Послание Иуды 3

Игорь Савченко
  Продолжение двух предыдущих отрывков.
   3. Возлюбленные! Имея всё усердие писать вам об общем спасении, я почёл за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. (1:3)
   Коренные слова в этом отрывке – это «спасение» и «вера». Иными словами, спасение и вера являются основой жизни христианина. Но, тут возникает вопрос: от чего спасение? И почему необходима вера?
   В данном контексте речь идёт о некоей вере, которая была передана святым. Т.е. были те, кто передал веру и те, кому она была передана.
   Как известно, первоначальный текст Нового завета был написан на греческом диалекте «койне» - суржиком из греческого и восточных языков. Он возник в эпоху Александра Македонского, когда слились в одно целое Западная и Восточная цивилизации.
   Этот диалект в новозаветные времена был своего рода эсперанто – языком международного значения. Понятное дело, что каждый народ видоизменял его под свои нужды и понятия, поэтому нет ничего странного в том, что апостолы Иисуса Христа, по сути будучи раввинами иудеохристианской общины, использовали его для изложения религиозных доктрин, приспосабливая его для терминологии, присущей танахическому иудаизму.
   Ивритское слово «ошеа», под воздействием греческого слова превратившееся в «осанна», переводится, как спасение, происходящее в настоящее время. Так называли спасение  жизни, скажем, от рук убийцы.
   Но, апостол Иуда употребляет тут слово «сотерия», более соответствующее понятию «спасение души». Это доктирнальный момент, говорящий об участи человека в вечности, о том, в каком месте окажется его душа после физической смерти.
   Когда речь идёт о вере, то, следует чётко понимать, что библейский термин «вера» - совсем не то, что зачастую имеют в виду, когда называют себя верующими. Вера, в библейском смысле этого слова, не говорит о просто признании существовании Творца.
   Слово «эмуна», переведённое с библейского иврита, как «вера», имеет корень «эмет» - истина. Таким образом, слово вера – это истинная Вера в Истину.
   Интересно, так же, что новозаветное слово «пистис», переведённое с греческого новозаветного диалекта, как «вера», на самом деле – доверие.
   Так что, когда Библия упоминает о верующих, она имеет в виду глубоко религиозных людей с соответствующим мировоззрением, конкретным образом жизни, знающих, во Что (Кого) они веруют и Кому подражают в каждодневной жизни. 
   Следует при этом, что необходимо так же выяснить, что такое истина.
   Евангельское повествование упоминает, что когда Иисус Христос, представ перед Понтием Пилатом на суд, заявил о своём служении истине, Пилат задал риторический вопрос: «А что есть истина?»
   В ответ Христос промолчал, но, в молитве о своих учениках он просит Отца: «Сохрани их истиною твоею». И тут же заявляет: «Слово Твоё есть Истина». (Ев. Ин. 17:17)
   Таким образом, вера основывается на Слове Божием, т.е. на Библейском Откровении. Человек, который даже не знаком с Его текстами, не может называться верующим.
   И вот, апостол Иуда говорит, что хотел бы больше говорить об этой вере, но, вынужден призвать к её защите: Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. (Иуды 4)
   Ранняя и ещё не окрепшая Церковь, едва возникнув, стала подвергаться различным опасностям. Извне Её подвергали гонениям враги Креста Христова, изнутри – расколы да ереси. Вот одной из таких ересей и стал гностицизм (от «гносис» - знание). Адепты этого движения претендовали на некие тайные знания, с помощью которых надеялись стать причастниками Божьего естества.
   Остаточные, отдалённые признаки гностицизма имеются в нынешнем православии, римском католицизме, еврейской каббале, исламе. Некоторые признаки гностицизма есть в восточных религиозно-философских культах, пришедших к нам с Востока (буддизм, кришнаизм, эзотерика).
   Гностицизм не был един, это был целый набор учений и сект. Но, общими для них всех были несколько доктринальных положений: вера в двух «богов» - один, добрый, сотворил духовные миры, а «злой» – физический, материальный мир. Доброго бога именовали демиургом, а злого – сатаной. Так же гностики верили в целую иерархию посреднических духов, которые были между творцом - демиургом и людьми.
   Таким образом, Иисус Христос не мог быть воплощённым добрым божеством, поскольку дух (добро) и материя (зло) антиподы.
   В контексте всего упомянутого не сложно понять, что апостол Иуда, описывая еретиков, вкравшихся в Церковь, говорит именно о гностиках. Именно они злословили Христа, называя Его посланником сатаны, учили тому, что разврат не является грехом.
   Кроме того, их поведение было мягко говоря, не совсем моральным. В их представлении содеянный грех не представлял никакой опасности. «Грешит моё тело, как порождение сатанинского материального мира. Дух не грешен, поскольку является порождением демиурга и принадлежит к духовному миру»: рассуждали они.
   В силу таких взглядов, гностики были крайне развращёнными и аморальными людьми, при этом претендуя на звание святых. Вероятно, если бы гностицизм тогда одержал победу, христианство сегодня наверняка имело бы другой вид, доктрины, мировоззрение.
   Чему учит нас Послание Иуды?
   Вера – это не просто набор религиозных моральных правил, равно, как и не просто утверждение о Божьем бытии. Вера – это мировоззрение, основанное на Библейском откровении. Тот, кому оно не известно, или он его отвергает – не верующий. Пусть даже он так не считает, но, его богопознание не истинно.
   Кроме того, вера – это образ жизни. Тот, кто говорит, что верует, а живёт тем, что противно Богу – не знает Бога.
24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
25  Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь. (Иуды 24,25)