Жизнь, отданная на алтарь Отечества

Вячеслав Прытков
   Ж И З Н Ь,      О Т Д А Н Н А Я      Н А     А Л Т А Р Ь      О Т Е Ч Е С Т В А.

Памяти  земляка  далёких  лет.


Долгая  дорога  от  западных  границ  Российской  Империи  к  её  дальневосточным  рубежам, наконец, осталась  позади. Мичман  Гадон  Альфред  Степанович, уроженец  Ковенской  губернии, получив  назначение  прибыть  в  расположение  Сибирского  флотского  экипажа, оказался  во  Владивостоке. Ещё  перед  отправкой  к  первому  месту  службы  Альфред  Степанович  успел  ознакомиться  с  историей  далёкого  края, поэтому  многие  названия  в  городе  были  для  него  не  новинкой: и  шефнеровские  казармы – казармы  Сибирского  флотского  экипажа, отмеченные  в  память  о  генерал – лейтенанте  флота  А. К. Шефнере, в  1860  году  на  транспорте  «Манджур»  доставившем  в  бухту  Золотой  Рог  команду, основавшую  Владивосток, и   местность  Гнилой  Угол, снискавшее  дурную  славу  из – за  своей  низменности – постоянного  источника  нездоровых  ветров, и  мыса  Эгертельд  в  бухте, в  честь  капитана  2 ранга  Г. Х. Эгершельда, командовавшего  корветом  «Гридень», охранявшим  только  что  основанный  город…
Был  мичман  хорошо  образован, дворянское  воспитание  дало  ему  знание  трёх  иностранных  языков, да  и  интерес  к  истории  прививался  с  детства.
В  целом, Владивосток  пришёлся  по  душе  Альфреду  Степановичу, только  городские  улицы  из – за  плохих  мостовых  оставляли  желать  лучшего. Дома  каменной  постройки, многочисленные  магазины  и  лавки, необжитые  склоны  гор, поросшие  лесом  и  живописная  бухта, радующая  глаз  своим  простором  и  синевой.

Мичман  Гадон  попал  в  миноносный  отряд  капитана 1  ранга  Якова  Ивановича  Подъяпольского, в  первое  отделение  отряда  номерных  миноносцев, на  миноносец  № - 203. Определили  его  вахтенным  начальником, ответственным  за  безопасность  корабля, который  по  сути  был  небезопасным, своими  небольшими  размерами  и  лёгкостью  подвластный  крутой  океанской  волне, но  зато  обладавший  завидной  скоростью  хода, ведь  не  зря  матросы  прозвали  эти  корабли  «собачками».
На  юго –востоке  уже  бушевала  русско – японская  война, но  Владивосток  ещё  находился  под  защитой  Отряда  крейсеров, переименованного  после  падения  Порт – Артура  в  Отряд  крейсеров  Тихого  океана.
Как  раз, к  моменту  прибытия  и  началу  службы  А. Гадона  на  миноносец  № - 203  (первого  апреля  1905  года)  началась  совместная  с  крейсерами  разведывательная  операция  у  японских  берегов. Ещё  три  других  миноносца  первого  отделения  отряда  - № - 201, 205  и  206  выполняли  поставленную  задачу. Она  усложнялась  плохими  погодными  условиями  (в  ту  пору  бесновался  мощный  тайфун), с  вражеских  берегов  грозила  опасность  накрытия  огнём  батарей, а  любая  встреча  с  японскими  крейсерами  и  миноносцами  могла  стать  последней  для  миноносцев  отделения. Этот  выход  в  океан, также  как  и  последующие  стали  серьёзным  испытанием  для  молодого  моряка (ему  было 20  лет).
Однажды, миноносец  №- 203  попал  в  серьёзную  переделку, ураган  основательно  потрепал  корабль, швыряя  его, как  щепку, повредил  шлюпки, согнув  леерные  стойки  и  шлюпбалки. Экипаж  опасался, что  изношенный  корпус  судна  вот – вот  переломится. Однако, люди  и  корабль  выстояли, вернулись  во  Владивосток.

Тяжело  переживал  Альфред  Степанович  падение  Порт – Артура  и  Цусимское  поражение. Пробыв  до  ноября  1905  года  на  миноносце  № - 203, он  был  назначен  ревизором  на  канонерскую  лодку  «Манджур».
Ещё  до  начала  войны  с  японцами  во  Владивосток  по  железной  дороге  стали  поступать  в  разобранном  виде  первые  подводные  лодки, они  изготовлялись  на  Балтийском  заводе  и  спешно  собирались, чтобы  со  временем  образовать  Отряд, а  позже  Дивизион  подводных  лодок  Сибирской  флотилии. Ревизорская  должность  тяготила  А. Гадона, молодая  натура  тянулась  к  романтике, активным  действиям  во  славу  флота, и, конечно, новый  класс  кораблей  привлёк  внимание  моряка. В  1907  году  он  закончил  курсы  подводного  плавания, став  обладателем  нагрудного  знака  офицера – подводника  с  силуэтом  подводной  лодки  и  якорной  цепи.
В  Отряд  постепенно  вошли  подлодки: «Дельфин», «Скат», «Касатка», «Налим», «Фельдмаршал  граф  Шереметев», «Осётр», «Палтус», «Бычок», «Кефаль», «Плотва», «Сом», «Щука»  и  «Форель». Это  были  далёкие  от  совершенства  подводные  корабли  со  многими  конструкторскими  недочётами  и, собранные, к  тому  же, неопытными  рабочими  порта.
Получив  звание  лейтенанта, Альфред  Степанович  принял  под  своё  командование  малую  подводную  лодку  «Скат», а  затем  перешёл  командовать  пл  «Налим». Подводные  лодки  Отряда  базировались  в  бухте  Разбойник, имея  акваторию  залива  Стрелок. Действия  лодок  обеспечивал  специальный  транспорт – мастерская. Не  смотря  на  сносное  техническое  состояние  подводные  лодки  ежедневно  выходили  в  море, выполняли  стрельбы  минами  по  буксируемому  щиту – мишени, экипажи  отрабатывали  боевую  выучку, зимовать  возвращались  во  Владивосток.

Во  время  1 – й  Мировой  войны  уже  опытного  офицера – подводника  малых  подводных  лодок, старшего  лейтенанта  А. Гадона  переводят  на  черноморский  театр  военных  действий, назначив  командиром  новой, специально  созданной  для  Чёрного  моря, субмарины  «Морж». До  этого  лодкой  командовал  старший  лейтенант  В. Погорецкий.  «Морж»  тогда  уже  совершил  несколько  успешных  выходов, уничтожив  транспорты  и  шхуны  врага.
Подводная  лодка  «Морж»  под  командованием  А. Гадона  должна  была  сменить  на  позиции  у  Босфора  подлодку  «Кашалот»  и  11  мая  1917  года  ушла  из  Севастополя  в  свой, как  окажется, последний  поход. Как  стало  известно  позже, она  наблюдалась  ещё  в  течение  двух – трёх  дней, потопив  турецкие  шхуны, подверглась  атакам  немецких  гидросамолётов, но  на  базу  так  и  не  вернулась. Можно  только  предположить, что  стало  причиной  её  гибели: то  ли  сброшенная  авиабомба, то  ли подрыв  на  встретившейся  по  курсу  случайной  плавающей  мине…?

Так  Чёрное  море  стало  братской  могилой  для  моего  земляка  далёких  лет  и  ещё  42  человек  экипажа   подлодки. ВЕЧНАЯ  ПАМЯТЬ!

В  заключение – стихотворение  1909  года  поэтессы  из  Вильно  Ольги  Елиашевич – Жандр – «МОРЯКАМ»:

Тяжело  на  сердце: кровью  Наша  Русь  обагрена!
Состраданьем  и  любовью, Братья, к  вам  душа  полна!
Гибнут  силы, гибнут  жизни – отдаются  на  Алтарь
Нашей  доблестной  Отчизны! В  скорби  любящий  наш  царь.
Моряки, Отчизны  милой, на  окраинах  оплот.
Да  хранит  чудесной  силой  сам  Господь  ваш  славный  флот!
Да  сойдёт  на  вас, в  час  битвы Божья  милость, благодать,
И  угодников  молитвы  пусть  вас  будут  сохранять!
Да  прострёт  над  жизнью  вашей  Богоматерь  Свой  покров,
По  мольбе  усердной  нашей, сохранит  вас, храбрецов!
Да  парят  над  кораблями  сонмы  ангельских  чинов,
Защищая  вас  крылами  от  гранат  и  пуль  врагов!

Приложение: Гадон  Альфред Степанович  имел  такие  награды -  тёмно – бронзовую  медаль  русско – японской  войны  (1906), золотой  знак  окончания  Морского  корпуса, светло – бронзовую  медаль  300 – летия  Дома  Романовых  (1913), светло – бронзовую  медаль «В  честь  200 – летия  Гангутской  победы. (1915).

9  июля  2019  года.                Вячеслав  Прытков.