Моя первая библиотека

Вера Мазухина
   В школьные годы я очень любила книги. Читала много, только вечерами не всегда удавалось по той простой причине, что в нашем небольшом степном хуторке не было электричества. А керосиновую лампу в целях экономии зажигали только для самого необходимого. Только я пристроюсь с книжкой, как моя бабушка подойдёт и задует лампу со словами:
   – Нечего зря керосин жечь!
Зимой, когда светила полная луна, я читала при лунном свете, положив книгу на подоконник. Это были незабываемые, почти сказочные мгновения...

   Мой вход в огромный мир книг, мое увлечение чтением начались с простой сельской библиотеки, находившейся в соседнем селе Шалаевке в старом клубе и занимавшей одну большую комнату. Чтобы поменять книжки, мне надо было протопать больше трёх километров и столько же обратно.

   До сих пор иногда чудится тот особый книжный запах нашей старой избы-читальни. Он как зов к таинственным приключениям, увлекательным путешествиям. И ещё помнится моё детское чувство восхищения, когда ходила между стеллажами. Простые деревянные полки прогибались под тяжестью читанных - перечитанных, потрепанных и даже порой замусоленных томов.  А сколько они хранили  удивительных историй, сказок, рассказов! Мне тогда казалось, что здесь находятся настоящие сокровища, стоит только протянуть руку, взять книгу, открыть её, и откроется волшебный мир.

   В помещении читальни всегда было полно народу. Кто-то из посетителей выбирал художественную литературу, кто-то листал старые газеты или журналы. Особенно доставалось подшивке «Крокодила». Порой несколько человек с жаром выхватывали его друг у друга, часто раздавался дружный хохот над каким-нибудь сатирическим рисунком или новым фельетоном.

   Журналы «Работница» и «Крестьянка» пользовались популярностью у женской части читателей. Я тоже часто интересовалась этими красочными, такими притягивающими выпусками, поскольку выписать их в нашей семье не удавалось. Меня воспитывали бабушки и из их маленьких пенсий в размере двенадцати рублей выделить один рубль двадцать копеек, именно столько стоила годовая подписка, не получалось. Мне очень нравились разные рассказы, красивые интересные фотографии, а вкладыши со всевозможными рисунками для вышивания, с выкройками и другими разными полезными советами вызывали желание тут же применить их в своем рукоделии.

   Недалеко от входа, в уголке комнаты стоял столик, за которым восседали любители шахмат и шашек, здесь была даже строгая очередь.

   Однажды мне предложили стать книгоношей. Было в те годы такое пионерское поручение. Библиотекарь отбирала литературу для взрослых, а я относила на ферму в свой хуторок для выдачи дояркам и другим работникам. Выбранные экземпляры я записывала в карточку, и колхозники-читатели забирали их домой. В следующий раз я приносила новые сборники, а прочитанные возвращала в библиотеку. Признаюсь честно, сначала я сама всё с упоением читала.

   Уже в юные годы, выбирая произведения, часто ловила неравнодушный юношеский взгляд. Нас разделяли стеллажи с изданиями и поверх них видны были только удивительные и внимательные глаза. Говорили об интересном прочитанном, а глаза смотрели так, что спустя годы горячий взгляд забыть невозможно…
 
   Прошло много лет. Однажды мне удалось заглянуть в библиотеку моего детства и юности. С замиранием сердца вошла в помещение. Как и раньше, но уже в новом сельском клубе, она занимала отдельную комнату, которая оказалась очень маленькой, просто крохотной. И к моему изумлению и глубокому разочарованию от бывших литературных томов осталось около двух десятков каких-то брошюр, сиротливо брошенных на полке, видимо, оставшихся из списанных. И пустые, пыльные стеллажи...

Грустно, обидно и больно было смотреть на эти жалкие остатки!

   Оказывается, еще в 2005 году Шалаевская библиотека была закрыта. На момент закрытия в ней насчитывалось 12 739 экземпляров книг. И читательский спрос был – многие жители регулярно посещали библиотеку. 

    Мне удалось найти название документа о закрытии, цитирую:
 «Постановление Главы Администрации района о закрытии 11 сельских филиалов на основании областного решения  « О внесении изменений в областной закон о межбиблиотечных  органов государственной власти и органов местного  самоуправления в области в части применяемых затрат на содержание библиотек».

   Так погасла, исчезла и умерла первичная сельская библиотека - очаг культуры и общения жителей села.

   Сколько в жизни приходилось посещать разные библиотеки в просторных помещениях с уютными читальными залами и даже строго уставные армейские, но маленькую сельскую читалку всегда вспоминаю с особым чувством тепла и благодарности – в моей жизни это была настоящая яркая искорка!

Фото из открытых источников Инета.