Рогир ван дер Вейден около 1440-1445 г. Алтарь Богоматери (алтарь Мирафлорес)Каждая панель 71 х 43 см Берлинская картинная галерея.
Одним из шедевров мастера дошедшим до нас является алтарь Девы Марии, так называемый алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее.
Считается, что эта работа была выполнена в 1445 году по заказу кастильского короля Хуана II, который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, неподалеку от Бургоса.
Трёхстворчатый алтарь рассказывает нам о трёх значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.
Рисованные рельефы со сценами из жизней Христа и Марии в пустотелом лепном украшении порталов помещают события, изображенные под ними, в хронологию истории спасения. События из Ветхого Завета на столицах колонн помогают интерпретировать основные сцены.
На левой панели изображена Мария, которая поклоняется ребенку, лежащему у нее на коленях.Мадонна держит младенца Иисуса на коленях, они смотрят друг на друга.
Рядом с ними, прислонившись к палке, сидит Святой Иосиф , одетый в синюю шляпу и красную одежду.
На центральной панели Мария держит безжизненное тело Иисуса на руках: две фигуры, стоящие рядом с ней, - это апостол Петр и евангелист святой Лука ; оба одеты в черное, представляя основание Церкви и Евангелия.
На правой панели изображен воскресший Христос, явившийся матери, чтобы утешить ее и рассказать о своем телесном воскресении.Этот эпизод представлен в небольшой сцене, видимой на расстоянии через открытую дверь за двумя фигурами.
Эти три события свидетельствуют о роли Марии в деле искупления. Ангелы с коронами , восхваляющие добродетели Божией Матери, парят у вершины порталов.
Панели в хорошем состоянии. Они были восстановлены в 1981 году , когда были удалены некоторые слои краски. Технические экспертизы показали, что Ван дер Вейден внес несколько изменений, прежде чем прийти к окончательному результату.
Панели триптиха обрамлены деревянной аркой , напоминающей портал церкви.Нижняя часть рамы образует ступеньку, которая, по словам искусствоведа Джеффри Чипса Смита, подразумевает «близость наблюдателя к божественной сцене и его творческий потенциал для подъема». В отличие от многих триптихов того времени, панели были изначально исправлены; они были разделены и прикреплены на петлях только позже.
Одеяние Мадонны имеет разные цвета на каждой панели: в первой, которая изображает рождение Иисуса, она сине-белая, чтобы ознаменовать ее вечную девственность , во второй она красная и представляет сострадание к сыну, который лежит мертвым в его руки, в то время как синий цвет третьего символизирует ее настойчивость, в то время как Иисус появляется перед ней