Гаятри-мантра

Олег Гуцуляк
Однажды Брахма посетил Вишну, чтобы посоветоваться о каком-то важном деле, и они своей божественной силой призвали в Вайкунту Шиву. Пока три бога сидели и совещались, образуя  тем самым одно существо (Тримурти), которое является Парамой (верховным), Гухьей (тайным) и Сарватмой (душой всего мира), из их объединенной энергии (Ишвары) появилась сияющая женская фигура Сверх-Души (Савитри), освещавшая весь небосвод. Все три бога захотели обладать ею, и она разделила себя натрое, породив Сарасвати, Лакшми и Дургу, которых именуют супругами («шакти» – «силами») Брахмы, Вишну и Шивы.

Если человек желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати, если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми, если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали-Дурге. Но если человек желает постичь самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Савитри – силе, позволяющую достичь единения с его Сознанием и тем самым познать Его.

Как шакти Ишвары Савитри выступает как Гаятри («то, воспеванием чего достигается спасение», где «га» – «воспевать», «три» – «спасать», или «то, что защищает индивидуальные души»  где «гая» – «индивидуальные души-дживы», «тра» – «защищать», иногда интерпретируется как «господство над чувствами»), вторая жена Брахмы. Она смиренно соглашается быть второстепенной по отношению к трем госпожам (ср.: у греческого Зевса тоже две жены – Метида-«Мысль», проглоченная Зевсом и родившая богиню умений и способностей Афину, и Гера-«Священность брака», мать Гефеста, Ареса, Гебы, Илифии, Арги и Ангелы).

Именно Гаятри Деви, с благословениями Брахмы, дала четыре Веды человечеству (поэтому называется их «матерью» – Ведамата и «госпожой речи» – Сарасвати, но в этой ипостаси она жена Ганеши, а не Брахмы): «… Они были подарены искренним искателям Истины много тысяч лет назад безымянными риши, мудрецами арийских племён. Сами же риши обрели ведическое знание напрямую из Божественного источника. Они слышали слова, звучавшие в чистоте их пробуждённого сознания. Эти звуки являются не чем иным, как шёпотом самого Творца. Изучение и применение знаний Вед на практике предвосхищает самые ранние исторические описания древней Индии. Ни один патриарх не может заявить на них свои права. Уникальной особенностью ведической «религии» является то, что она остаётся единственной религией мира, не имеющей какого-то конкретного основателя. Даже в историях, сохранившихся со времён Аватара Рамы, который жил за 10 тысяч лет до Рождества Христова, есть упоминания о ведических ритуалах. Отец Рамы, Дашаратха, проводил ведический ритуал для того, чтобы у него родился сын. Бесполезно рассуждать о дате возникновения Вед, ибо они существовали со времён сотворения мира. Ведические стихи были услышаны древними риши, просветлёнными мудрецами в тишине пробуждённого сознания. Их чистое сознание, настроенное на высшие сферы, могло воспринимать звуки из высшего мира. Со временем, они передали эти стихи своим ученикам, соблюдая большую осторожность в их повторении и заучивании. Веды иногда называют Шрути – услышанное, потому что их изучали только устным способом, без использования письменности. Веды не были сочинены мудрецами. Они являются плодом прямого Божественного откровения. Считается, что у Вед нет автора, и что они были «ясноуслышаны» святыми мудрецами далёкого прошлого, а спустя много тысячелетий, когда из-за духовного падения человечества с наступлением кали-юги всё меньшее количество людей стремилось изучать Веды и передавать устно (как того требовала традиция) из поколения в поколение» [Благин А. «Мир спасут жёлтые!» // http://blagin-anton.livejournal.com/190507.html].


Вторым даром Гаятри человечесту является великая «Гаятри-мантра», которая является отрывком гимна Ригведы с обращением к Савитару (Солнцу как Создателю).
Повторение этой мантры входит в ежедневный ритуал всех правоверных индуистов («Аум Бхур Бхувах Суваха; Тат Савитур Варе-уньям; Бхарго-О Девасья Дхимахи; Дхийо Йо Нах Прачо-даят»; перевод: «Ом! Земному, Воздушному и Небесному Благо! На Савитара Восхваляемого Свет Божественный медитируем! Разум Он наш Да озарит!» или «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Он нам просветление!»).

Она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед: «… Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) – Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) – Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) – Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) – Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед» [Загорулько Б.А. Гаятри и Саи Гаятри Мантры // http://scriptures.ru/g_sg.htm].

Священным числом Гаятри Деви является «пять»: она излучает 5 видов энергии (праны), которые соответствуют 5 грубым (бхуты) и 5 тонким (танматры) элементам, 5 оболочкам человеческого тела (коши), 5 органам познания (джнана-индрии) и 5 органам действия (карма-индрии): «… Управляя всеми этими составляющими, Гаятри Дэви полностью пронизывает все человеческое существо и при произнесении мантры способна очищать и трансформировать все указанные выше элементы. Отсюда значимость и сила воздействия этой мантры!» [Загорулько Б.А. Гаятри и Саи Гаятри Мантры // http://scriptures.ru/g_sg.htm].

«Гаятри-мантра» была получена мудрецом-риши Вишвамитрой. Это был тот самый мудрец Вишвамитра, который посвятил Шри Раму в мистерию поклонения Солнцу. Обряд посвящения мальчиков в ученики («упанаяна») происходит в форме их обучения учителем-гуру «Гаятри-мантре». После этого посвящённый становится «дваждырождённым», т.е. прошедшим, кроме физического, и «духовное» рождение. «Гаятри-мантра» позволила мудрецу Вишвамитре использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда мантра произносилась с верой.

Благодаря могуществу, достигнутому им таким образом, Вишвамитра был способен создать копию этой Вселенной, поскольку вся наша Вселенная является лишь внешним выражением Высшей Реальности (Брахман), недоступной познанию посредством интеллекта: «… Брахман проявляет себя с одной стороны в виде неодушевлённой вселенной, а с другой – в форме бесчисленных центров сознания или душ. Эти души оказываются вовлечёнными в долгий процесс сначала инволюции (нисхождения в материю), а затем эволюции (восхождения к духу), который растягивается на многие воплощения и представляет собой так называемое колесо сансары (цикл рождений и смертей). Конечной целью эволюции душ является осознание ими своей Божественности и выход из круга сансары, то есть достижение мокши (конечного освобождения). Почему души были вовлечены в процессы инволюции и эволюции – это особый вопрос (атипрашна), на который нельзя получить ответ на уровне интеллекта и который может быть разрешён только после достижения самореализации… Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Эко 'хам Баху Сьям» – «Я Един. Да стану Многим!», процесс соединения с Богом начинается словами «Бхарго Дэвасья Дхимахи» – «Мы медитируем на Божественный Свет!» [Загорулько Б.А. Гаятри и Саи Гаятри Мантры // http://scriptures.ru/g_sg.htm].

***

В начале Творения, когда звук ОМ разделил целостность ШУНЬЯКАШИ, из неё родились две силы:

1. Пуруша – изначальное сознание,
2. Пракрити – первозданная природа.
Пракрити – это вечный поток Божественной энергии, а Пуруша – Божественный дух, неизменный, вездесущий наблюдатель всех явлений и изменений Пракрити.
Для того, чтобы, природа (Пракрити) всегда сохраняла связь с божественным (Пурушей), проявилась сила «влечения» в качестве одного из аспектов Пракрити (Божественного). Страстное желание обрести единство и стремление расширить свои пределы – совершенно естественны. Почему семя, попадая в лоно земли, прорастает? Потому, что стремление к росту и размножению заложено в его естестве.
Единение, раскрытие, рост, приумножение, защита, сохранение и питание – обобщенно «Любовь» – это главное качество Пракрити. Любовь содержит в себе импульс развития и расширения и является частью Божественного Бытия.


***

Богиня Дурга-Кали – это Сила преобразования, напоминает нам и о саттвичной (благостной) своей природе: саттва, как ни странно, проявлена в Ней, когда Она держит отрубленную Ею голову демона в руках. Из головы льется кровь – символ раджаса (страсти, беспокойства). Льющаяся кровь – это поток выходящих, или покидающих, голову мыслей.

Но не следует думать, что почитание Матери Кали сделает вас рабом, не имеющим мыслей в голове, не способного рассуждать, анализировать, а лишь бездумно, без должного понимания, слепо во что-то верящим. Здесь речь совсем не об этом… Избавление, а если точнее, укрощение непрерывного потока мыслей – одна из первостепенных задач йоги и почитания Ишта-Деваты (избранного Божества), направленная на осознание себя здесь и сейчас, способствующее гораздо более полному восприятию макро- и микрокосма, глубокому пониманию их тождественности в духе преданности Сущности всего, все Пронизывающей. Мысли, впрочем, как чувства и поступки, должен контролировать разум, а не мысли и чувства должны подчинять себе более разумное начало. «Возничий будет чувствовать себя более свободно и раскованно, если тройка лошадей будет размеренно бежать, подчиненная ему. Но что станет с возничим, если три коня понесут колесницу слишком быстро, или ринутся в разные стороны? Будет ли он чувствовать себя свободным?». Контроль ума, чувств и поступков – единственный путь к свободе.

Голова в руке Богини Кали символизирует также и разумное начало (Джняна – Знание), благодаря которому можно утолять жажду из источника знания.

Следовательно, символ кровоточащей головы представляет собой совершенное знание, за пределами ума (мыслительных процессов), свободное от ограничений формой (телом), подобное самадхи, подобное смерти.

Но следует также обратить внимание на то, что отрубленная голова на самом деле живая. Блаженная улыбка говорит об этом. Как она может быть мертва, находясь в руках Матери Кали, как и все Сущее?

Некоторые спекулировали на тему того, что первоначально Кали была Богиней жителей Холмов Виндхья (горного кряжа на юге Индии), побежденных арийцами, пришедшими с севера. Это, по их мнению, должно было объяснить, почему Ее неотъемлемый атрибут – ожерелье из черепов – сделан из голов белых людей. На самом деле, цвет отрубленных голов не акцентируется (на некоторых изображениях они – черные, на других – цвета кожи индийцев). Пятьдесят голов ожерелья символизируют Матрику – буквы деванагари (санскрита). К тому же – это головы асуров, демонов, воплощающих грехи, или качества, мешающие узнавать Мать во всем.


***
Бог един – свидетельство шастр.

В «Падма-Пуране» утверждается: «Тот, кто есть Вишну — также есть и Рудра, в этом нет сомнения».

Выражением единства Вишну и Шивы является традиционное изображение формы Хари-Хара, одна половина тела которого образует Вишну, а другая – Махэшвара-Шиву.
Так и в «Шактисангама-Тантре» утверждается: «Тот, кто пребывает в форме Вишну, – это Шамбху-Шива, тот, кто пребывает в форме Шамбху-Шивы, — это Хари».

Мантра их единства звучит так: «Шивасья хридаям вишнур-вишносча хридаям шиваха» — «Вишну – это сердце Шивы, также как и Шива — это сердце Вишну».

О необходимости признания в равной степени Высшим (Единым) обоих говорит «Сканда-Махапурана»: «Хари пребывает в Вишну-Канчи, Шива пребывает в Шива-Канчи. Те поклоняющиеся, которые не различают между этими Двумя — достигают Спасения очень легко; однако другие, которые различают между Ними, возвышая Одного и считая ниже Другого, попадают в плохое положение».

Шри Чайтанья поклонялся в храме Гупта-Варанаси (Бхуванешвар):
«Тот, кто при поклонении Господу Шиве делает различия между Хари и Харой (Шивой) и по этой причине отказывается от прасада Шивы, совершает оскорбление и потому будет страдать от проклятия Бхригу Муни. Но тот, кто считает Хари и Хару единым целым и с верой принимает прасад Шивы, очень дорог Им обоим».

Существует также следующее ведическое изречение: «Шива — это Вишну, а Вишну — это Шива; те, кто думают иначе, идут в ад».

Рудра-хридайя-Упанишада утверждает: «Люди, почитающие Господа Вишну, почитают Самого Шиву. А почитающие Шиву, в действительности почитают Господа Вишну. Те, кто питают зависть и ненависть к Шри Рудре, на самом деле ненавидят Шри Вишну. Хулящие Господа Шиву хулят Самого Вишну». «Люди, почитающие Господа Вишну, почитают Самого Шиву».

«Нараяна-Упанишада» говорит: «Нараяна является Вечным Принципом. Брахма это Нараяна. Шива и Индра – это также Нараяна». Да, в текстах говорится, что Дурга есть Кришна, но можно тоже самое сказать и про остальных Богов. Если вспомнить конец «Махабхараты», то тогда вообще все станет ясно: «Юдхиштхира пришел в райскую обитель и увидел, что все его подношения Кришне лежат у ног Господа Шивы».

«Тайттирийя-Упанишада»: «Это есть Атман-Брахман, а все другие Божества — это Его члены».

Все это совершенно ясно и недвусмысленно говорит о том, что за всеми обликами, формами и именами Бога скрывается один и тот же Господь Бог, Единый и Неделимый, не-имеющий-второго (Адвайтам). Нет никакого принципиального различия, как Его называть — Шивой, Вишну, Кришной, Радхой, или как-то еще. Все имена принадлежат Ему, Он откликнется на любое имя, — если оно произнесено с любовью и искренностью. Каждый человек имеет право называть этого не имеющего имени Бога своим именем, вне зависимости Кришна, Радха, Шива-Шакти, Лакшми-Дурга-Сарасвати. И этот Бог и есть создание, поддержание и разрушение.

В «Куларнава-Тантре» содержатся следующие шлоки: «Существует Высший Абсолют — неделимый, благой (Шива), всеведующий, Творец всей вселенной, Владыка всего мира, чистейший, лишенный двойственности (адвайта), сияющий Своим собственным светом (свапракашах), не имеющий ни конца, ни начала, неизменный, запредельный, свободный от качеств (ниргуна), полный вечности — знания — блаженства, частицами Которого являются все живые существа» (1 Улласа. 7-9).

В «Маханирвана-Тантре» есть такие шлоки о Всевышнем: «Неизменный, не имеющий основания, лишенный внутренних различий, не обеспокоенный, пребывающий вне гун, Всевидящий, Душа всего, Наблюдатель всего, Господь. Тайно сокрытый во всех существах, Всепроникающий, Вечный освещающий все гуны и объекты чувств, пребывающий за пределами всех органов чувств. Тот, Который находится за пределами вселенной. Который является изначальной причиной вселенной. Который не постижим умом и не выразим словами. Он знает все, но Его не знает никто» (II Улласа, 35-37) .

«Хотя Брахман и не может быть видим глазами, Он абсолютно неограниченный – пребывает во всем и является всем. «Сарвам кхалвидам брахма» – «Все сущее в действительности есть Брахман».

В «Чхандогья-Упанишаде» говорится: «В действительности, вся эта вселенная — Брахман. Он — начало конец и жизнь всего» (3,14). А также: «Следует считать, что во внутреннем мире Брахман — сознание; и следует считать, что во внешнем мире Брахман — пространство. Эти два — объект созерцания» (3,18,1).

Также и в «Шактисангама-Тантре» утверждается: «Все в этом мире — что движется и неподвижно — есть Брахман. Абсолют может быть постигнут только в Единстве. Когда отрицается или Абсолют, проявляющий Себя в форме, или же, наоборот, когда отрицается Абсолют вне качеств и форм — постижение Высшего Единства невозможно».
А если глубоко изучать пуранические тексты, то увидим, что все есть одно и в итоге все сходится в одну точку и рано или поздно все сольется с этим сладким и прекрасном звуком Ом!

***

В «Падмоттара-кханде» (225. 57) говорится, что материальная и духовная энергии отделены друг от друга водами, которые называют рекой Вираджей. На одном берегу Вираджи находится вечный мир, который безграничен и полон блаженства и который называют духовным небом, этот мир и является духовным царством, или царством Бога.

По одну сторону реки находится сияние, называемое Брахмалокой, а также бесчисленные планеты, Вайкунхалоки, а по другую – этот материальный мир. Это значит, что на этом берегу находятся многочисленные материальные планеты, плавающие в «Причинном Океане».

Река Вираджа находится между духовным и материальным мирами. Три гуны материальной природы не оказывают на эту реку никакого влияния, поэтому она называется Вираджей. «Вирата» («полностью уничтожается»), а «раджа» – «влияние материального мира». На языке Вед «вираджей» называется состояние, которого достигает тот, чье материальное существование подошло к концу.

Брихаспати сказал:

О Вместилище бесконечного Знания! Проявляющий милость миру! О Анантарудра! О Господь! По (Своей) бесконечной милости Ты наделяешь сущих в мирах благословением. Слушая (Тебя), я погружаюсь в безграничный океан блаженства. Теперь желаю услышать о Шивалингаме, самом очищающем. Поведай о его форме и величии, о Творящий милость!/1-3/

Анантарудра сказал:
О Брихаспати! Разъясню (тебе) величие лингама, познав которое человек быстро обретает освобождение./4/

Прежде, в середине великого океана, в котором были уничтожены движущиеся и неподвижные (существа) возник сияющий, Высший лингам Ишвары./5/

Божественный, Наделенный гирляндой Света, Непостижимый и Несравненный. В нем существуют все боги и уничтожаются в конце кальпы./6/

В сердце Его прбывает Гаятри, Высшая среди всех богов, в голове Его растворяются Веды с шестью частями, падами и крамами./7/

В Его пасти растворяется вся Вселенная, движущаяся и неподвижная, и из Него же возникает вновь. Этот лингам известен как Брахман./8/

Этот непроявленный лингам, Неизреченный, Бесконечный, Нестареющий, Стойкий - Владыка трех гун. (Их Он) творит,поддерживает и разрушает./9/

Этот Шива-лингам - четырех видов: Парабинду, Паранада, Апарабинду и Апаранада./10/

Эти четыре пребывают вверху и внизу, о Почитаемый богами! Внизу пребывает Апарабинду, над ней - Апаранада, над ней пребывает Парабинду, над ней - Паранада. Пранава - его алтарь. Нада пребывает в форме лика Лингама. В Линге, состоящим из нада и бинду, вечно пребывает Шива./11-12/

Из нады и бинду состоит вся Вселенная, движущаяся и неподвижная. Бинду - есть Шакти. Шива - нада. Вселенная состоит из Шивы и Шакти./13/

Основанием нады является бинду, эта Вселенная является Основанием бинду. В Сущности основы Вселенной пребывают нада и бинду./14/

Нада и бинду составляют всю сакаликарану. От сакаликараны Вселенная обретает рождение, без сомнения./15/

Лингам, состоящий из нады и бинду , именуется причиной Вселенной, поэтому, ради избавления от повторных рождений следует почитать Лингам./16/

Мать - есть Шакти в форме бинду, Шива - есть Отец в образе нады. Могуществом, даваемым Родителями обретается наслаждение. Ради обретения этого могущества следует почитать Шивалингам./17/

Дэви - Мать Мира, Шива - Отец Мира. Милость Родителей возрастает для послушного. По Их милости это наделяет почитателя внутренним могуществом./18/

(Чандраджнана Агама, гл.3)