Голубая лошадь

Лариса Мартеева
Когда Лика училась в пятом классе, их любимый физрук, Владимир Михайлович, устроил им экскурсию в Школу верховой езды, благо ипподром был недалеко. На очередном уроке физкультуры он собрал всех в кружок и объявил, что в субботу все едут общаться с самыми замечательными животными из прирученных человеком. Когда он пояснил, что это – лошади, некоторые ребята разочаровались. Мол, ну что тут особо замечательного – какие-то сивки-бурки, лучше б пообщались с гепардами или слонами – на худой конец – с овчарками – они такие умные!
На что физрук горячо возразил:
- А вы знаете, что согласно научным исследованиям, лошади – гораздо умнее собак! А по красоте и грациозности – вообще занимают одно из первых мест! У них идеальное обоняние, прекрасный слух, а угол обзора составляет практически 360 градусов, то есть конь, не поворачивая головы, видит все, что находится впереди, с боков и сзади него! Лошади могут бежать очень долго и развивать скорость до 88 километров в час.
- Зато собаки беззаветно любят своих хозяев и могут быть очень преданными! – не унимался Данила, их одноклассник.
- Это так, но и здесь лошади ничуть им не уступают. От природы они чувствительнее и эмоциональнее собак. Конь очень привязывается к своему хозяину и когда теряет его, например, были случаи во время войны, то может преодолевать огромные расстояния в его поисках. Известно немало случаев, когда они спасали своих хозяев от неминуемой смерти, выносили их с поля боя под шквальным огнем.
- Ну, это во время войны! А сейчас-то лошадь особенно не нужна - ее же полностью заменила машина!
- Эх, ребята, в нашей большой стране есть еще много мест, где лошадь может послужить человеку, - не сдавался наш Владимир Михайлович. – К тому же, верховую езду на лошадях сейчас применяют не только для развлечения, но и для лечения опорно-двигательного аппарата у больных людей и довольно успешно! А недавно я узнал потрясающую информацию о самых маленьких лошадках. Они называются – пони-фалабеллы. Оказывается, эти чудо-малютки, как и собаки, могут быть отличными поводырями для слепых людей! В результате обучения фалабеллы могут «читать» дорожные знаки и различать подаваемые им сигналы, обеспечивая безопасность человеку, лишенному зрения. Они трогательно любят своих хозяев, живут прямо с ними в квартире, очень чистоплотны, приятно пахнут и сами ходят в специальный туалет. Многие незрячие люди мечтают воспользоваться их услугами.
Такие поразительные факты о привычных лошадях безоговорочно подействовали даже на самых заядлых спорщиков, и утром в субботу на остановку пришел практически весь их пятый класс. Ученики погрузились в автобус и отправились на экскурсию в Школу верховой езды при ипподроме. Кстати, тренер этой Школы Петр Степанович, которого все для краткости звали Степаныч, работал там с незапамятных времен и был лучшим другом нашего физрука. Когда класс добрался до конюшни, многие девочки брезгливо зажали свои хорошенькие носики и постоянно фукали, интересуясь, когда же экскурсия закончится? Мальчишки же, наоборот, везде лазали, гладили теплые конские морды и упрашивали Степаныча разрешить им хоть пять минуточек посидеть на лошади. На что тот неизменно отвечал: «Вот исполнится вам 12 лет – приходите к нам в Школу в младшую группу! Уж там насидитесь вволю!»
Любитель собак Данила поинтересовался, а не живут ли при конюшне псы? На что получил утвердительный ответ от словоохотливого конюха Толяна:
- Конечно живут! И у нас такой есть, правда сейчас он с другим конюхом ушел по делам. Зовут его Валет, он очень помогает нам: охраняет конюшню, инвентарь, сопровождает конюхов и лаем предупреждает, если заметит какой-нибудь непорядок!
- А какой непорядок здесь может заметить собака? – удивились ребята.
- Ну, например, дверь в денник (стойло лошади) плохо закрыта, или Домовой в конюшню просится!
- Домовой?! – хором закричали девочки, - у вас, что и домовые тут водятся?! Они же не существуют!
- Ну, где-нибудь может и не существуют, а у нас есть, правда пока один! – загадочно произнес Толян. – Хотите с ним познакомиться?
- Не-е-ет! То есть – да-а-а! А он не страшный? – загалдели, волнуясь, все пятиклассники разом.
- Кому как… Домово-о-ой, ты где? К тебе пришли! – позвал конюх, открывая денник, где стоял низкорослый, с густой коричневой шерстью пони. Он с любопытством посмотрел на гостей из-под густой челки и приветственно замахал кудлатой головой.
- А-а-а… Так это - пони так зовут! – разочарованно протянули ребята.
- Нет, кличка нашего пони написана на дверце денника. Вот, видите – Ми-ша-ня! Ну, Мишаня, показывай, где твой дружок?
После этих слов умный пони подошел к своей кормушке и ткнулся носом в ароматное сено. Тут же из него выскочило, как чертик из коробочки, лохматое темное существо и прыгнуло прямо на спину Мишане. Тот, к удивлению ребят, даже ухом не повел! Существо встряхнулось всем телом, вытрясая из черной шерсти пыль и сухие травинки, сверкнуло зелеными глазами и вполне дружелюбно произнесло: «Мя-я-яу!» Замершие от напряженного ожидания ребята, облегченно вздохнули и рассмеялись.
- Знакомьтесь, это наш конюшенный кот Домовой – гроза здешних неугомонных грызунов, а их у нас, уж будьте уверенны, хватает! Кот и пони –  закадычные дружки: вместе едят, спят и даже гуляют. Кстати, все наши лошади уважают Домового и никогда его не трогают, как будто знают, что он охотится на крыс и мышей, которых они очень боятся!
Потом подошел тренер Степаныч и отвел всех в манеж, где показал, как совсем юные всадники выполняют на красавцах-скакунах сложные трюки, и те, несмотря на значительную разницу в росте и весе, безоговорочно слушаются их: меняют скорость бега, аллюр, перестраиваются и берут сложные препятствия. 
- Как же у вас интересно! – удивлялись ребята. И все же, одна из девочек, обратившись к конюху, сказала:
- Вот только запах здесь какой-то… не аппетитный! А вы лошадей-то моете, или они всю жизнь немытые бегают?
- Конечно-конечно, даже не сомневайтесь! И не только моем, но и чистим, сначала скребницей, потом – аж тремя щетками! Затем мягкой губочкой осторожненько омываем глаза, губы, внутри ушей, и под конец - специальным гребешком расчесываем хвост и гриву …
- Ну да-а-а! Может вы и шампунь используете? – не поверили пятиклассники.
- Нет, шампунь мы не используем и вам не советуем, он же коже вредит! А вот хорошим кондиционером гриву и хвост смачиваем: с ним и расческа волосы не рвет, и они шелковистыми становятся. Да пойдемте со мной, там сами все и увидите! – терпеливо объяснил конюх и повел ребят к месту чистки лошадей.

Лика ходила по конюшне, как зачарованная – ей нравилось все! Она как будто раньше здесь была и, наконец, вернулась. Она не могла понять девочек из класса, жалующихся на ужасный запах. Он ей казался прекрасным! Смесь из запахов лошадей, свежих древесных опилок, душистого разнотравного сена, кожаных седел и крепкого чая с мятой, который заваривали конюхи, практически перебивала запах конского навоза и составляла неповторимый острый аромат, который хотелось вдыхать и вдыхать. А кони! Какие же они красавцы – глаз не отвести!
- Лика, пойдем смотреть, как лошадь моют! – позвал ее физрук.
Девочка с сожалением оторвала свой взгляд от денников с лошадьми и пошла вслед за одноклассниками. Услышав восторженные возгласы, Лика подошла поближе, всмотрелась в объект их восхищения и буквально замерла на месте! Там, освещенное солнечными лучами, все в алмазных капельках воды, сияло существо небесного цвета и красоты!
- Это же… - голубой конь! – воскликнула она, а конь в ответ повернул точеную голову, тряхнул волнистой белоснежной гривой и заливисто заржал. Сердце Лики было окончательно покорено необычным животным. Ей не хотелось никуда идти, ничего делать, а только смотреть и смотреть сквозь слезы восторга на этого чудо-коня!
…Ее буквально за руку увели обратно, Степаныч направил всех в тренерскую комнату. Там ребята расселись на деревянных скамейках передохнуть перед отъездом домой. А на немой вопрос Лики о необычном коне тренер, улыбаясь, сказал следующее:
- Что, понравилась лошадка? Да-а-а – это обычная реакция на нашу красотку! Ну, во-первых, это не конь, а кобыла четырехлетка. Во-вторых, кобыла не простая, а орловская рысачка! Это знаменитейшая порода – ее вывел сам граф Орлов. Во всем мире признали красоту, элегантность и великолепные беговые качества орловских рысаков. Окрас их шерсти бывает разным, но самый красивый – светло-серый в яблоках.
- Но, она же – голубая! А как ее зовут? – Лика, наконец, обрела дар речи.
- Кличка у нее по паспорту подобающая – Мечта, а ласково мы зовем ее Меча. Голубой она только кажется: светло-серые лошади очень рано седеют. А белые шерстинки на мокрой темно-синей коже отдают голубизной – так получается голубоватый цвет шерсти.
Поблагодарив за интересную экскурсию, ребята потянулись на остановку. Самой последней, постоянно оглядываясь, шла Лика. Перед ее мысленным взором в голубом сиянии стояла Мечта – самое прекрасное существо на свете! И Лика в тот день дала себе слово - через год обязательно записаться в Школу верховой езды, чтобы быть поближе к поразившей ее красавице.
Дома она взахлеб рассказывала о лошадях, Мечте, Домовом и других обитателях конюшни. А когда восхищалась мастерством юных всадников, догадливый папа подозрительно посмотрел на дочь:
- Уж не собираешься ли ты, дочь моя, тоже пойти в наездницы?
- Да вот, хотела бы, но там берут только с 12 лет, - вдохнула Лика и добавила, - но через год пойду обязательно!
- Ни за что! – воскликнула мама, тревожно посмотрев на дочь. – Это очень опасно, наездники часто падают – ломают руки, ноги. А ведь можно и шею свернуть, так что – выброси это из головы, и чем раньше, тем лучше!
Девочка в отчаянии посмотрела на маму, потом на папу и, расплакавшись, выбежала из комнаты.
… Шло время, Лика о лошадях больше не говорила, но родители стали замечать, что она стала какой-то задумчивой, постоянно отпрашивалась в читальный зал при большой детской библиотеке, меньше гуляла с подружками. А однажды мама заглянула в ее дневник и была неприятно поражена: за прошедшую неделю там появились четыре тройки и две записи о невнимательности на уроке.
- Лика, что это такое? – возмутилась мама. – До конца учебного года осталось всего ничего, а у тебя одни трояки! О чем ты думаешь?
- Известно о чем, о лошадях своих ненаглядных, - подключился к разговору папа и ласково погладил по голове свою поникшую любимицу. Девочка прижалась щекой к папиной руке и печально сказала:
- Ну не могу я их выбросить из головы, особенно Мечту. Я просто мечтаю еще раз увидеть эту голубую лошадь!
- Да понял я, голубая лошадь по кличке Мечта – это твоя голубая мечта! – рассмеялся удачному каламбуру папа и добавил, - тут надо все хорошенько обдумать!
Назавтра был выходной, майское солнышко весело освещало немногочисленную Ликину семью, собравшуюся за круглым кухонным столом для воскресного завтрака. За окном в кустах оглушительно чирикали воробьи. Девочка щурилась от настырного солнечного луча, откусывая очередной кусочек от бутерброда с сыром, и привычно искала свою чашку с утренним какао. Наконец, она посмотрела на маму и спросила:
- А куда подевалась моя чашка?
- Не знаю, на ипподром, наверное, убежала, - хитро прищурилась мама.
- Та-да-да-дам! – торжественно пропел папа и поставил на стол перед девочкой новенькую чашку с бантиком. – А вот и утренний подарочек!
- Не нужны мне никакие подарки, - со вздохом сказала Лика, равнодушно взяла чашку в руки и стала развязывать голубую ленточку. Вдруг выражение ее глаз переменилось, и она, уже с интересом вглядываясь в рисунок на чашке, удивленно воскликнула:
- Мама, папа, смотрите, здесь же орловский рысак нарисован!
- Действительно, как же это мы не заметили? – притворно недоумевая, пожал плечами папа.
- Правда здесь конь не голубого цвета, но все равно очень красивый, спасибо большое! – Лика благодарно посмотрела на родителей, все-таки – хорошие они у нее!
- Это еще не все! – загадочно улыбнулась мама и посмотрела на папу.
- Подарки продолжаются, правда с условиями! Ты берешься за ум, без троек заканчиваешь 5-й класс, а я на каникулах еду с тобой на ипподром, и там мы все подробненько узнаем про Школу верховой езды.
- Папа, какой ты у меня молодец! – Лика вскочила и обняла отца за шею, - и мама тоже. Ведь там я вдоволь налюбуюсь на свою голубую Мечту!
- А условия? – смеясь, спросила мама.
- Конечно принимаются! – радостно прыгая по квартире, Лика целовала рисунок коня на новенькой чашке и напевала:
- Голубая Мечта, подожди, подожди!
- Все у нас впереди, пусть и снег, и дожди!
- Я обязательно вернусь,
- На тебя нагляжусь!

Оставшееся до конца учебного года время Лика наверстывала упущенное. Она «закрыла» полученные тройки пятерками, упорно занималась дома, без конца тянула руку на уроках. Учителя, заметив старания девочки, шли ей навстречу, и результат не замедлил сказаться. В последней четверти и за год у усердной ученицы не было ни одной тройки и больше половины пятерок! Родители не могли нарадоваться на дочку. Наконец, пробил час «икс», и Лика с папой поехали в одну из июньских суббот на ипподром в Школу верховой езды.
Всю дорогу девочка без перерыва рассказывала папе все, что она узнала об орловских рысаках. Как они отличаются от других лошадей красотой и статью, что у них – длинные гибкие спины, изящные головы и лебединые шеи, но при этом – сильные и крепкие ноги. Эти лошади почти самые высокие в мире: высота коня достигает 170 см в холке, а в длину – аж до 190 см! Но при таких габаритах они легки и очень проворны.
- С твоих слов, орловские рысаки – просто идеальные кони получаются, - смеялся в ответ на Ликину горячность ее папа.
- Папа, не смейся! Это же научный факт! – и, открыв блокнот, дочка с восхищением прочитала ему старательно выписанную выдержку из книги:
- Орловские рысистые покорили мир своей гордой осанкой, высокими парадными движениями, грацией и благородством! Это же не я придумала, вот! – она торжественно захлопнула свой блокнот, и в это время автобус остановился, как раз на их остановке.   
 В конюшне Лику встретили, как родную. Она познакомила отца с конюхом Толяном, и пока тренер Степаныч проводил очередное занятие в манеже, они прошлись по конюшне. Папе пришлось познакомиться еще и с незанятыми лошадьми, стоящими в денниках, и с пони Мишаней, и с легендарным котом Домовым и даже с конюшенным псом Валетом, который в этот раз был на месте и постоянно махал своим пушистым веерным хвостом, радостно приветствуя гостей.
Через полчаса освободился Степаныч, и они все прошли в тренерскую.
- Петр Степанович, это мой папа Михаил Юрьевич. Объясните ему, пожалуйста, что конный спорт вовсе не опасен, а даже полезен для здоровья! Им даже лечат людей! – затараторила Лика, для убедительности размахивая блокнотом.
- Ну ты скажешь – лечат людей, не сочиняй! – не поверил папа.
- Нет, почему же, девочка ничего не придумывает, - стал защищать Лику тренер Степаныч. - Действительно существует такая методика - с помощью езды на лошади можно избавиться от определенных болезней позвоночника, улучшить осанку и даже выровнять походку! Такая методика называется иппотерапия, ее во всем мире применяют. Вот, например, у нас занимаются мама с семилетним мальчиком, у которого – врожденное заболевание: называется детский церебральный паралич; и вы знаете, очень хорошо поддается лечению. Я думаю, здесь играет еще немалую роль то, что мальчик обожает лошадей и изо всех сил старается правильно выполнять все задания, чтобы они «не обижались» на него, – и добавил, улыбнувшись Лике, - его зовут Алик, и занимается он на Мишане, а Домовой им помогает!
- Как интересно, я ничего об этом не знал, - удивился папа и спросил тренера:
- Вот скажите, пожалуйста, с каких лет можно обучать девочек верховой езде и что входит в их обучение?
- Девочкам рекомендуется начинать заниматься конным спортом не раньше 12 лет, это связано с физическим и физиологическим строением их организма. Мы индивидуально подбираем лошадь каждому юному всаднику, учитываем при этом его телосложение и физическую форму. Сначала знакомим их с правилами и законами взаимодействия лошади и всадника, затем обучаем правильной посадке, применению средств управления лошадью на всех трех аллюрах – шаге, рыси и галопе.
- И что, потом сажаете ребенка лошадь, и он сам скачет?! – возмутился папа.
- Ну зачем же, сначала лошадь с неопытным седоком водят на корде – это длинная такая веревка, и только потом обучают свободному управлению лошадью в манеже. Далее ребятам показывают, как брать несложные препятствия, а много позже – выполнять отдельные элементы высшей школы верховой езды – боковые (плечом внутрь, принимания), менку ноги на галопе в воздухе и так далее.
- А кто же седлает детям коней, они же такие огромные?!
- Сначала, помогают конюхи или опытные ребята, а вообще у нас в программу входит обучение седловке и разбору лошадей.
- А падения с коней у вас часто бывают?
- Бывают, конечно, что скрывать! Но ребята поначалу очень долго ездят в манеже, а там толстый слой опилок – падать не больно! – заверил тренер, - да вы не беспокойтесь, лошадь сама никогда не наступит на человека, и «несчастных» случаев у нас еще не было.
- Хотелось бы верить, - вздохнул Михаил Юрьевич и вдруг встрепенулся, - а где же Лика?
- Надо думать, побежала искать свою красавицу. Совершенно очаровала ее наша Мечта! – улыбнулся Степаныч.
- Самому не терпится посмотреть на нее, дочь мне все уши прожужжала, - говорил папа Лики уже на ходу, - куда тут пройти?
- Пойдемте в манеж, сейчас как раз время тренировки юниоров. Там и должна быть наша героиня! – тренер быстро повел Михаила Юрьевича по направлению к манежу и там, у самого барьера, они увидели Лику, неотрывно смотрящую на группу всадников.
Среди разномастных коней, только что сменивших шаг на рысь, явно выделялась высокая светло-серая лошадь в яблоках. Она двигалась изящно и в то же время размашисто, держа высоко гордую голову, и создавалось полное впечатление, что она не бежала, а плыла над манежем! Мышцы упруго перекатывались под ее голубовато-серой кожей, а приподнятый хвост победно развевался, как белоснежный флаг! Михаил Юрьевич подошел к дочери, встал рядом и тихо спросил:
- Это и есть Мечта?
Лика молча кивнула головой, не отрывая взгляда от красавицы лошади.
- Теперь я тебя понимаю, - задумчиво произнес папа, - ну что ж, через год придется отпустить тебя навстречу к твоей голубой мечте!