Знакомые незнакомцы дорожные заметки

Анна Алексеевна Золотовская
“В дорогу! В дорогу!…
Какое странное, и манящее, и чудесное в слове: дорога!
А как чудесна она сама эта дорога…
…Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город…
А ночь! Небесные силы!
Какая ночь свершается в вышине…
…Проснулся – а уже перед тобой поля и степи…

Дымом дымится над тобой дорога; гремят мосты, все отстает и остается позади…
Как свежо и современно звучат эти строки, написанные Николаем Васильевичем Гоголем более 200 лет назад. Герой его, не лишенный чувства эстетического восторга, все это видит не из окна скорого поезда Москва-Сочи, а из кибитки, несущейся под звуки колокольчика над дугой Чудо-тройки лошадей.
А современный человек, совершающий длинный путь в скором поезде, или нескором… Как он чувствует себя, как ощущает дорогу?

Во всяких поездах довелось поездить и невольно накопившиеся наблюдения просятся выплеснуться наружу.

Есть пассажиры, которые в дорогу берут что-нибудь почитать: журнальчик ли с яркими иллюстрациями или захватывающий детектив…

Иные смотрят в окно. Но ведь весь длинный путь не будешь смотреть в окно… И пассажиры иногда начинают наблюдать друг за другом.

         Первая встреча. "Счастье есть»

И что мы видим… Чаще всего мы видим пассажиров, находящих удовольствие в еде.
Не успеет иной пассажир войти в вагон, осмотреться как следует, как сразу начинает разбирать свой баул и извлекать на столик всю съедобную снедь. Столик-то уж очень мал, чтобы вместить все припасы, упакованные в баночки, контейнеры, вощеную бумагу и еще бог знает в какие хитрости…

В Сухум ехали в плацкартном вагоне, у нас были боковые места.
Была возможность, не мешая другим, понаблюдать за соседями по купе.
Через несколько остановок в купе вошли две девушки. Как характеризовал бы их внешность Гоголь, кровь с молоком, просто брызжущие своим здоровьем. Они были веселы и постоянно смеялись.

Сразу же на столик они выложили еду. Еды было так много, что, казалось, эти хохотушки собираются ехать неделю.

Они почти не общались словами, а как-то все больше мимикой и …смехом.
Извлекая из сумки очередную баночку или пакет, одна смотрела на другую вопросительно и, получив в ответ некое одобрение хихиканьем, ставила этот продукт еды на столик.

Кушали они долго, смачно, словно в Пасху после ночной молитвы в церкви.
Еда, видимо, доставляла им блаженство.

Хлеб и сдобу они не резали, а так дерзко разрывали их на части; потом выщипывая изнутри хлебную мякоть, сопровождали ее  в рот с каким-нибудь ароматным кусочком ветчины или селедочки.

Покушав, они сразу же легли «на боковую». Я подумала, что они уже на ночь и очень удивилась, когда часа через два они стали собираться на выход.
Похоже, что девушки ехали домой или в гости.

Правильно! Отправляясь в гости, не забудь плотно покушать.

Вторая встреча. «Когда я ем, бываю глух и нем»

На большой станции вошли четверо: две дамы и двое мужчин. Не сразу можно было определить, кому и как они приходятся.  Однако, приглядевшись внимательно, я определила их родство. Это были отец с сыном и его жена с невесткой. И было ясно, что это одна семья.

Они тоже мало смотрели в окно и о книгах совсем не думали. И как-то тоже сразу стали «накрывать на стол».

Папа и сын почти не отличались друг от друга: оба низенькие, оба толстенькие, оба в черных майках.

Все открытые места живописно открывались татуировками. Лица тоже одинаковые. Только у папы лысина начиналась от затылка и заканчивалась у бровей. У сына же наоборот – почти от бровей начинались черные волосы и росли они густо, ниже затылка уходя под майку.

И сподобил же господь такое сходство! ДНК таким ни к чему.

Дамы были какие-то уж совсем не примечательные. И даже не тянули на гоголевскую характеристику «просто приятные». Но если учесть, то обилие золота на всех местах, где оно было только доступно глазу, тогда, конечно, и взгляд иной…
Итак, наши новые соседи тоже стали накрывать на стол, извлекая из большой сумки большое количество бутылок, наверное, с пивом и закусок к нему.

Дамы выложили даже клубнику со сливками (замечу в скобках: дело-то было в марте).
Разговаривали между собой только мужчины. Но как-то вяло, односложно.

Глядя на них, вспомнился старый анекдот про финнов:
Пошли как-то Укко и Отто пить пиво. По пути встретили Антти. Укко спросил у Отто:
-Возьмем Антти пиво пить?
Отто кивнул утвердительно.
Пили молча, наслаждаясь пивом. Только Антти произнес:
-Та-а-а !
Через неделю снова пошли Укко и Отто пиво пить. И Укко снова спросил у Отто:
-Антти возьмем?
-Нет! Много полтает!

И пошли дальше вдвоем пиво пить.
Не знаю, почему мне вспомнился этот анекдот. Наши соседи по купе точно не были финнами.

Дамы, кажется, ни о чем не говорили. Молча кушали, поглядывая  на своих мужчин, изредка как-то загадочно улыбались.

На нас они взглянули мельком, без всякого интереса. И понятно…
На нашем столике лежали два яблока и стояли две бутылочки с негазированной водой. В моих руках был «дорожный» детектив для чтения, дочь просто смотрела в окно.
Золота на нас тоже не было.

Третья встреча. «Мы с вами где-то встречались?»

А вот еще одна встреча в пути.

Был уже поздний вечер, и в двухэтажном вагоне Москва-Сочи, все затихало, все укладывались на ночь. Я тоже легла, так как поездка до Москвы меня сильно утомила, и даже отдых в кафе в приятных разговорах с Андреем в ожидании поезда, не снял усталость.

Хотелось долго-долго спать под мерный стук колес. Просто спать… И наконец-то выспаться. И книга, открытая мною, была  лишь предлогом к осуществлению этой мечты.

Я скоро уснула. Но спать не пришлось долго. Меня разбудил громкий разговор.Приоткрыв глаза, я в проеме дверей увидела мужчину, громко разговаривающего с моей соседкой. Я решила, что они знакомые,а,может быть, даже родственники. И, когда он как бы слегка отодвинув мои ноги, сел на мое спальное место, я тоже не возразила. Отвернувшись к стене и согнув ноги, я терпела этого «ночного гостя», хотя удивилась такой бесцеремонности.

Говорил он громко и долго на всякие темы, совершенно не относящиеся к данной ситуации.

Соседка вяло ему отвечала, а потом и вовсе только кивала ему головой.
Наконец он,видимо, выложив нам все свое «наболевшее», встал и вышел, даже не прикрыв за собою дверь.

Соседка встала, чтобы закрыть ее на защелку. Я спросила:
-Знакомый?
-Да что вы… Первый раз вижу!
Сон мой был нарушен. Я вновь взялась за детектив, но не читалось…
И я не впервые подумала о таких людях… Бесцеремонных. Для них все всегда «их знакомые».

Для них все –это их родня из их большой деревни.
Четвертая встреча. «Что в имени тебе моем…»

И еще хочется рассказать об одном незнакомце

Мне нравится ночной рейс: вечером уснешь – утром проснешься – и ты дома.
Так мы ездим  не только в Москву, но и в Санкт-Петербург.
Случай, о котором я собираюсь написать, был как раз в ночном поезде Москва-Петрозаводск.

Это было в марте этого года.

Я всегда прошу дочь покупать мне билет в женское купе, но на этот раз не напомнила, надеясь на ее память.

В Москве вошла в купе, в котором пока никого не было. Я обрадовалась, что ночь проведу одна.

Сняла верхнюю одежду, обувь и стала думать, как открыть кровать. Здесь она была не такая, как в сочинских вагонах. Какое-то мудреное сооружение, напоминающее диваны, жесткие и высокие.

Но вдруг дверь открывается и на пороге – мужчина. А вот и помощник…  Но вижу, он по билету ищет свое место.  Думаю, ошибся, сейчас все прояснится, но на всякий случай сказала:

- А это женское купе…
Он еще раз проверил билет и подает мне:
-Смотрите. Все правильно?
Я смотреть не стала. Думаю, ладно, хоть диван этот допотопный поможет открыть.
А он между тем уже сумку кинул под свой диван и мне шутливо сказал:
- Не бойтесь меня. Я –смирный.
Я тоже ответила в том же духе:
-Да я уже давно мужчин не боюсь.

Оба поулыбались. Вошла проводница и сообщила, что сейчас принесут ужин. Я сказала, что так поздно не ужинаю, пусть эту еду принесут завтра утром. Но проводница уточнила, что утром и так принесут завтрак.

Я удивилась, ведь мы завтра приезжаем рано, и это конечная остановка.
И я стала понимать, почему билет от Москвы до Петрозаводска стоит  почти в два раза дороже, чем из Москвы в Сочи.
Между тем принесли ужин на двоих, и я решила составить компанию своему соседу по купе.

Когда в купе вы вдвоем, то поневоле начинаешь общаться.  Мужчина оказался очень общительным. О чем бы я ни начинала говорить, он моментально вникал и с интересом поддерживал.

Скоро и я тоже оказалась в курсе тех фактов и событий, о которых говорил он.
Мы  разговаривали до 3х часов ночи. И разговор все это время  был интересен для обоих. Разговор так увлек нас, что мы не замечали времени.
Уже после 3х мы наконец-то обратили внимание на время и поняли, что надо немного до утра отдохнуть.

 Утро было раннее. Принесли завтрак.
Я чуть-чуть попробовала разогретую кашу, неизвестно в каком году сваренную. Мой сосед тоже без особого аппетита ел заказанные с вечера блины.

После я позвонила родственникам и попросила при встрече зайти в вагон,так как вещи у меня  тяжелые. Еду все-таки с юга.
Наш поезд уже медленно приближался к перрону. Мой сосед быстро оделся, он был налегке, с одной сумкой на плече.

Меня он спросил,нужна ли помощь. Я отказалась, так как на перроне уже увидела своих.

Спутник мой вышел из купе и направился к выходу.
Я осталась одна. И вдруг подумала : ведь проведя несколько часов в интересном общении-беседах, мы ничего не знали друг о друге. Ни возраста(я лишь догадывалась, что мой собеседник намного моложе меня),  ни чем мы занимаемся в жизни (я лишь предположила, что его деятельность связана с телевидением).
 
Мы даже не знали имени друг друга.  И как-то это тоже не заметили.
Оказалось, все это ни к чему, если интересно просто общаться, беседовать и видеть друг друга.