Тайны операции -Антропоид-. Часть 6

Борис Готман
  Продолжение. Предыдущая часть – http://www.proza.ru/2019/07/07/930

  Прежде чем перейти непосредственно к краткому рассказу о подготовке, проведении и последствиях операции "Антропоид", или "Гейдрихиады", как называют всё связанное с этой операцией в Чехии, хочу привести очень интересное высказывание британского историка, писателя и журналиста сэра Макса Гастингса (Sir Max Hugh Macdonald Hastings), автора множества книг о Второй мировой войне, работавшего журналистом  более чем в 60-ти странах, писавшего репортажи из горячих точек 11 вооружённых конфликтов, десять лет бывшего главным редактором самого авторитетного издания в мире The Daily Telegraph.

  Вот это высказывание чрезвычайно компетентного человека о роли Управления Специальных Операций SOE в тайной войне с нацисткими оккупантами: 
 
 "… моральный вклад в тайную войну, которая была бы невозможна без спонсорства SOE и OSS, был бесценным.
 
  Это позволило возродить чувство собственного достоинства в оккупированных обществах, которые иначе были бы вынуждены оглянуться на последующие главы своего опыта конфликта через темную призму: военное унижение, сопровождаемое принудительным сотрудничеством с противником, сопровождаемое запоздалым освобождением от рук иностранных армий.
 
  Так это было, и исключительно благодаря Сопротивлению, все европейские нации могли лелеять свои кадры героев и мучеников, позволяя массе своих граждан, которые ничего не делали  или которые служили врагу, быть нарисованными на большом холсте, лелеемом в восприятии их потомков."
 
  Возможно, Эдвард Бенеш не задумывался об этом, когда принимал решение о ликвидации рейхспротектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха агентами чехословацкого сопротивления за рубежом.
 
  Но даже если он руководствовался, в основном, своими политическими амбициями, в плане возрождения достоинства чехов и словаков операция "Антропоид"  возымела действительно историческое значение.
 
  Начальник отдела разведки Бенеша, Франтишек Моравец для демонстративной акции "стихийного народного сопротивления оккупантам" - покушения на Гейдриха - выбрал из большого числа достойных кандидатов самых подходящих.
 
  Это были типичные представители народа – частью простые ребята  из не очень устроенных крестьянских семей, которые и батрачили, и были рабочими, и служили в чехословацкой армии, дослужившись до сержантских званий. Некоторые, как, например, словак Карел Свобода, были из семей  мелких предпринимателей, владельцев небольших заводов.
 
  После гитлеровского вторжения они с риском для жизни сложными и опасными путями  бежали из оккупированной страны, воевали некоторое время во французском Иностранном легионе.
 
  Когда под ударом нацистов оказалась Франция, они перебрались туда и добровольцами влились в ряды её защитников. За храбрость и воинскую доблесть, проявленные в боях с немцами, получили правительственные награды Франции.
 
  После падения Франции со своими подразделениями были эвакуированы в Великобританию и стали бойцами смешанных бригад чешского сопротивления за рубежом.
 
  Хочу отметить, что очень похожими путями влились в эти бригады большинство воинов.
 
  В этом же 1940 году  Управление Специальных Операций открыло школу, в которой бойцы проходили  инженерную подготовку (разрушение коммуникаций, промышленных зданий и транспортных сооружений), ведение разведки,  работу с взрывчатыми  веществами, парашютно-десантную подготовку, стрельбу из различных видов стрелкового оружия, рукопашный бой,  топографию и связь, организацию приёма десантников и грузов.
 
  Курс длился шесть недель - срок, конечно недостаточный для полноценной подготовки десантника. Но всегда попадаются в таких группах несколько курсантов, более способных, чем остальные.
 
  В конце курса десантники вернулись в свои подразделения, где ожидали приказ о развертывании групп для заброски в немецкий тыл.
 
  Выбранными Моравцем для покушения на Гейдриха были словак Йозеф Габчик, чехи  Карел Свобода и Франтишек Павелка.
 
  Павелка был радистом, который должен был быть заброшен раньше Габчика и Свободы для налаживания связи с Лондоном.
 
  В ночь с 3 на 4 октября Павелку  десантировали на территорию Протектората. 

  6 октября Карел Свобода, выполняя прыжок с парашютом с аэростата, получил травму и был отстранён от дальнейшей подготовки к этой операции.
 
  Вместо Свободы  по предложению Йозефа Габчика  в группу включили  чеха Яна Кубиша, его старого друга. 
 
  Кубишу предстояло пройти тренировки, ему надо было подготовить фальшивые документы,  поэтому сроки операции пришлось перенести.
 
  Дальнейшая судьба Карела Свободы  тоже сложилась трагично.

  При ночном десантировании  в 1944 году в Протекторате его парашют зацепился за крышу небольшого строения.

  К утру ему удалось освободиться и спрятать рацию.

  Но остальные четверо десантников не знали, где он, и ушли.

  Через день гестапо арестовало его. 

  Он пробыл в немецком концлагере, пока наступавшие американские войска не освободили его, уже умиравшего от истощения.

  Когда после излечения он, наконец, попал в Прагу, то узнал, что почти все его родные были казнены гитлеровцами якобы за помощь Габчику и Кубышу.

  Чудом уцелели его сестра и его сын, которого она спасла.

  В 1948 году после устроенного коммунистами переворота его уволили со скромной должности клерка в МИДе.

  Оставшуюся жизнь он провёл под наблюдением служб безопасности, о которых чехи говорили, что их отличало  от гестапо только то, что в гестапо дел не фабриковали…

   
  Продолжение следует  - http://www.proza.ru/2019/07/11/870