12. Догматическая Антропология

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии.

I. Догматическая Антропология.

Понятие о догматах
Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.
Рассмотрим эволюцию самого понятия догмата. Само слово «догмат» происходит от греческого глагола dokein, который в инфинитиве звучит как «докейн» или «докин», в зависимости от транскрипции древнегреческих слов по Рейхлину, либо по Эразму Роттердамскому. Слово «докин» буквально означает «думать», «считать», «полагать», может иметь также значение «верить», а слово «догмат» происходит от перфекта глагола dedogme - «дедогме», что можно перевести на русский язык как «определено», «решено», «положено», «установлено». Прошедшая форма этого глагола (dedogmi - «дедогми») означает: решено, положено, определено.
Сам термин «догмат» имеет дохристианскую историю. Он использовался в античной греческой философии, где под поня¬тием «догмат» понимались философские аксиомы, т. е. посту¬латы, не требующие доказательств, на которых строится фило¬софская система. Ими именовали уже устоявшиеся, бесспорные истины.
Естественно, что в разных философских школах были раз¬ные догматы. Например, Платон в своём известном труде, ко¬торый назывался «Государство», называет догматами правила и нормы, которые относятся к человеческим понятиям о спра¬ведливости и о прекрасном. Цицерон именует «догматами» бесспорные философские положения. Сенека этим же термином обозна¬чал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек. И, наконец, поскольку этот термин содержит в себе некий оттенок обязательности, им, со временем, стали обозначать постанов¬ления высшей государственной власти.
В Новом Завете мы встречаем употребление слова «догмат» в двух смыслах. Во-первых, оно может пониматься как некоторое постановление; в частности, в Евангелии от Луки словом «догма» назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи в восточных провинциях Римской империи (Лк. 2, 1). Во-вторых, в книге Деяний Апостольских постановления первого Иерусалимского Апостольского Собора 50 года названы ta dogmata, т. е. множественное число от - to dogma (Деян. 16, 4). В Деяниях святых Апостолов сказано, что апостолы Павел и Тимофей «передавали верным соблюдать определения (по-гречески - ta dogmata, т. е. «догматы»), постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деян. 16, 4).
У апостола Павла в его посланиях к Колоссянам (Кол. 2, 14) и Ефесянам (Еф. 2, 15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте, применительно к закону Божиему. Такое понятие «догмата» и вошло в употребление у христианских писателей для обозначе¬ния истин откровенной религии. Первоначально этим словом обозначалось вообще всё христианское учение - догматическое и нравственное.
Именно такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Именно в таком, Павловом смысле слова этот термин употреблялся священномучеником Игнатием Антиохийским (Богоносцем), священномучеником Иустином Философом, Климентом Александрийским и Оригеном.
Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин «дог¬мат» закрепляется не за всеми содержащимися в Откровении истинами, а лишь за истинами относящиеся к области веры. В IV веке мы встречаем это различие у свт. Кирилла Иерусалимского, у свт. Григория Нисского, который разделяет содержание собственного учения на «нравственную часть и на точные догматы» и, на рубеже IV-V вв., у свт. Иоанна Златоуста и, позднее, у Блаженного Феодорита и др. Все они называли догматом только то в Открове¬нии, что относится к области веры, а не нравственности.
В дальнейшем объём этого понятия был ещё более редуцирован.
С течением времени в догматических системах Востока и Запада этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах, получили соборные определения или фор¬мулировки и Вселенскими же Соборами утверждались.

Современное богословское определение термина «догмат» звучит следующим образом:
Догматы - богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Харак¬терными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

О догматах часто говорят, что они не могут быть исследованы научно и осмыслены логически. Это и не совсем верно, потому что сам процесс воцерковления ума, то есть осмысление человеком Божественного Откровения, и есть то самое исследования. Но верно и то, что в догматах есть нечто, что принимается на веру.
Обесценивает ли это, хоть в какой-то мере, догматический способ мышления? Не думаю. Ведь и в любой научной системе знания существуют некие положения, которые недоказуемы. Разница лишь в том, что учёные не говорят - «Принимаем на веру», а - «Примем без доказательств».
Речь идёт о так называемых парадигмах и аксиомах.
Конечно же, между ними и догматами есть различия. Например, наши догматы неизменны на протяжении вот уже почти двух тысяч лет, а аксиоматические системы некоторых наук обновляются раз в сто или десять лет, а иногда и чаще. Но ведь есть и такие аксиомы, которые неизменны с момента основания своих наук, ещё с дохристианской эпохи. Например, Геометрия Декарта.
Всё дело здесь, как мне кажется, не в косности мышления, а в том предмете, изучению которого предназначена та или иная система.
Каково основание гносеологического процесса в светских науках? Здесь «тварное», то есть человек, исследует «тварное» же, то есть мир, природу. И все сложности познания ограничиваются здесь тем, что объект познания обширен, до бесконечности, а многие процессы в нём длятся намного дольше человеческой жизни и даже истории всего человечества.
В каком отношении находится эта светская гносеология с гносеологией духовной, основанием которой является то, что «тварное» пытается познать «нетварное»? Тем более что это «Нетварное» является Творцом познающего.
Посему догмат и отличается от аксиомы тем, что он не абстрактное знание, не какие-либо логические загадки или эмпирические знания. Это некие духовные символы, которые нам образно открывают такие глубинные, основополагающие, онтологические знания о самих себе, на которые требуется немедленный, не «когда-нибудь», а «здесь и сейчас», ответ. Не от какого-то абстрактного человека, а лично от меня самого. Требуется моё конкретное отношение к этому знанию: - «Принимаю его или отвергаю»? А если принимаю, то придётся сейчас же поступать конкретно вот так, а не иначе. И уже не отсидеться за какими-то словами или мыслями, или обязанностями:
- «Оставь всё и следуй за мной…»;
- «Возьми крест свой…»;
- «Оставь мёртвым погребать своих мертвецов»;
- «Раздай имение своё…»;
- «Возлюби Бога своего…»;
- «Возлюби ближнего своего…»;
- «Люби врагов своих…»;
- «Душу свою положи за други своя»; 
и т. д.
Конечно же, это трудно. Гораздо легче отказаться, но совесть всё равно будет обличать. И вот, для того чтобы заглушить её голос и необходимо негативное отношение к догматическому мышлению. Отсюда и все обвинения его в косности, отсталости и прочее.
Вот мы с вами и запомним, что:
«Догмат - это глубокий высоконравственный символ, который являет собой Откровенное обращение Бога к человеку, несущее человеку знание об онтологических основах Богом данного человеку бытия. Требующее от человека выражение немедленного и вполне определённого отношения к себе (т. е. обращению), и ответа на обращение к человеку Бога. От этого ответа зависит онтологическое состояние всего человеческого существа, и всё его духовное настоящее и будущее.
Такое вот, своеобразное, антропологическое, определение догмата.
Итак, что же такое Догматическая Антропология? Попытаемся дать определение:
Догматическая Антропология - это часть Антропологии, всесторонне рассматривающая значение для жизни человека тех вероучительных истин, которые открыты Церкви Откровением Божьим через Священные Писание и Предание, и утверждённые Соборным разумом Церкви.
Догматическая Антропология опирается на Догматическое и Нравственное Богословие, которые являются осмыслением этих вероучительных истин.