватились – ёлку разрешили, но как новогоднюю. То, к чему мы привыкли – детские утренники, подарки, но без намёка на христианские традиции. Как готовиться к Новому году? Купил ёлку за три дня, бутылку шампанского… И всё? А как делается там, где традиции не прерывались?

                Ожидание праздников (адвент).

В наши дни глобальная индустрия развлечений сильно снижает предвкушение праздников, уже с середины ноября выставляя в магазинах и общественных местах ёлки и соответствующие декорации. Думается, это – перебор. По традиции, постепенная подготовка к Рождеству должна начинаться за месяц. Нет ничего трепетнее ожидания чудесной святочной поры. В католической и православной традиции это – рождественский пост. Не столь строгий, как Великий пост, но всё же – пост. Смысл его – отказывать себе во многом, готовя великолепие Рождества. По- латыни «ожидание» - адвент. На Западе, даже в протестантских странах, где нет поста, дни эти проходят в дружной, тихой подготовке семьи к праздникам. Каждое воскресенье все собираются вечером дома за скромным столом. За четыре недели до Рождества зажигают одну свечу,

за три недели- две, за две недели – три, за неделю горит уже четыре. В Северной Европе по воскресеньям устраиваются и общественные собрания с музыкой, беседой и детскими представлениями. Это принято называть «малое Рождество». В новое время подобные традиции распространились и в России. Не пора ли попробовать в предновогодние дни их возродить?

В ряде стран тёмное небо декабря расцвечивается огнями особых праздников, призывающих свет и добро. Так, 13 декабря в западном христианстве – это день святой Люции. В Швеции утром по городам и посёлкам проходят процессии девушек, среди которых избирается королева в короне с пятью свечами. Вроде конкурса красоты, но скромного, в строгих белых одеждах и со спокойной торжественностью. Вечером устраиваются факельные шествия, поют хоры. Любимая песня этого праздника исполняется на мелодию итальянской «Санта Лючия». Отчасти популярен этот праздник и в Финляндии, Дании, Англии как день воспевания женщин.

День Люси – полночь года, полночь дня,

Неверный свет часов на семь проглянет:

Здоровья солнцу недостанет

Для настоящего огня;

Се запустенья царство;

Зима в водянке опилась лекарства,

А жизнь снесла столь многие мытарства,

Что дух её в сухотке в землю слёг,

Они мертвы, и я их некролог…

Я есмь никто, не вспыхнет мой восток.

Для вас, влюблённых, для хмельного пыла

Дневное скудное светило

Переступает Козерог:

Войдите в наше лето;

Она ж уйдёт, в державный мрак одета;

И я готовлюсь к ночи без рассвета –

Её кануном стала для меня

Глухая полночь года, полночь дня.

Джон Донн , 1612 год.

Эти мрачноватые стихи были написаны тогда, когда в Англии ещё сохранялся старый календарный стиль, по которому день Люции приходился как раз на зимнее солнцестояние.

На Филиппинах за пять дней до Рождества проводится парад фонарей – смесь европейских и восточных традиций. В Италии девять предрождественских дней – новены, работают праздничные базары, идёт организованная подготовка к праздникам. А на Британских островах 23 декабря отмечается древний кельтский праздник плодородия – День ели (любители Хеллуина, а это чем плохо отметить? Например, отметить покупкой именно в этот день натуральной либо искусственной ёлки и каким-нибудь весёлым ритуалом возле неё!)

                Кстати…

С христианской традицией в декабре сближаются и некоторые праздники иных религий. Нам больше всего знакома из них еврейская Ханука(«освящение»). История этого праздника восходит к очищению Храма в Иерусалиме и возжиганию священного восьмисвечника -ханукальной Меноры участниками восстания Иегуды Маккавея во II веке до н.э. Восемь дней в декабре горит свет Меноры, озаряя эту тёмную пору года. Праздник понимается как победа света и добра, установленного Богом. Издавна существует также обычай дарить подарки детям (изначально – деньги на сладости).

В Иране 22 декабря отмечается праздник огня – Ялда. Похожий праздник под другими названиями есть и у ряда народов Центральной Азии, Кавказа, Поволжья. Например, в Калмыкии это – Зул, национальный Новый год.

                Сочельник и рождественская ночь.

Сочельник (24 декабря, по новому стилю – 6 января) – день кануна Рождества, когда в пост разрешается съесть лишь сочиво – особый пирог. До вечера в мировой традиции готовят стол и подарки. В Финляндии при этом утром ходят в сауну (ёлка должна стоять уже накануне вечером), а после дневной церковной службы отправляются на…кладбище поздравлять усопших родственников, оставляя им на могилах угощение и ставя свечи и еловые ветви.

Первый рождественский стол – от первой звезды до полуночи – мучной и сладкий. В это время отдельно собираются за стол дети. Они получают подарки под ёлкой, поют и пляшут, затем идут спать или встречают со взрослыми приход Рождества. Далее – только взрослый стол с мясом, рыбой и вином. Так – в большинстве европейских стран. В некоторых странах дети могут получить подарки от Санта Клауса по старинному обычаю лишь утром – в подвешенном ботинке или чулке.

По-особому отмечается Рождество в Японии. Для большинства японцев – нехристиан – это чисто светский праздник. Как и в других странах, горят повсюду ёлки. За столом под караоке поют песни. В канун Рождества юноши могут признаться в любви девушкам – но не наоборот, это – в день святого Валентина. И также дарят подарки детям.

В Албании, где большинство населения – мусульмане, но есть и христианская традиция, 25 декабря – День мерного снега.

Везде именно Рождество – семейный праздник с минимумом гостей, главное торжество для детей. Так было и в России (перечитайте хотя бы «Лето Господне» И.Шмелёва, «Детство Никиты» А.Н.Толстого или вспомните ёлку у Свенцицких в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»).

Церковные песнопения в рождественскую ночь сливаются с исполнением в рождественских концертах и в семейном кругу – во всём христианском мире – таких классических произведений, как «Тихая ночь» Й.Мура и «Аве Мария» Ф.Шуберта. Везде выступают с поздравлениями и добрыми пожеланиями уличные артисты. Главные герои этой ночи – рождественские дедушки : Санта Клаус, Фазер Кристмас, Вайнахтсман, Пер Ноэль, Юлетомтен, Йоулупукки… Они раздают подарки и детям, и взрослым. Большинство привыкло класть их в обувь или чулки, а вот испанский Папа Ноэль забирается в печную трубу. Чешский Микулаш несёт подарки в огромном коробе за плечами. Между прочим, неверно думать, что только наш Дед Мороз приходит со спутницей – Снегурочкой. Девочка или юная девушка сопровождает дедушку и в Германии – это Кристкинд (душа младенца Христа), и в Словакии – это Снежинка. В других странах приходят также трубочисты, гномы, фрау Хольда, олицетворяющая зиму (в Австрии). Особенно популярен Чёрный Питер – трубочист или негритёнок – из Голландии он попал и в Англию, и в Германию. А в Исландии во все святочные дни к детям приходят по одному 12 братьев-троллей! Есть страны, где подарки детям дарят и на Новый год. В Австрии это делает святой Сильвестр, в Литве - Сянис Шальтис, в Греции и на Кипре – Василис, разъезжающий на осле.

                От Рождества до Нового года.

Святая неделя – от Рождества до Нового года – заполнена в ряде стран особыми праздниками. Упомяну только некоторые из них.

26 декабря в Англии – День коробок или копилок. Именно в этот день – день святого Стефана - в церквях устанавливались в старину ящики-копилки, в которые прихожане откладывают деньги для бедных. И ныне принято дарить деньги в этот день, особенно почтальонам и посыльным. А в Финляндии день Стефана – Тапани – отмечается по-иному: устраивается катание на лошадях или скачки. Также популярны молодёжные шествия в козлиных масках или масках других животных. Как тут не вспомнить

славянскую куклу-коляду с головой козы, да и имя рождественского финского деда – Йоулупукки, что означает «рождественский козёл»! В Бельгии – главный день рождественских подарков, а в США начинается трёхдневный праздник афроамерканнцев – Кванза.

27 декабря интересный праздник в Хорватии – Янушево. Это – весёлый день, когда после семейных торжеств люди начинают ходить в гости в разные дома. Такие гости – полазники – готовят вместе с хозяевами обед, приветствуют их с пением и плясками и получают подарки – что-нибудь съестное или деньги.

28 декабря у западных христиан отмечается память невинных детей, истреблённых царём Иродом. Это страшное воспоминание с веками преобразилось в ещё один детский праздник. В Венесуэле вообще это – день невинных шуток, очевидно, пошедших от издёвки над Иродом, так и не погубившим Христа. Радость по поводу спасения Христа в Хорватии оформилась в день Радошево.

Следующие два дня не отмечены какими-либо особыми праздниками. Все готовятся к встрече Нового года.

                Канун Нового года.

Но последний день в году – 31 декабря – во многих странах день особый. Под Новый год ослабевают обычные мировые законы. И в Англии гуляет праздник Великого беспорядка – в этот день можно одеть самый нелепый костюм, сковороду на голову, проехаться по лестничным перилам, бросать всюду мусор, ходить по проезжей части и т.д. Избирается «король беспорядка». Похожий день – День святых простаков – отмечается в Испании. Где-то героем дня становится его святой – Сильвестр. В Бельгии и Нидерландах в Сильвестрах ходят лежебоки, позже всех вставшие в этот день. В Италии устраивается «ужин святого Сильвестра».

Новогодний вечер – время новых хождений по улицам и домам с песнями и поздравлениями. В Румынии и Молдове это – Плугушорул, когда поют песенки со звоном колокольчиков (некоторые могут вспомнить книгу С.Вангели о Гугуцэ). Сам момент встречи Нового года предпочитают отмечать на улице, съедая двенадцать зёрен или виноградин, запуская фейерверки, всячески веселясь. Пожалуй, самое шумное и небезопасное веселье – в Шотландии, где в полночь буквально выбегают из домов, до этого на улицу не выходя, пьют с первыми встречными пиво, оглушительно орут и используют любые световые и шумовые эффекты… В домах в ряде стран устраивают шуточное выпроваживание старого года и встречу нового, роли которых могут играть старик и мальчик. Где-то просто символически открывают дверь.

В Вене в новогоднюю ночь устраивается главный бал. Вообще эта ночь – традиционная для балов, маскарадов и массовых представлений. Признанные «хиты» встречи Нового года – оперетта И.Штрауса «Летучая мышь», балет П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Марш Радецкого» Штрауса-отца, который в Австрии звучит после полуночи вместо гимна. Прямо скажем – праздник прежде всего взрослый, а не детский. Таким он был ещё 100 лет назад и в России – только на 13 дней позже.

Впрочем, есть до сих пор и древнее представление о том, что в таинственный момент смены лет лучше не бодрствовать. Больше всего спят в новогоднюю ночь в Азии, в странах, где встречают европейский Новый год – Японии, Южной Корее, Монголии. А особо встречают наступление первого новогоднего утра, лишь тогда зовя гостей и накрывая стол.

Пусть каждый выбирает для себя, как встречать Новый год. Лишь бы этот момент стал бы радостным ожиданием чего-то нового и светлого, наполнился общением  с близкими людьми, исполнением желаний, приподнятым настроением.